Вы здесь

Не драником одним. Что ожидать от гастрономического туризма?


Если раньше еда была лишь одной из составляющих определенных туристических программ, то сегодня ее научились использовать как мотивацию для путешествий. Как заметила консультант отдела планирования и организации туристской деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Екатерина Никитина, в эпоху экономики впечатлений кулинарные традиции становятся востребованными как элемент познания страны. Сегодня путешественники готовы отправляться туда, где традиции приготовления блюд передаются через поколения.


Кофейня со средневековым меню

Видимо, пришло время, когда уже стоит отходить от имиджа чарки, шкварки и драников. Наша кухня богата и интересна — проблема лишь в том, что этот слой национальной культуры пока остается неизвестным даже для самих белорусов. А значит, гастрономические секреты могли бы стать шикарным ресурсом для развития внутреннего туризма. Та же картошка на белорусских землях начала употребляться только с середины XVIII века. Свои особенности были в крестьянской, знатной, мещанской кухне. Кулинарные традиции формировались веками. Наиболее аутентичные сведения о пищевых привычках белорусов хранятся в инвентарях ХVІ века.

Гастрономический туризм находится на стыке экологии, культуры и производства. В нашей стране это направление только начинает развиваться, и, тем не менее, уже сделано немало. Сегодня знакомство с национальной кухней происходит не только во время походов в рестораны и кафе, но и во время ряда отличительных мероприятий: фестивалей, мастер-классов, дегустаций, выставок. Город Минск и регионы работают над календарями кулинарной направленности, куда включаются значимые мероприятия, во время которых белорусы и зарубежные гости знакомятся с кулинарными традициями. Рекламируются отечественные продукты. Создают мобильные приложения, которые сориентируют, где можно подкрепиться по-белорусски.

Сегодня туристические компании, когда формируют маршруты, могут задать такую программу, чтобы участники экскурсии не могли ни на минуту заскучать. И, естественно, даже обеды и завтраки стараются подобрать так, чтобы поразить туристов. В программу включаются уникальные вещи. Так, если в интернете можно найти сведения, например, о том, какие архитектурные, исторические или культурные объекты можно посетить, то наткнуться на информацию о мини-пекарне, сыроварне или кафе со средневековым меню довольно сложно.

С течением времени люди, которые много путешествуют по Беларуси, открывают для себя места, куда готовы посетить во время следующего путешествия, чтобы поесть понравившегося блюда или приобрести продукты. Например, это может быть кафе под Могилевом, где готовят несколько видов смаженки, трактир «Полюшки» в Турове, где хозяйка угощает блюдами из печи, в том числе собственной выпечкой. В Березинском биосферном заповеднике следует отведать дичь и клюквенный морс, на Логойщине агроусадьбы «Гайенские истоки», «Малиновка», «Вереги» колдуют над рецептами белорусской кухни и хвалятся продуктами пчеловодства. В экотуркомплексе «Николаевские пруды» в Круглянском районе завели собственное хозяйство, чтобы делать блюда из чистых местных продуктов, могут приготовить рыбу, пойманную тут же в озере.

Гастрономический туризм активно развивается благодаря разнообразным праздникам и мероприятиям. Регионы включились в разработку новых кулинарных фестивалей. Специализированные гастрономические туры предлагают побывать в этнографических комплексах. Например, за время тура на выходные «Красота Нарочанской природы и гостеприимство» можно посетить молочный комбинат, туркомплекс «Наносы — Новоселье» с дегустацией продукции, попить чаю из «Аптекарского сада».

Развивается промышленный туризм, где можно посмотреть, как производятся белорусские продукты, и продегустировать их. Даже корпоративный отдых уже не обходится без кулинарной «пропаганды» — становится популярной такая услуга, как банкет в национальном стиле.

Никто не отменял здоровый образ жизни. В тренде – продукты под марками «эко» или «био». В Беларуси есть пять экоферм, агроусадьбы и целые туристические кластеры, способные представить гостям экологически чистые натуральные продукты. Иногда ярмарки с такой продукцией включаются в программы туристических туров.

Приятного аппетита

Гастрономический туризм также может являться одной из визиток страны, содействовать социально-экономическому развитию регионов, их брендингу и привлечению туда туристических потоков.

Нужно развивать различные его виды: пищевой, дегустационный, винный, пивной, кулинарный. И рассказывать можно не только о гастрономическом наследии регионов, но и знакомить с пищевыми инновациями.

Кстати, иностранные гости, которые часто бывают в Беларуси, уже заметили, что гастрономическая индустрия в Беларуси активно развивается. Начальник управления организации торговли и общественного питания Михаил Жигало отметил положительную тенденцию расширения сети предприятий общественного питания. Так, на 1 декабря на территории республики функционирует 22,8 тысячи объектов питания. Причем за последний год количество субъектов, которые готовы накормить людей, увеличилось на 722 единицы. И это при том, что пандемию пока еще не удалось победить. Если в 2020 году в связи с эпидемией отрасль общественного питания столкнулась с серьезными испытаниями, то в этом году она чувствует себя увереннее, планомерно, постепенно реанимируется. Норматив по обеспеченности местами в общедоступных объектах общественного питания на тысячу человек даже был выше, чем задавалось в планах. Правда, в связи с изменением уровня покупательной способности населения и переориентацией спроса развитие инфраструктуры общественного питания сегодня идет за счет открытия объектов быстрого обслуживания, которые позволяют клиенту сэкономить время и деньги. Но, как заметил Михаил Жиголо, в следующем году будут приниматься меры, чтобы переломить эту тенденцию и стимулировать открытие объектов, специализирующихся на традиционной кухне. Особое внимание будет уделяться тем из них, которые знакомят с белорусскими блюдами.

На сегодня в стране функционирует 368 объектов гастрономического туризма, из них 166 объектов общественного питания на почти 15 тысяч мест, где можно отведать белорусскую кухню.

И с хлебом, и со зрелищами

Проводится работа по созданию отечественных брендов в сети общественного питания. Многие из них специализируются на белорусской национальной кухне. Также много усилий прилагается для по продвижению национального гастрономического колорита агроусадьбами, отелями и учреждениями культуры. Создаются турмаршруты с гастрономической составляющей. На первое сентября их в стране было уже 62.

На сегодня из трех тысяч столичных объектов питания около двухсот специализируется на национальной кухне. Туристические компании города активно работают над разработкой маршрутов, в которые включены дегустации или традиционные обеды. Для детей и взрослых устраиваются кулинарные мастер-классы, например, по приготовлению драников и выпечке хлеба.

Как сообщил директор информационно-туристического центра «Минск» Алексей Русакевич, в столице разрабатывается инновационная стратегия по формированию собственного стиля, в рамках которой планируется создать белорусский фольклорный центр, где можно будет угоститься белорусскими блюдами и посмотреть театрализованные программы.

В ресторане при Несвижском дворцово-парковом комплексе также планируют запустить проект «Белорусские посиделки», где дегустацию национальных блюд можно сочетать со зрелищами.

Хозяева агроусадьб доказывают, что гастрономия может стать хорошим поводом для того, чтобы рассказать о традициях предков и запустить интересные программы для туристов. Так, в агроусадьбе «крыльца» гостям, чтобы испечь хлеб, придется даже молоть зерно. В агроусадьбе «Кони-пони» можно посмотреть, как производятся сыры, а хозяева из «Медовой королевы» угостят древним напитком «питьевой мед». Мастер-классы по приготовлению региональных деликатесов (кишки, колбас, бабки и других) проводятся в «Застенке Скриплев». Хозяин агроусадьбы возобновил местную традицию «Копытиков» — своеобразной гастрономической толоки. Традиционно соседи и родственники помогали хозяину резать домашний скот, разбирать тушу и делать блюда из мяса и субпродуктов, а после собирались за общим столом с песнями, пожеланиями хозяину.

На Воложинщине разработан туристический маршрут «Хлеба и зрелищ: истоки белорусской оперы, литературы и кухни», который переносит туриста в XIX век, знакомит с бытом шляхетской усадьбы, с белорусской культурой и секретами приготовления традиционных блюд.

Возможно, будущее гастрономического туризма как раз за такими поисками в нашем прошлом идей, рецептов и даже ритуалов приготовления и потребления продуктов. По крайней мере исследователями уже найдено много самобытных рецептов.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Культура

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Артистка с волшебным голосом в этом году представит Беларусь на конкурсе эстрадной песни «Витебск—2022».

Общество

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Кто имеет право на возврат денег, а кто — заплатит полностью.

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.