Вы здесь

Вера Полякова: Я уверена, что еще не раз смогу удивить моего зрителя!


Если в афише стоит имя Веры Поляковой, то есть зрителя ждет что-то новое, необычное и интересное. «Три сестры», «Княжна Мери», «Каренина»... Спектакли по известным произведениям русской классики, поставленные всего за полтора театрального сезона, вызвали бурное увлечение зрителей не только в Минске, но и за пределами нашей страны.

О новом восприятии классики, многогранном творчестве, сотрудничестве с талантливой молодежью и бесконечных планах мы пообщались с актрисой театра и кино, художественным руководителем проекта «ТриТформат», телеведущей, педагогом Верой Поляковой.


— Последний год в творческом плане у вас выдался очень плодотворный. Три грандиозные премьеры. Есть ощущение, что у проекта «ТриТформаТ» открылось новое дыхание. Что стало толчком?

— Действительно, за полтора театрального сезона было поставлено три спектакля. В прошлом году впервые театральный проект «ТриТформат» получил грант Министерства культуры на поддержку талантливой молодой режиссуры. За что я очень благодарна. Наконец у меня поверили и поняли: то, что мы делаем, — действительно круто. И вот 29 сентября 2020 года вышел спектакль «Три сестры». В марте 2021-го зрители увидели «Княжну Мери» Лермонтова. Впервые в Большом зале Дворца Республики мы сыграли драматический спектакль с полным составом Президентского оркестра и с видеографией. Это был невероятный эксперимент. Я смогла собрать более двух тысяч человек в таком большом зале именно на драматический спектакль. И это после очередной волны пандемии! Считаю, это большой успех. И наша последняя работа, спектакль «Каренина», увидела свет в ноябре 2021 года. Мы завершили трилогию по классическим произведениям.

— Ваши театральные эксперименты, как мне кажется, настолько хорошо были приняты публикой, что не могу не спросить, будет ли продолжение?

— Безусловно, продолжение будет. Пришлось взять небольшую передышку во второй половине декабря и направить всю свою энергию на наших юных зрителей. Для них мы подготовили два новогодних представления. В малом зале Дворца Республики это сказка Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы». И впервые в этом сезоне на большой сцене Дворца Республики мне доверили постановку «Главной елки страны». В основе спектакля — сказка чудесного драматурга Анны Богачевой «Волшебная сила», рассказывающая об очень важных вещах в жизни. Волшебная сила — сила любви! Именно этого всем нам сегодня очень не хватает.

— Режиссер-постановщик ваших спектаклей для взрослой аудитории — москвичка Татьяна Самбук. С какого проекта берет начало ваш творческий тандем?

— Сотрудничество с Татьяной мы начали в 2019 году со сказки для детей «Новогоднее настроение» в малом зале Дворца Республики. Сказочный марафон, скажу честно, — очень сложное испытание. Детская публика самая требовательная. Этот марафон мы прошли успешно. Преодолели и пандемию. Весной 2020 года, когда все закрылось, мы оказались дома. Тогда я поняла: если будем продолжать работать, потеряю этого талантливого человека. Сначала мы с Татьяной придумали сделать онлайн-спектакль: провели одну трансляцию, вторую, третью, затем дали три концерта. С наступлением лета возникла идея сделать теплоходные вечера. Репетировали в зуме, придумывали сценарии, обменивались мыслями... Несмотря ни на что, у нас продолжалась серьезная творческая жизнь. И мы выстояли. Мы первые после событий августа 2020 года выпустили спектакль «Три сестры». Это было очень трудно. Татьяна умеет взять сюжет и так его обострить, что в зале просто не останется ни одного равнодушного. Считаю, что она поцелована Богом. Только подумайте, как совсем юный человек может чувствовать то, что переживает пожилая женщина. Это просто фантастика! «Каренина» — спектакль для пожилых людей, которые уже прожили какую-то часть своей жизни и многое испытали.

— Кому принадлежит идея поставить «Каренину»? Вам или Татьяне?

— Это была идея Татьяны. Мы возвращались с гастролей из Москвы, где давали «Три сестры». Практически на выходе был наш следующий спектакль «Княжна Мери», и Таня думала, что следующее. Подходит ко мне и предлагает поставить «Каренину» со словами: «Я уверена, это ваша роль». После секундного сомнения я в ответ пообещала похудеть на 10 килограммов. Специально для этой роли. И свое обещание сдержала: 17 ноября, в день премьеры спектакля, весы показали ровно минус 10 кг.

— Что вы для этого делали?

— Просто стала меньше есть. Если раньше ела пять раз в день, то сейчас — два. Вот и весь секрет успеха (смеется).

— Ваш образ у Карениной очень драматичен. Я бы сказала, роль пережита очень глубоко и сыграна на разрыв. Такой Поляковой мы никогда не видели...

— На самом деле я глубоко драматическая актриса, и в моей творческой биографии уже были подобные роли. В свои 30 лет в спектакле «Средство Макропулоса» я сыграла женщину, которой было 337 лет. В той постановке я более жесткая и сильная. Каренина другая. Она очень близка мне лично. На самом деле во мне очень много женской Мани, чувствительности. В обычной жизни мы все играем какие-то роли. Благодаря Карениной, я смогла показать своим зрителям, что есть другая Вера Полякова. Уверена: и дальше смогу вас поражать. Во мне еще много сторон, о которых не знает мой зритель.

— В продолжение темы образов в спектакле не могу не спросить, кто автор костюмов для постановки?

— Наш художник по костюмам — моя подруга Наталья Лазарчик. Все костюмы в спектакле придумала она. Это и модный лук с кожаной косухой и белыми кроссовками для Вронского, черный классический костюм и шикарное красное платье для меня, и, конечно, гигантское свадебное платье для Китти.

Кроме того, Наталья уже 13 лет является моим личным стилистом. Она помогает мне подбирать повседневные образы, создает сценические костюмы. Та одежда, которую вы видите на мне в программе «Наше утро», подбирает также она.

— Когда смотришь спектакль, кажется, что все идет исключительно по сценарию. Но ведь бывают казусы, когда что-то идет не по плану?

— Есть у актеров такое понятие «эффект второго спектакля». Во время премьеры ты был так собран, и первый раз все получилось идеально. Выходишь на сцену второй раз, и все просто летит в тартарары. В определенный момент спектакля мне нужно было снять шляпку. Мой гример очень постаралась и приколола его честно. Я долго не могла его снять. Слышу, что песня, во время которой я делаю все эти манипуляции, подходит к концу, а мне еще нужно переобуться в степовки. Я ускоряюсь, резко поднимаю ногу, и моя туфелька чудесным образом слетает с ноги и летит прямо в зал. И это счастье, что он туда все же не долетел. Спасибо Маргарите Киселите (в спектакле роль Китти), которая подняла туфельку и вернула его мне, на ходу придумав реплику: «Анна Аркадьевна, вы, видимо, очень хотите танцевать!» Этого текста не было, он родился благодаря туфельке.

Следующий казусный момент произошел во время сцены, где я говорю Вронскому, что беременна. Я миллион раз проходила эту сцену и не понимаю, как мог каблук задержаться в помосте. Я чуть не упала и умудрилась переиграть эту сцену так, чтобы зрители ничего не заметили.

В финале, когда у меня было ощущение, что вот наконец я доведу свою роль до конца, мне приносят стойку с микрофоном, а он просто падает. Пришлось схватить микрофон, чтобы вовремя начать петь.

— В чем сила хорошего артиста?

— Я справилась со всеми невзгодами и, несмотря ни на что, довела спектакль до конца, осуществила все задуманное. И режиссер нас похвалила, что случается крайне редко. Эмоционально этот спектакль из трех был самый сильный. В этом и есть сила актерского мастерства: все, что тебе мешает, в тоже время тебе и помогает. Главное — направлять все невзгоды в нужную эмоцию, и тогда все получится.

— Что помогает вам сегодня в творчестве идти в ногу со временем?

— Безусловно, это моя творческая семья. В последнее время наблюдаю такую тенденцию: круг моего общения очень сильно помолодел. Молодые люди от 23 до 30 лет — те, с которыми я сейчас активно работаю. И это реально помогает мне оставаться современной, не осунуться, двигаться вперед. В этом и есть наша искорка и сила!

— На ваших спектаклях всегда полные залы. Зрителя не останавливает социальная дистанция. Как считаете, чем сегодня можно привлечь зрителя на спектакль? Чем привлекаете вы?

— Без лишней скромности хочу сказать, что сейчас мы номер 1 в Беларуси. Даже мои коллеги покупают билеты на спектакли «ТриТформата». Мы не боимся экспериментировать. Кроме того, мы подкупаем искренностью. Люди, пришедшие к нам на спектакль, видят, как обнажены нервы актеров, как они играют на разрыв, не жалея себя. Сила «ТриТформата» в том, что мы очень много отдаем зрителю и очень много получаем взамен. В творческий процесс вовлечены все, кто находится на сцене, даже музыканты Президентского оркестра.

— Что пожелаете белорусам в новом году?

— Самое главное – конечно, здоровье. Вот, поверьте, это точно не купишь ни за какие деньги. Давайте в новом году будем добрее, будем дружить, любить друг друга, несмотря ни на что!

Екатерина ТУМАС-ТИШКЕВИЧ

Фото Виктора ЗАЙКОВСКОГО

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».