Вы здесь

Печатное слово или интернет — что выбирает современная молодежь?


Все печатные СМИ, не только в нашей стране, констатируют отток молодежной аудитории. Молодые люди все реже обращаются к прессе, чтобы узнать последние новости. Они креативно строят свою медиареальность, включающую онлайновые СМИ с их мультимедийностью и интерактивностью в подаче информации, социальные сети и мессенджеры, блоги, фото-, аудио- и видеоконтент...


Периодика теряет целевую аудиторию, а молодежь не получает необходимые ценностные ориентиры. Развитие детской и молодежной прессы в условиях цифровизации обсудили во время круглого стола, который прошел в Общественном пресс-центре Дома прессы.

Истории успеха

— Молодые люди предпочитают информацию с интернет-ресурсов, — констатирует начальник управления по делам молодежи Министерства образования Татьяна СИМОНОВСКАЯ. — Поэтому хотелось бы, чтобы те издания, которые существуют в нашей стране, уделяли больше внимания подрастающему поколению. В сфере молодежной политики делается многое, и хотелось бы, чтобы об этом знали все. Это и есть основная позиция одного из направлений Стратегии развития государственной молодежной политики в Беларуси до 2030 года — развитие информационного поля для работы с молодежью. В этом направлении акцент сделан на то, чтобы всесторонне показывать жизнь, достижения, умения наших молодых граждан. Отражать интересные стороны их жизни и вместе с тем не избегать проблемных вопросов, которые существуют. Нужно больше интересных рубрик, которые создавали бы атмосферу стремления к успеху и стимулировали желание добиваться своих целей.

«Перед правительством и редакциями стоит задача — привлечь интерес детей и молодежи к тому, что мы выдаем и о чем говорим, чтобы донести то позитивное, что происходит в нашей стране. Не закрывается какими-то узкими темами, которые подаются с трансформацией и неправильной трактовкой. Ведь молодежь хватает то, что лежит на поверхности, и ей нужно в доступной форме очень простым языком доносить информацию о том, что происходит в стране, какие у нее есть преференции», — акцентировала внимание Татьяна Симоновская.

По ее словам, недавно в министерстве проанализировали, как реализовывается в стране государственная молодежная политика. Выяснилось, что в каждом районе и населенном пункте есть целый блок работы, посвященный этим вопросам. Для инициативной молодежи существует большое количество социальных льгот и форм поддержки.

«Наше государство поддерживает молодежных лидеров и создает возможности, чтобы целеустремленный человек мог построить карьеру и внести вклад в развитие и общественную деятельность. Сколько у нас в стране проводится различных мероприятий для талантливых и одаренных людей… Сколько концертов и творческих площадок организовано… Да, выходят большие разделы в наших печатных изданиях, но не всегда молодежь их читает. К сожалению, количество подписчиков на газеты постепенно падает. Недаром наши крупные издания перешли в электронную форму и уже таким образом доносят до населения те вопросы, которые хотелось бы отразить», — заключила Татьяна Симоновская.

Медиаобразование и важные навыки

— Мы не можем сегодня запретить пребывание детей и подростков в социальных сетях, но мы должны его корректировать, — рассуждает начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Александр МАТЮШОНОК. — Нужно развивать медиаобразованность у подрастающего поколения. Речь не идет о каком-то отдельном предмете в школе, учителя могут это делать и в рамках своих предметов.

— Поверьте, что мы — самые верные ваши читатели и авторы, — заверила, обращаясь к представителям детско-юношеских и молодежных СМИ заведующий детско-юношеской телестудией Минского государственного Дворца детей и молодежи Елена ОРЕШКО, — потому что наши воспитанники очень заинтересованы в публикации своих материалов. Вы не можете себе представить, какая радость для них — увидеть свою фамилию в печатном издании. Каждый год Дворец детей и молодежи проводит конкурс для юных журналистов «Изменим мир к лучшему!». Творческое соревнование проводится по четырем номинациям: «Лучший медиастартап» (участвуют сайты, паблики в соцсетях (видеоканалы, блоги и т. д.), «Лучшая газета», «Лучший авторский материал» и «Лучший видеофильм». И роль профессиональных СМИ в проведении конкурса очень важна, поэтому приглашаем всех присоединяться в качестве менторов или членов жюри.

Елена Орешко уверена, что сегодня в клубах юных журналистов важнее учить работе с информацией, а не просто готовить будущих «акул пера». Нужно заниматься медиаобразованием и развитием у детей медиакомпетенций. А журналистика как раз и фокусирует все эти полезные знания. Она помогает отбирать, находить нужную информацию, аналитически к ней подходить, отличать неправдивую от правдивой.

— Фактически сегодня мы все — журналисты, потому что постоянно создаем информационный контент. Но несем ли мы за него ответственность? Я, как представитель детско-юношеской непрофессиональной журналистики, считаю, что клубы журналистики должны создаваться в каждой школе и в каждом учреждении дополнительного образования, — подчеркнула Елена Орешко. — Но тут уже встает вопрос с кадрами. В системе образования детской журналистикой занимаются социальные педагоги и педагоги-филологи. Хотелось бы обратиться к министерствам образования и информации, а можно ли создать какой-то единый портал в помощь педагогам, где бы профессиональные журналисты делились в видеороликах секретами своего мастерства, рассказывали о жанре в журналистике, о создании газеты или телестудии. Чтобы каждый желающий мог пройти этот курс, научиться сам и научить детей, Как правильно работать с информацией и создавать качественный медиаконтент. Да, мы проводим много конкурсов для юных журналистов, но назрела необходимость проведения журналистских кампусов. Можно было бы на три-пять дней собирать детей со всех регионов и организовывать для них мастерские, где их будут учить работать с информацией. Это архиважное умение, вы не представляете, какая бывает каша в их головах, как им сложно отделить черное от белого, и с этим должны работать профессионалы.

Мы все знаем, что кино и телевидение создают виртуальный мир, и если за это берутся «плохие люди», то такой мир может быть очень опасен. А вот открытие в школах своих телестудий помогло бы детям оказаться по другую сторону экрана и узнать о законах и невидимых сторонах создания виртуального мира.

Идя на круглый стол, я поинтересовалась у наших воспитанников, что они думают о печатных СМИ. Так вот дети предложили их редакциям создать новостной канал в интернете, где ежедневно или еженедельно адаптировано к возрасту детей давались бы новости культуры, искусства, общественно-политической жизни. Чтобы они затем могли эту информацию использовать на информационных часах в своих школах. Также выяснилось, что детям младшего школьного возраста не хватает в печатных СМИ информации о последних достижениях науки, но такая информация должна предоставляться в легкой форме и доступным языком.

Мастерство + гражданская позиция

Интересно, что в Мозыре идею, высказанную Еленой Орешко, уже реализовали, правда, пока на городском уровне. Там во время летних каникул проводят лесную школу журналистики. Об этом рассказала руководитель клуба «Юный журналист» Татьяна АНДРИЕВСКАЯ. Объединение по интересам действует О Мозырском центре творчества детей и молодежи с 2002 года. За это время было подготовлено около 400 медийных продуктов, а 17 его воспитанников выбрали журналистику своей профессией. Логично, что стратегическим партнером юных журналистов стала районная газета «Жизнь Полесья», дающая новичкам место на своих страницах.

— О чем пишут юные журналисты? О лучших представителях молодежи, о проблемах, успехах, мечтах и планах своих сверстников. Статья Александра Веселова «Предана родному слову, Счастье ли быть белорусской», посвященная проблеме сохранения родного языка, была напечатана в этом году в юбилейном номере газеты «Чырвонка. Чырвоная змена». А к столетию газеты «Жизнь Полесья» был издан сборник «Перо юных», включающий публикации 74 юных авторов за все годы существования клуба. Сейчас это наша настольная книга, наш учебник, летопись нашего клуба, — подчеркивает Татьяна Андриевская. — С 2018 года юные журналисты начали работать над выпуском информпроекта «Press-молодежь» на страницах районной газеты. Также было принято решение создать районную медиакоманду, в которую будут входить учащиеся от каждой школы города — дети, интересующиеся журналистикой, и проводить для них четыре учебные сессии в год.

Лесная школа журналистики в палаточном лагере стала уже традиционной (только два последних года пандемия вносит в ее деятельность свои коррективы). Ребята 11–17 лет выезжают на девять дней на лоно природы, чтобы на свежем воздухе отдохнуть от гаджетов, интернета, шумного города и насладится хорошей компанией, активными видами спорта, пешими походами, песнями у костра и, главное, научиться основам журналистского мастерства.

Главная цель как и на кружках, так и во время лесной школы — развитие журналистских и коммуникативных навыков и творческих способностей у ребят. Занятия проводятся в формате творческих заданий, для учащихся организовываются встречи с интересными людьми.

По словам Татьяны Андриевской, цифровизация положительно повлияла на деятельность клуба. Когда-то в редакции направлялись материалы юных авторов, написанные ими от руки, потом на помощь пришла компьютеризация, в дело пошли дискеты, CD-диски и флешки, теперь же можно просто отправить статью по электронной почте и получить быструю обратную связь. «А размещение информации в социальных сетях и в чате нашего клуба способствует принятию быстрых решений и распространению заданий среди юных журналистов. Каждая публикация, каждая награда (а их набралось за годы существования клуба много) тут же находит отражение в нашем чате и стимулирует всех на творческий поиск, — говорит руководитель клуба. — Совершенствовать журналистское мастерство, печататься и занимать активную гражданскую позицию — искреннее стремление юных журналистов сегодня.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Экономика

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Рассказали специалисты жилищно-коммунального хозяйства.