Вы здесь

Как подготовить востребованного и конкурентоспособного специалиста?


Плотная работа с заказчиками кадров, активная профориентационная работа и мощная команда внутри вуза, которая не боится изменений и способна воплощать их в жизнь, — вот три условия для открытия в учебных заведениях новых специальностей.


В погоне за броским названием

— Ежегодно на каждом уровне образования у нас открывается 3–5 абсолютно новых специальностей. Новая — это та, которая впервые запроектирована и внесена в классификатор специальностей и квалификаций, — объясняет начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей КАСПЕРОВИЧ. — По ней, как правило, начинает подготовку одно учреждение образования, и только через несколько лет подтягиваются другие. Новая специальность открывается, когда за ней стоит новое содержание — как минимум на 60% отличающееся от всех тех специальностей, по которым уже ведется подготовка. При планировании набора абитуриентов учреждения образования напрямую реагируют на потребности рынка труда. Ряд специальностей перестают существовать, потому что отсутствует запрос на соответствующих специалистов. Бывают случаи, когда через несколько лет к ним снова возвращаются, перепроектируются и на основе принципа межпредметности рождается нечто совершенно новое и интересное.

Не секрет, что молодежь часто выбирает специальность, ориентируясь на моду и броское название, а не на перспективы будущего трудоустройства. Особенно сложно определиться с выбором специальности абитуриентом технических вузов.

— В Белорусском национальном техническом университете вы обязательно найдете те специальности, которые вам понравятся. У нас действует 16 факультетов по разным направлениям: энергетика, машиностроение, автомобиле- и тракторостроение, строительство, архитектура. Мы готовим кадры по 100 специальностям и специализациям, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии БНТУ, декан машиностроительного факультета Андрей САФОНОВ. — Но я бы посоветовал абитуриентам оценивать специальности не только исходя из названия. Необходимо смотреть глубже, изучать компетенции, которые получают те, кто там обучается. При приготовлении должно обеспечиваться несколько важных условий. В современном мире одних только знаний технического характера уже недостаточно. Нужно уметь еще продвинуть свой продукт(разработку), продать его и получить прибыль. Концепция «Университета 3.0», реализуемая в Белорусском национальном техническом университете, — это сочетание образования, науки и инновационного предпринимательства, неразрывно связанного между собой. Такие навыки в БНТУ развивают с помощью технопарка «Политехник». Это та структура, которая аккумулирует инновационный потенциал и позволяет, поддерживая стартапы, давать и развивать остродефицитные навыки.

Второй вектор — практикоориентированность подготовки. И третья обязательная составляющая — цифровизация. Здесь нужно отталкиваться от мировых тенденций, комплексно применять цифровые технологии. Я говорю о «Индустрии 4.0». Это целая система жизненного цикла любого процесса, и она должна присутствовать и в процессе обучения.

— Кроме содержания образования, его объема и структуры, очень важно, как мы учим молодежь тем знаниям, навыкам и умениям, которые, с нашей точки зрения, должны быть у будущих специалистов, — рассуждает Сергей Касперович. — Надо понимать, что молодежь сегодня другая, в интернете присутствуют неисчерпаемые объемы информации. Каналы восприятия информации изменились, поэтому и способы ее получения должны быть другие. Приоритет мы видим в современных смешанных методах обучения с использованием ІT-технологий. Но самое главное, чтобы во время образовательного процесса инициировалась познавательная активность молодежи, повышалась мотивация к получению знаний. А это технологии, связанные с проектными методами, деловые игры… Традиционная для высшей школы очная лекционная система обучения уже не такая эффективная, как раньше.

Дистанционный онлайн-формат

А вот отказываться от заочной формы обучения в Беларуси не планируют.

«Могу сказать, что заочная форма образования, которая является классической, традиционной, сохранится. Это не какое-то наследие, оставшееся от прежних времен. Такая форма, с моей точки зрения, должна быть востребована у взрослого человека, который реализовал себя, уже работает в определенной сфере и желает получить высшее образование», — подчеркнул Сергей Касперович.

По его словам, заочная форма требует большей самостоятельности и мотивированности к обучению: «Что такое заочная форма? Три-четыре месяца человек работает сам в режиме только отдельных консультаций с преподавателями. А на сессию на три недели приезжает и должен сдать экзамены и зачеты. Объемы подготовки на заочной форме сокращаются в наших вузах в последние годы очень существенно, но она все равно сохранится. В определенной степени на смену ей придет дистанционная форма, которая по своей сути другая. Она даже больше похожа на дневную. Это просто дистанционный онлайн-формат, когда преподаватель и студент находятся не рядом, а в разных местах.

А вообще, происходит ежедневная работа во взаимодействии с преподавателями только на расстоянии, через ИКТ-технологии. И в новой редакции Кодекса об образовании, принятие которого мы ожидаем в ближайшее время, дистанционная форма отделена от заочной как отдельная.

У нас будут фактически три формы обучения: очная, дистанционная и заочная», — объяснил начальник главного управления профессионального образования.

Кстати, если говорить об «Университете 3.0», то этот проект активно реализовывается в ведущих вузах. Его основная задача — не только стимулировать научные исследования, но и формировать новое поколение молодежи, которое само может генерировать стартапы, создавать новые продукты, новые технологии и их коммерциализировать. В этот проект активно включилось более десятка университетов…

Сергей Касперович акцентировал внимание и на корректировке содержания образования. «Существует определенный стереотип в обществе: мол, запроектировали, открыли специальность, ведут на ней подготовку 5–10 лет, и за это время там ничего не изменилось — фактически готовят кадры вчерашнего дня. Это абсолютно неправильный посыл и неправильное восприятие реальности, потому что любая специальность даже за год претерпевает много изменений, — уверяет Сергей Касперович. — И даже набор предыдущего и следующего года на одну и ту же специальность может столкнуться с совершенно разным содержанием образования. Для этого необязательно менять учебный план или образовательный стандарт — достаточно вносить изменения в содержание отдельных учебных дисциплин. Все это будет проецироваться на то, что мы будем готовить уже другого специалиста, соответствующего будущим потребностям экономики. Но заказчик кадров должен четко формулировать требования, что хочет предъявить будущему работнику».

Турбулентное время

— Исключительно теоретическая подготовка не нужна сегодня уже даже на гуманитарных специальностях, — разделяет мнение коллег проректор по учебной работе и интернационализации образования БГУ Константин Козадаев. — Работодатели становятся все более требовательными к наличию у наших студентов практических навыков, хотят, чтобы те уже имели какие-то наработки, реализованные проекты в своих предметных областях. Сегодня к квалифицированному специалисту предъявляются требования глобального характера, которые выражаются в широкой интеграции гуманитарных, социальных и технологических знаний и компетенций.

В общем, одно из главных требований к специалисту будущего — наличие у него междисциплинарных навыков, ведь все открытия сейчас делаются на стыке наук. Профессионалы такого уровня более мобильны, они ориентируются в нескольких областях знаний, видят задачу с разных сторон и способны к решению глобальных проблем. Для высшей школы подготовка конкурентоспособных выпускников с междисциплинарными знаниями и универсальными компетенциями — настоящий вызов.

Для рынка труда сегодня свойственна быстрая изменчивость и нестабильность. Специалиста на первой ступени высшего образования готовят четыре года, а за это время и сама специальность, и знания, которые получает студент, могут потерять актуальность. Поэтому важно быть мобильными и уметь быстро адаптироваться. Турбулентное время требует новых подходов…

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.