Вы здесь

Никита Лаврецкий: «Снимать фильмы — мое внутреннее «я»


Наверное, каждый из нас хоть когда-то записывал моменты своей жизни на камеру, при этом представляя себя великим режиссером и постановщиком в одном лице. Однако только у единиц есть талант и склонность к работе в сфере киноискусства. Одним из таких счастливчиков стал двадцатисемилетний белорусский режиссер и кинокритик Никита Лаврецкий, который поделился с нами процессом создания своих фильмов и дал советы новичкам в этом деле.


— С чего началось ваше увлечение киноискусством?

— Как банально бы ни звучало, но моя любовь к нему началась с раннего детства. У родителей была видеокамера, и они давали с ней «поиграть» в режиссера на разных праздниках. Ну, а я времени зря не терял и действительно снимал семейные видео, которые в будущем пригодились мне в создании фильма-автобиографии «Никита Лаврецкий», но об этом позже. Если говорить о моем первом более осмысленном желании снимать фильмы и развиваться в этой сфере, а не просто интуитивно сохранять моменты из жизни, то это произошло лет в двенадцать. Тогда вместе с братом я снял на телефон свой первый фильм в трех частях. В нем были монтаж и титры, каждая часть длилась по десять минут. А в четырнадцать лет, опять же с братом, снял остросюжетный фильм. Мне кажется, уже тогда в моем творчестве начали прослеживаться стиль и индивидуальность.

— Вы начинали свое становление, опираясь на энтузиазм и природные данные, и даже не сразу пошли получать профильное образование…

— Это да, я до сих пор воспринимаю свою деятельность режиссера как часть себя, с которой родился, а не как профессию. Окончив девять классов, поступил в лицей Белорусского государственного университета. Результатом моей учебы стала золотая медаль, затем решил получить высшее образование в БГУ на факультете прикладной математики и информатики. Как вы понимаете, это не очень связано со сферой моих интересов. Несмотря на то, что я не считаю высшее профильное образование обязательным условием для становления как профессионала и знаю множество примеров больших кинорежиссеров, которые ее не имеют, принял для себя решение, что хочу теоретически развиться и обрести новые практические навыки в этой сфере. Поэтому поступил в магистратуру Белорусской государственной академии искусств на кафедру менеджмента, истории и теории экранных искусств и теперь имею почетное звание «магистр киноведения».

— Расскажите, как проходит процесс создания ваших фильмов?

— Сразу могу сказать, что главное в этой профессии да и в любой творческой, на мой взгляд, — это не идея, а то, как мы сможем ее раскрыть. Вот, например, была у кого-то задумка снять фильм про летающего слона. И что дальше? А ничего, на этапе возникновения идеи вся работа и остановится. Другое дело, если добавить к ней уже какой-то сюжет, скажем, о необычном слонике, который родился в цирке и никак не мог найти свое призвание. Это я о сюжете мультфильма компании Уолта Диснея «Дамбо»: здесь вырисовывается совсем другая картина. Сразу сам собой напрашивается сценарий, в голове появляются кадры из будущего фильма, и вдохновение не оставляет…

— А после этого этапа какой следующий?

— Когда в голове сложилась более-менее ясная картина того, что я хочу создать, наступает момент написания сценария. Чаще всего делаю это сам, но в некоторых фильмах у меня есть соавторы. Например, у одного из самых нашумевших — триллера «Белорусский психопат», победившего в номинации «Лучший игровой фильм» на ХХІІ Международном кинофестивале «Лістапад», — соавтором является Ольга Ковалева. Я не тот человек, который будет присваивать себе плоды чужого труда, поэтому всех соавторов всегда упоминаю в субтитрах. Если продолжать перечень ступеней создания фильма, то после написания сценария провожу кастинг, на котором подбираю актеров, кстати, всегда этим занимаюсь лично, без всяких агентов и менеджеров, как делают многие режиссеры. А дальше уже происходит непосредственно процесс съемок и монтажа. Если говорить о том, сколько времени на все это уходит, то выделить даже среднее арифметическое очень сложно. Ведь тайминг создания фильма зависит от множества факторов: это формат, скорость подбора актеров, сложность монтажа и другие.

— Часто ли друзья просят сняться в ваших лентах?

— Честно говоря, сам стараюсь приглашать преимущественно знакомых людей, потому что они уже знают меня в работе и то, как вижу тот или иной эпизод. А я в свою очередь понимаю еще до кастинга, кто в какую роль ввиду своего характера и внешности наиболее удачно впишется и комфортно ее проживет. Бывают, конечно, и исключения, когда приходится работать с совершенно незнакомыми людьми. Хотя и их я чаще всего нахожу через своих знакомых, уточняя, нет ли в их окружении людей с подходящим типажом. Если не знаю, кого выбрать на ту или иную роль, или у меня есть несколько вариантов, провожу кастинг. Обычно в онлайн-формате по фото в социальных сетях. Этого этапа, как правило, мне достаточно.

— Мы поговорили об этапах создания фильма, а что насчет качеств самого режиссера: каким должен быть человек этой профессии?

— Если хотите снимать собственные ленты, то придется сочетать два противоположных качества. Первое — коммуникабельность. В любом случае режиссеру приходится общаться с артистами, соавторами и другими на протяжении съемочного процесса. Каждый человек уникален, и к каждому нужно найти свой подход. Второе качество — умение абстрагироваться и быть интровертом. Когда процесс съемок подходит к концу, я перехожу к монтажу. Иногда это занимает достаточно много времени, который нужно провести максимально сосредоточенным в полном одиночестве, не отвлекая внимание. Если мы говорим не о внутренних качествах, а о каких-то профессиональных навыках, то умение снимать, монтировать и другие технические моменты приходят с опытом и практикой. Главное — не останавливаться на полпути.

— Какие из ваших картин вы считаете самыми главными в своей фильмографии?

— Тут даже думать не надо, название одного моего фильма говорит само за себя. Я имею в виду фильм «Никита Лаврецкий», названный, собственно говоря, в честь меня самого. О нем я уже немного упоминал в самом начале нашего разговора. Сверхзадачей каждой моей ленты является рассказ истории зрителю. В этом фильме я рассказал историю своей жизни в течение шестнадцати лет таким, каким оно было на самом деле: со всеми трудностями, радостями и проблемами. Прозвучит, конечно, не очень скромно, но для меня «Никита Лаврецкий» является главным и уникальным фильмом не только в собственном списке творений, но и в истории всего кино. Первая уникальность — это его название. Лично я не знаю ни одной картины, кроме своей, названной в честь самого режиссера и сценариста в одном лице. Второе — это то, что данный фильм практически не потребовал от меня никакой режиссерской работы. Большинство эпизодов были, как уже говорил, сняты мной в детском и подростковом возрасте, и оставалось только правильно их смонтировать. Кроме указанного фильма, могу отметить еще такие произведения, как «Белорусский психопат», «Сашин ад» и короткометражку «Несколько сцен с моей девушкой Олечкой Ковалевой».

— Чем увлекаетесь в свободное от съемок время?

— Я обычный человек, у меня есть любимая девушка и друзья, мне нравится проводить время с ними. Кроме того, конечно же, люблю смотреть фильмы и читать книги. Если говорить о других занятиях в профессиональной деятельности, то, кроме съемок, работаю кинокритиком, пишу статьи в разные издания. А еще являюсь соавтором комикса «Включая ее имя и лицо». Ну и, поскольку я творческий человек, всегда смотрю на мир сквозь объектив видеокамеры в поисках интересных сюжетов. Ведь, как я уже говорил, съемка фильмов для меня не профессия, а мое внутреннее «я».

Ангелина НОВИКОВА

Фото из архива героя публикации

Выбор редакции

Общество

«Вы для нас незаменимы...». Будни работников отделения соцпомощи дома в Ленинском районе Минска

«Вы для нас незаменимы...». Будни работников отделения соцпомощи дома в Ленинском районе Минска

Будни работников отделения социальной помощи на дому в Ленинском районе Минска.

Калейдоскоп

Дмитрий Рябов: В июле ждем идеальное белорусское лето!

Дмитрий Рябов: В июле ждем идеальное белорусское лето!

В июле, как и полагается экватору года, прогнозируется самый теплый период сезона.

Общество

Черешня от 6.99 р, клубника — от 6.99 р. Корреспондент «Звязды» посетила Минскую Комаровку и попробовала ягоды

Черешня от 6.99 р, клубника — от 6.99 р. Корреспондент «Звязды» посетила Минскую Комаровку и попробовала ягоды

«Сказка», «Супер», «Огонь». Корреспондент «Звязды» посетила минскую Комаровку и попробовала ягоды.