Вы здесь

Светлое Христово Рождество. Как не потерять за «блестящей мишурой» глубокий смысл этого праздника?


Рождество Христово – один из величайших праздников в христианском календаре. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, православное Рождество празднуется 7 января. Но независимо от даты, с приближением этого праздника верующие уже много столетий переживают радостное событие рождения Сына Божьего, посланного Всевышним для спасения человечества.


– В Рождественские дни перед нами приоткрывается тайна рождения Бога, – говорит настоятель Прихода святителя Спиридона Тримифунтского в Минске, священник Александр Пальчевский. – Это нечто непостижимое: безграничный Бог по своей воле принял ограничения – человеческим телом, силами, ничтожно малым по сравнению с вечностью сроком человеческой жизни. Главная цель, с которой это было сделано – любовь Бога к человеку. Христос пришел в этот мир, чтобы открыть людям знания о Боге, умер на кресте, воскрес и через все это совершил Искупление – дал человеку возможность духовного спасения.

 Значимость Рождества Христова невозможно понять, не зная истории рождения Младенца Иисуса, описанной в Евангелии. Деве Марии явился ангел и провозгласил, что она родит младенца мужского пола, которому суждено будет умереть за грехи рода человеческого. Когда же Дева Мария уже должна была родить, вместе с Иосифом ей пришлось отправиться в Вифлеем (город неподалеку от Иерусалима): в Римской империи проводилась перепись населения, и каждый должен был явиться в город, где родился, а Иосиф был родом из Вифлеема. Дорога была долгой и трудной, все гостиницы оказались заполнены.

Богородица и Иосиф нашли пещеру около Вифлеема, где от непогоды часто прятались пастухи. Там и родился Спаситель, и в тот же миг на небе появилась Вифлеемская звезда.

Почему Христос решил пройти человеческий путь – от рождения и до смерти?

– Человек был сотворен для познания Бога. Но первые люди – Адам и Ева – нарушили заповедь Божью, и грех внес разделение между Богом и человеком. Возникла необходимость восстановления утраченного единства. Господь прошел человеческий путь и восстановил эту связь. Цель Боговоплощения – это возвращение человеку той частички божественного, которая в нем заложена.

«Блаженны чистые сердцем…»

По Евангелию, первыми поклониться Спасителю пришли пастухи. Позже Вифлеемская звезда привела к Новорожденному троих волхвов, которые и  предрекли ему великое будущее. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Имя ребенку дали Иисус, что значит «Господь есть Спасение», а впоследствии – Христос, что значит «помазанник». Этим пророки подчеркнули, что Он есть Царь мира, несущий людям свет веры.

– Иисус пришел на Землю не среди роскоши, а в простоте и смирении. И открывается Бог прежде всего людям простым, с чистой душой и отрытым сердцем – поэтому первыми сподобились увидеть Его пастухи. В Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят», – поясняет священник. – Поклониться Иисусу пришли также волхвы – то есть люди образованные, мудрецы. Они пришли вслед за Вифлеемской звездой, потому что знали древнее пророчество. То есть через знания, через науку тоже можно найти путь к Богу.

Жестокий царь Ирод, которому предсказали рождение истинного Царя, испугался за свой трон и приказал убить всех младенцев мужского пола. Стражники истребили в окрестностях Иерусалима всех мальчиков до двух лет – около 14 тысяч детей. Эти дети считаются первыми христианскими мучениками. Мария и Иосиф, спасая новорожденного Христа, уехали в Египет. Вернулись в Назарет они лишь после того, как Ирод умер.

Вечер накануне Рождества, Сочельник, имеет особое значение. В этот день необходимо соблюдать строгий пост. Лучше вообще ничего не есть до первой звезды (она символизирует Вифлеемскую).

– Первые и последние дни поста требуют большого внимания, – говорит Александр Пальчевский. – Исключаются мясо, молочные продукты. Остается растительная пища и овощи. И лишь непосредственно в Рождественский день накрывается праздничный стол, на котором есть мясные блюда.

Традиционная трапеза в этот вечер – сочиво (кутья). Классическое блюдо готовится из зерен ячменя или пшеницы, а подслащают его медом и сухофруктами. В наши дни сочиво готовят из разных круп – чаще всего из риса, добавляют в него цукаты, мак, орехи. Каждый за рождественским столом должен обязательно съесть хотя бы ложечку кутьи.

Традиции и обычаи

Главный рождественский символ – наряженная елка. Хотя вообще-то старинных рождественских традиций существует великое множество, и в каждой местности они немного различаются.

– Мы не связываем жизнь Церкви с этими традициями, но в то же время принимаем многие из них, – говорит собеседник. –  Например, на Рождество елочку украшают и в храмах – просто как дополнение к праздничному настроению. Но религиозного наполнения эта традиция не имеет.

Впервые на Рождество Христово елки стали украшать в Германии в VIII веке. Легенда гласит: святой Бонифаций некогда проповедовал друидам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям. Как раз на Рождество пастырь срубил огромный дуб, который считался у местного населения священным деревом. Падая, дуб повалил все деревья вокруг, и только гибкая молодая елочка не сломалась, а поднялась вновь. Миссионер воскликнул: «Пусть же это дерево будет древом Христа!». Вечнозеленая ель символизирует вечную жизнь, дарованную людям Христом. Форма ее кроны – треугольник – символ Святой Троицы. По старинной традиции, на верхушку елочки водружают Вифлеемскую звезду. Свечи или лампочки – это свет новой жизни. Орешки вешаются на елку как символ крепости духа христиан, а сладости – это символ доброты. В верхней части елки развешиваются ангелы, а в средней и нижней – птицы и звери, радующиеся Рождеству.

Западноевропейский символ Рождества – рождественский венок. Им украшают дверь или праздничный стол. Круг символизирует вечную жизнь, зелень – здоровье и достаток, а свечи – радость и грядущее счастье.

И, конечно, на Рождество на Беларуси всегда колядовали: дети – днем, молодежь – когда уже стемнело. Веселые ватаги ходили по дворам, поздравляли соседей с Рождеством Христовым и собирали подарки – сладости, а иногда и монетки. Первым шел Звездарь – он нес на шесте Вифлеемскую звезду, следом – Звонарь с колокольчиками, были среди колядующих и ряженые: «Коза» символизировала достаток и богатство, «Медведь» – силу и здоровье. Замыкал процессию Мехоноша – он нес мешок, куда складывались «дары».

Рождественский вертеп, древний кукольный театр – еще одна неотъемлемая часть народной традиции встречи Рождества на Беларуси. На маленькой сцене перед зрителями куклы разыгрывали фрагменты из Нового Завета, связанные с Рождеством Христовым. Классическая конструкция вертепа – трехэтажная. В верхней части – Вифлеемская пещера: новорожденный Иисус в яслях, над ним склонились Богородица и Иосиф, поодаль – вол, ослик, овечки. Представление разыгрывалось в средней части фанерного ящика, а в нижней находилась преисподняя, куда и падал в конце представления царь Ирод.

Как праздновать правильно?

Рождество всегда было временем благотворительности. Ведь волхвы принесли Младенцу Иисусу дары. Отсюда же, кстати, традиция делать подарки родным и близким.

– Христиане во все дни призваны совершать добрые поступки, но Рождество – особое время. Это прекрасное время, чтобы помочь тем, кто больше других нуждается в помощи. Есть традиция приглашать домой на рождественскую трапезу одиноких пожилых людей, инвалидов,  посещать с подарками детские дома.

– Как не потерять за внешней «блестящей мишурой» глубокий смысл, заложенный в этот праздник?

– Все просто: на первом месте в Рождество (как и в любой христианский праздник) должно быть посещение храма, богослужение. Без богослужений, которые описывают это евангельское событие, мы не можем ощутить всю его красоту сердцем и на духовном уровне. Рождественские богослужения составлены отцами церкви многие сотни лет назад, и их канон все эти годы не менялся. Уже сейчас в ход богослужений добавляются рождественские тексты, и прихожане выходят из храма с ощущением праздника.

И, конечно, праздновать надо правильно: уж точно не лежа на диване и глядя в телевизор. Не стоит и сидеть часами за обильным столом с майонезными салатами и алкоголем.

– Мы имеем заповедь почитания воскресных и праздничных дней: шесть дней делай, седьмой – Господу Богу твоему. Праздничные дни важно посвятить Богу и близким, своей семье, своим детям. Заняться благотворительностью или самообразованием. Вы удивитесь, насколько почувствуете себя отдохнувшими и полными сил после правильно проведенных праздничных дней! Заповеди даны нам Богом как лучший способ устройства мира и своей жизни. Если исполнять их, наша жизнь будет становиться лучше.  

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции