Вы здесь

Хренин: Мы не хотим войны, но за свою землю будем стоять намертво


На днях министр обороны во время большого интервью международному телеканалу Al Jazeera дал компетентную оценку событиям на белорусско-польской границе, вообще военно-политической ситуации, которая складывается вокруг Беларуси, высказался о военном взаимодействии с нашим стратегическим партнером — Российской Федерацией. Во время интервью затрагивались и другие темы. «Звязда» приводит высказывания главы оборонного ведомства по наиболее актуальным вопросам.


Насчет обстановки вокруг нашей границы

В. Хренин: — Республика Беларусь — независимое суверенное государство, в котором самостоятельно принимаются решения, определяется наше будущее. Мы живем по своим законам, мы чтим и помним свои традиции. К сожалению, как видно, не всем это нравится. События, которые происходят на границе и вообще вокруг нашей страны, очень ярко свидетельствуют о том, что где-то есть определенный центр силы, который определил наше государство целью. Не нравится, что мы живем сами, не слушаем чужих указаний. Мы, конечно, прислушиваемся к разумным вещам, но чужды нам те ценности, которые нам пытаются навязать. Это, конечно, неприемлемо: мы независимое государство. Но, к сожалению, в последнее время особенно очевидны нападки на нашу независимость со стороны соседей: Польши, Прибалтики, южной соседки тоже. Это нас очень тревожит, огорчает. И происходящие события свидетельствуют, что они не хотят жить по-соседски.

В. Хренин: — Уже открыто в средствах массовой информации к нам предъявляются определенные территориальные претензии. Тоже непонятно: зачем, для чего? Если говорить языком цифр, посмотрите, что за последние несколько лет происходит вокруг нашей страны. Начиная с 2014 года, вооруженными силами Соединенных Штатов проводится операция под названием «Антлантическая решимость». В рамках этой операции на территории европейских стран, в большей степени на территории Польши, в странах Прибалтики, располагается определенный воинский контингент. Количественность его в целом в Европе составляет более 6 тысяч, а свыше 4 тысяч — непосредственно на территории Польши и стран Прибалтики. На территории Литвы есть полигон (всего в 15 километрах от нашей государственной границы), где сейчас расположен танковый батальон (29 «Абрамсов») и другая техника. Буквально год, может, больше назад, когда он в первый раз там появился, нас уверяли, что это только на время учений. А как мы видим, больше года там занимаются боевой подготовкой, идет ротация — никуда никто не хочет уходить.

В. Хренин: — Объединенными вооруженными силами НАТО с 2017 года проводится операция «Усиленное передовое присутствие». В ее пределах концентрируется соответствующий воинский контингент на территории Польши и стран Балтии. И сегодня их количественность тоже уже немалая — свыше шести тысяч военнослужащих и разнообразное количество техники. И если брать данные две операции, по оценкам нашего главного разведуправления, мы видим, что это около 150 танков, около 200 бронированных машин, разнообразное количество орудий полевой артиллерии, реактивные системы залпового огня, вертолеты. Это не может нас не настораживать.

В. Хренин: — Самолетов, осуществлявших миссию по защите воздушного пространства стран Балтии, было всего 4. На сегодняшний момент мы насчитываем 14. Причем за этот промежуток времени, прошедший, количество наших Военно-воздушных сил не стало больше. Мы, наоборот, сокращаем, оптимизируем наши Вооруженные Силы. Язык цифр говорит о том, что за эти годы в разы увеличилась интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки. Мы их видим. Наши соседи их особо и не скрывают. Они показывают численность личного состава и техники, участвующей во всех этих мероприятиях: она возросла в разы. Проводится совершенствование инфраструктуры, модернизируются аэродромы на территории стран Балтии и Польши. На сегодняшний момент уже под стандарты НАТО сделано пять или шесть аэродромов, еще на десяти ведутся работы. Мы как военные понимаем, для чего это делается. Совершенствуются дороги, на законодательном уровне разрабатываются документы — так называемый военный Шенген. Когда они столкнулись с определенными проблемами в Евросоюзе по перемещению техники, объективно поняли, что им на законодательном уровне необходимо разрабатывать документы, которые позволят беспрепятственно перемещаться по территории Европы технике любых стран, прежде всего Соединенных Штатов.

В. Хренин: — На территории Польши восстановлен 5-й армейский корпус, который готов взять на себя управление любого масштаба армейской операции. Формируется на брестском направлении новая механизированная дивизия Польши. Звучат заявления от должностных лиц о закупке техники и вооружения: 250 танков «Абрамс», десятками собираются закупать самолеты F-35, беспилотные летательные аппараты. Это же все оружие ударное, наступательное, оно не для защиты. Наши соседи планируют увеличить свою армию с почти 120 тысяч до практически 200 тысяч человек. Нас настораживает и беспокоит такой комплекс мероприятий. Я как человек военный понимаю, что все это означает подготовку к войне. Они говорят, что им угрожает Россия. Неправда все это! Никому Россия не собирается угрожать. Также как и мы, находясь с Россией, нашим стратегическим союзником, в составе Союзного государства. Это выдумки, чтобы оправдать свою милитаризацию перед своим обществом.

В. Хренин: — Как могут развиваться события? Очень сложно их спрогнозировать. Это даже напоминает события перед Великой Отечественной войной. Когда на территории Польши фашистская Германия начала концентрировать свои самолеты, должностные лица со стороны Советского Союза спрашивают: «Для чего?» Ответ был такой: «Чтобы Великобритания не разбомбила нашу авиацию». Поверили. Начали (с немецкой стороны. — прим. авт.) подтягивать на территорию Польши свои войска — они, мол, выходят сюда отдыхать. Нагло обманывали. Я боюсь, не происходит на данный момент то же самое. Не находимся ли мы на какой-то стадии определенной подготовки к горячему моменту.

О стратегическом союзнике

В. Хренин: — Мы сегодня находимся на высоком уровне взаимодействия с нашим стратегическим союзником — Российской Федерацией. Те договоренности, которые есть и которых мы сейчас придерживаемся непосредственно с военным ведомством, ее руководителем, генералом армии Сергеем Шойгу, направлены прежде всего на сохранение мира. Сегодня тем уровнем готовности и подготовки, которого достигла армия России, стоит только гордиться и восхищаться. Мы рады, что у нас такой союзник. Для нас очень важно, что в армии России есть боевой опыт, которым они охотно с нами делятся. Прошлый год нас заставил еще больше сблизиться. Мы поняли, что у нас, как оказалось, и друзей почти нет, и соседи агрессивные. Мы проводим многочисленные мероприятия, причем они прозрачные. В этом году, например, у нас прошли учения «Запад — 2021». Их можно спрогнозировать на сто лет вперед. Они никому не несут угрозы. Мы учим свою армию. И наш Президент говорит, что армия должна тренироваться. А мы тренируемся на полигонах, отрабатываем, шлифуем свои вопросы, поднимаемся на соответствующую степень в выучке войск. А как по-другому?

В. Хренин: — У нас есть Союзное государство, региональная группировка войск, куда входят вся армия вооруженных сил Республики Беларусь и часть сил и средств от Российской Федерации, которых, по нашим расчетам, вполне достаточно. И если будет необходимость (Россия совсем рядом), они все будут на нашей территории. Размещать дополнительные авиационные и другие базы… Они нам не нужны. Наши соседи, не стесняясь, их размещают. Мы выработали другой механизм с нашим стратегическим союзником Российской Федерацией. Мы готовим свои вооруженные силы в рамках учебно-боевых центров, где организовано совместное дежурство, мы изучаем технику, новую технику, изучаем опыт, где-то делимся своим. Никаких баз не будет. А если понадобится, то здесь, как сказал президент, будет хоть вся российская армия. Мы не хотим войны, не хотим проблем, но за свою землю будем стоять намертво и никому не позволим диктовать нам условия или разговаривать с нами с позиции силы. Мы гордый белорусский народ.

О ситуации с беженцами

В. Хренин: — Это люди, бегущие от войны, от горя, которые хотят жить так, как им рассказали в Европе: счастливо, сыто. Это глубокий кризис. Причем не Беларусь виновата в нем. Разрушив Ирак, Ливию, Сирию, страны коллективного Запада, Соединенные Штаты сами его создали. В свое время это были процветающие страны, люди не думали бежать оттуда. К нам они приезжают легально. Появились те, кто пытается нас обвинить в этом кризисе. Но он, честно говоря, не выгоден для нас ни в каком плане: ни в экономическом, ни в политическом, ни в военном. Нам бы самим разобраться с теми проблемами, которые у нас есть. Это, я считаю, искусственный кризис, на фоне которого нагнетается обстановка, особенно со стороны Польши. На этом они хотят заработать политические дивиденды. Возможно, преследуют определенные финансовые вопросы. А если задуматься, не пытаются ли они из-за этого кризиса, в том числе провоцируя нас, втянуть и в том числе страны Европы в определенный конфликт? Это очень опасно и неправильно. И мне в этом плане не нравятся действия польского военного ведомства, которое голословно обвиняет нас, людей военных, что мы участвуем в этом кризисе, чуть ли не управляем им. Мы должны перейти к консультациям и разговорам по этому вопросу. Предлагаем это польской стороне, но пока не видим, не слышим от них такого желания.

Вероника КОНЮТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.