Вы здесь

В «Москве» разбили тарелку. Что мы увидели на открытии ХХVII «Лістапада»


Обновленный ХХVII Минский международный кинофестиваль «Лістапад» начал работу. В этом году изменения произошли во всех направлениях, начиная с дизайна главных символов фестиваля и заканчивая дирекцией, а также составом членов жюри. Уже в первый день работы конкурса стало понятно, что «Лістапад» будет определяться яркими разнообразными цветами и непредвиденными решениями. Почему у меня сложилось такое мнение — читайте в репортаже, посвященном открытию главного кинофестиваля страны.


«Лістапад» с красной дорожкой

«Беларусьфильмом», который организовывал ХХVII Минский международный кинофестиваль «Лістапад», уже не один раз было отмечено, что участие в конкурсной и внеконкурсной программе примет около 100 лент. Так что дни работы фестиваля обещают быть насыщенными. В чем мы убедились, когда в кинотеатре «Москва» состоялось торжественное открытие. Разумеется, какой кинофестиваль без красной дорожки — по традиционно разосланному красному ковру прошли узнаваемые персоны, кинозвезды, режиссеры, руководители киностудий.

Напомню, что в этом году конкурс проходит под слоганом «Кино — симфония единства». Организаторы надеются, что кино станет определенным мостиком между душами людей из разных стран. Цель благородная.

Свое выступление, прозвучавшее во время открытия, хорошо знакомый белорусам народный артист России, кинорежиссер, писатель, общественный деятель Николай Бурляев посвятил теме православно-славянского братства. Известный кинематографист вспомнил, как начинался этот белорусский фестиваль, и одобрил его нынешний девиз. Николай Бурляев привез на «Лістапад» два фильма, один из которых будет мировой премьерой.

— У кинофорума действительно отличный слоган, что актуально в наше бурное время, с учетом аспектов, связанных с пандемией, — отметил и заместитель премьер-министра Игорь Петришенко. — Мы хотим, чтобы благодаря нашему кинофестивалю люди стали еще добрее. Есть разные традиции, культуры, но существует одно, что объединяет людей, — стремление жить в согласии, дружбе и комфорте, чтобы творческая составляющая деятельности человека была направлена на создание, а симфония кино объединяла людей. Чтобы было меньше разных противоречий, войн, конфликтов, именно искусство должно нести людям правду. Документалистика должна отражать объективную реальность, люди должны видеть и знать, что и как происходило.

Организаторы презентовали гостям фестиваля и творческие выступления. Со сцены «Москвы» прозвучала песня из драматического телесериала «Оттепель» в исполнении Александры Гайдук и Руслана Чернецкого. Также в рамках открытия кинофестиваля выступила арт-группа «Белорусы».

Возвращаясь к теме отечественного кинопроцесса, нельзя миновать следующую новость: во время открытия «Лістапада» был вручен специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций и духовности в киноискусстве». Премию получил Игорь Волчек, мастер белорусской анимации:

— Большое спасибо за столь высокую оценку моей работы, — отметил заслуженный деятель искусств Беларуси. — Все усилия были бы абсолютно бесполезны, если бы не наш прекрасный коллектив — студия анимационных фильмов и те люди, которые помогали мне делать их. Я пришел на «Беларусьфильм» 53 года назад. Знаете, мне очень повезло тогда, ведь это было рассвет белорусского кинематографа. Сейчас уже я несу эту эстафету и передаю ее молодым. Желаю от всей души, чтобы молодежь проявила себя, чтобы снимались великолепные фильмы, чтобы мы могли гордиться и получать такие призы.

Как было отмечено ранее «Лістапад» в этом году прошел много трансформаций. Сменился председатель — должность занял народный артист Беларуси Александр Ефремов. Во время открытия фестиваля Александру Ефремову выпала самая символичная задача: разбить тарелку с автографами участников прошлых лет. Именно с такого же ритуала, кстати, начинаются съемки каждого фильма.

— С большой нежностью я вспоминаю, как занимал мою нынешнюю должность на фестивале Ростислав Иванович Янковский. Он встречал каждого гостя так, будто тот был самым близким и дорогим родственником. Сцена кинотеатра «Москва» становилась продолжением его дома. Он создавал ту атмосферу единства, о которой мы сейчас говорим, — рассказал Александр Ефремов. — Я надеюсь, что та программа, которую мы увидим, будет интересной. Нам есть чем удивлять. Это наша духовность, честность, чистота и человеческие ценности. Счастливого пути, «Лістапад»-27!

Министр культуры Анатолий Маркевич отметил:

— Мы очень позитивно оцениваем этот фестиваль. Здорово, что мы все вместе обсуждаем важные кинопроекты. Представлены работы из 54 стран, что свидетельствует о том, что интерес у наших коллег, партнеров, друзей очень большой. Ряд государств впервые принимают участие в этом мероприятии. Мы рады гостям, которые нашли возможность приехать в Беларусь. Это очень важно, ведь встречаясь, мы обмениваемся мыслями, видим культуру других стран. Мы понимаем, что культура идет впереди всех процессов.

Церемония открытия ХХVII «Лістапада» завершилась показом фильма из секции игрового кино. Австрийско-немецкая лента «Королевская игра» режиссера Филиппа Штельцля рассказала о невзгодах и борьбе юриста Йозефа Бартока в период фашистской оккупации Австрии.

«Лістападзік» с рисованным Богдановичем

Одновременно с основным конкурсом начал свою работу и «Лістападзік», который в этом году представил 14 картин для детской и юношеской аудитории.

Открывались взрослый «Лістапад» и детский «Лістападзік» в один день, но соответственно возрастной аудитории, «младший» фестиваль начали в более раннее время. Во время открытия «Лістападзіка» в кинотеатре «Пионер» директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский, обращаясь к маленьким зрителям, отметил:

— Всю неделю мы приглашаем вас в путешествие по миру кино. Мы, взрослые, делаем все, чтобы у нас не было войны, и чтобы страны дружили между собой. Этот фестиваль и мультфильмы — прекрасный подарок для детей. Желаю, чтобы Вы были здоровыми и радостными, чтобы ваши родители не огорчались, заглядывая в ваши дневники, и, конечно же, счастливого детства.

Фильмом открытия «Лістападзіка» стала анимационная лента Елены Туровой «Звезды седьмого неба». Это полнометражный музыкальный мультфильм, который рассказывает историю о трех друзьях, борющихся с ужасами жестокого мира наживы и потребительства. Да, посыл сказки соответствует всем канонам и несет детям доброе и вечное, при этом и сюжет, и художественное решение современные и полные аллюзий, понятных именно взрослому зрителю. Также в конкурсной программе была показана венгерская лента «Томми и львенок» режиссера Жолта Пальфи, о том, как вымышленный львенок помогает мальчику приобрести необходимые черты характера.

Чрезвычайно приятно было видеть работы белорусских режиссеров Елены Петкевич и Игоря Волчека. Елена Петкевич продолжает работать в типичном для нее направлении: через свои ленты она рассказывает об известных творческих деятелях Беларуси. На этот раз главным героем мультфильма «Я тайну в глубине души скрываю» стал Максим Богданович. А вот Игорь Волчек создал картину под названием «Прелюдия и фуга», которая олицетворяет воспоминания из детства. Как отметил сам режиссер, этот мультфильм направлен на более взрослую публику, которая помнит о некогда существовавшей и имевшей название СССР стране. Работы разных направлений, но у них есть общая черта — собственный авторский почерк.

Понятно, что делать результаты пока рано. Впереди ждет еще много фильмов и встреч с режиссерами, артистами, кинокритиками. На этой неделе Минские кинотеатры будут работать вовсю, а наша главная задача — как можно подробнее познакомиться с программой фестиваля.

Арина КАРПОВИЧ

Фото: БелТА

Выбор редакции

Экономика

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Рассказали специалисты жилищно-коммунального хозяйства.