Вы здесь

Владислав Хандогий: Самое главное — оставаться индивидуальным


В этом году он стал обладателем первого места на престижном международном конкурсе русской фортепианной музыки в Сан-Ремо. В него 19 лет это не первая победа, за плечами белорусского творца — ряд различных, не менее значимых международных музыкальных соревнований. Молодой человек является победителем V Международного конкурса юношеского исполнительного искусства имени Г. Свиридова в Санкт-Петербурге, ІІ Международного конкурса юных пианистов Astana Pіano Passіon, лауреатом ІІ Международного конкурса молодых пианистов Grand pіano Сompetіtіon в Москве, обладателем первой премии XV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и международного конкурса пианистов Ferrol pіano competіtіon в Испании. Владислав Хандогий — финалист Х Международного конкурса юных пианистов имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити, а также стипендиат фонда «Новые имена». У музыканта есть свой диск, который записан на фирме «Мелодия» в Москве. Творческий график пианиста довольно плотный: проекты в Московской филармонии, выступления в городах России, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии и других стран. Однако специально для нас Владислав нашел время в своем творческом графике, чтобы пообщаться об участии в недавнем конкурсе, рассказать о том, кому на самом деле он благодарен за победу и чем удивил его итальянский Сан-Ремо.


— Владислав, откуда у вас любовь к музыке?

— У меня родители музыканты: мать Татьяна Михайловна работает в оркестре при филармонии, отец Петр Петрович — в музыкальной школе, раньше тоже был в оркестре. Есть старший брат Алексей, который занимался на фортепиано, ходил в музыкальную школу. Мне очень нравилось, когда он играл на пианино, я его слушал и после начинал подбирать мелодии, которые слышал. Родители все это заметили и в семь лет отвели меня в музыкальную школу.

Мне, конечно, нравилось, но я долго сидеть за пианино не мог. Это было достаточно тяжело, и родители даже часто меня заставляли, потому что мне, конечно же, хотелось пойти поиграть в футбол с друзьями вместо того, чтобы заниматься. Плюс еще была школа. А вообще осознание себя как музыканта пришло, когда я начал ездить на конкурсы, концерты и т. д. Но не сразу это ощущение появилось, сначала, как говорил, заниматься меня заставляли (смеется).

— Расскажите, где сейчас учитесь?

— В Москве — на втором курсе Московской консерватории имени Чайковского. В свое время я окончил Республиканскую гимназию-колледж в Минске, после два года учился в Центральной музыкальной школе при консерватории.

— Как проходила подготовка к конкурсу в Сан-Ремо?

— Знаете, это всегда трудное занятие, и нужно много времени отдавать на освоение программы, на работу над ней. Очень тяжело даже в психологическом плане, потому что нужно морально готовиться ко всем волнениям, к тому, чтобы себя контролировать, уверенно чувствовать на сцене.

— Из каких этапов он состоял?

— Из трех туров. На первом я исполнял фантазию Скрябина си минор, четыре этюда Прокофьева со второго опуса, во втором туре — Баха хроматическую фантазию и фугу, а также шестую сонату Прокофьева. В третьем туре — второй концерт Рахманинова.

— И что было самым сложным?

— Работало высококлассное жюри, многих я знал по предыдущим конкурсам и концертам, которые они часто дают. В общем, состав участников был очень сильный, поэтому приходилось нелегко.

Существует много критериев, по которым оцениваются выступления. Надо играть чисто, эмоционально, то, что хотел показать композитор. Важно передать все оттенки, динамику. Мне кажется, тот, кто лучше всего это сделал, достоин награды. Еще важны индивидуальность, звук, стиль исполнения — это все в целом, наверное, жюри и оценивает.

— На что планируете потратить выигранные деньги?

— Меня наградили призом за лучшее исполнение произведения Александра Скрябина, получил 500 евро, а победа в конкурсе принесла мне шесть тысяч евро. В общем, все деньги, которые я выигрывал, идут на новые конкурсы, поездки, это все инвестируется в музыку, записи… Ну и, естественно, что-то еще откладываю, иными словами, лишь бы куда не трачу (смеется).

— Владислав, чем запомнился Сан-Ремо?

— В Сан-Ремо я был впервые, это очень необычный город. Несмотря на то что он маленький, жизнь в нем кипит, и при этом чувствуешь себя там спокойно. Рядом с моим отелем было море, пять минут пройти — и ты уже на пляже. Там очень красиво, прекрасная погода, добрые люди, такие все спокойные, отзывчивые.

— Творчество каких известных пианистов вас вдохновляет?

— У меня есть ряд любимых исполнителей, которых нравится слушать либо в которых черпаю определенные знания, эмоциональное состояние в музыке. В принципе, считаю, быть похожим на кого-то в нашей профессии, наверное, не очень хорошо. Потому что если кого-то стараются скопировать, это, мне кажется, немного неестественно. Самое главное, полагаю, — нужно оставаться индивидуальным, стараться находить свое, самому стараться чего-то добиться, а не копировать. Исполнители, которые мне нравятся, — это Мурай Перайя, Ван Клиберн, американец, победивший на самом первом конкурсе Чайковского; Рихтер, Гилельс. Однако не могу сказать, что мне нравится все, что они играют. Вдохновляют такие современные музыканты, как Даниил Трифонов, Григорий Соколов. На самом деле в моих фаворитах много пианистов, которые своего рода эталоны в исполнении определенных произведений.

— Кому благодарен за успех в конкурсе?

— Прежде всего своим родителям, ведь без них, наверное, ничего не произошло бы. Они самые главные в моей жизни учителя. Естественно, мои все педагоги, которые были рядом: и в музыкальной школе — Ирина Валентиновна Самоховец, и Ирина Юрьевна Семеняко, с которой занимался очень долго в Республиканском музыкальном колледже в Минске, и мой педагог на данный момент, профессор Наталья Владимировна Трулль. Все они повлияли на мою жизнь, и все мои друзья.

— Пианино — инструмент стационарный. Как на конкурсах и выездных концертах адаптируетесь к новому?

— Мы не волнуемся по этому поводу. В основном попадаются очень хорошие инструменты. Если, например, выступления в Америке, Италии, Франции, Германии, естественно, что там будет всегда великолепный инструмент, ведь это имидж конкурса, его статус. Без этого никак, по-другому невозможно. А если выступление где-то в маленьком городке, то там, конечно, может быть скромный инструмент, но не думаю, что это проблема.

— Как отдыхаете в свободное время?

— Очень люблю играть в футбол, конечно, когда есть время, да, к сожалению, его вообще нет. А когда выпадает возможность, всегда стараюсь побегать с ребятами. Люблю читать книги, однако это тоже не получается делать, потому что, опять-таки, я каждый день с инструментом, времени ни на что другое вообще не хватает. Читаю Достоевского, мне очень нравятся «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот». На самом деле восхищаюсь произведениями многих авторов — тем же Тургеневым, очень люблю Булгакова, в общем в основном русскую классику, из зарубежной литературы последнее, что читал — Джека Лондона.

— Поделитесь своими планами…

— Уже готовлюсь к новым мероприятиям. Была запись на очередной конкурс — в Италии, опять же, потом приеду на конкурс в Минск, который планируется 1 декабря. Мне предстоит делать записи на два крупных мероприятия: одно — в Америке, второе — в Испании. Короче, жизнь кипит!

Надежда ЗУЕВА

Фото из архива музыканта

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.