Вы здесь

Се Сяоюн: В Сянгане развивается продуктивная демократия


Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики дал эксклюзивное интервью «Звяздзе».


— Недавно Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало белую книгу «Демократическое развитие Сянгана в рамках курса «Одна страна, две системы». Не могли бы Вы рассказать об основном содержании данной книги?

— Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало 20 декабря белую книгу «Демократическое развитие Сянгана в рамках курса «Одна страна, две системы» (далее «Белая книга»). Данная книга разделена на шесть частей. В ней не только систематически рассматривается процесс возникновения и развития демократии в Специальном административном районе Сянгане (Гонконге — ред.), всесторонне объясняются принципы и позиция Центрального правительства Китая в поддержке развития демократической системы, соответствующей реальным условиям Сянгана, в полной мере демонстрирует блестящие перспективы развития демократии Сянгана в рамках курса «Одна страна, две системы», но и более глубоко раскрывает тот факт, что в Сянгане не было демократии под британским колониальным правлением, решительно опровергает злые намерения США и западными странами очернить курс «Одна страна, две системы», новую избирательную систему Сянгана и Закон о национальной безопасности, объективно разоблачает и подвергает критике злые действия реакционных сил, которые выступают против Китая и приводят беспорядок в Сянгане, раскалывают страну и подрывают политическую власть под предлогом борьбы за демократию, а также препятствуют развитию демократии Сянгана.

Во время успешного завершения выборов в Законодательный совет 7-го созыва Специального административного района Сянгана, публикация «Белой книги» поможет странам и народам всех стран более всесторонне и точно оценить данные выборы в Законодательный совет, более всесторонне и точно понимать прогрессивность и преимущество новой избирательной системы Сянгана, более всесторонне и точно знать важность и неизбежность построения демократической системы, соответствующей собственным реальным условиям Сянгана. И это имеет важное и бескрайнее значение для дальнейшего искоренения заблуждений общества Сянгана о демократии в западном стиле, укрепления консенсуса в отношении развития демократии, создания новой обстановки надлежащего и справедливого управления в Сянгане, а также устойчивой и долгосрочной реализации курса «Одна страна, две системы».

— Как создавалась и развивалась демократическая система Сянгана?

— Сянган был и остается территорией Китая с древних времен. После Опиумной войны Великобритания принудила Цинское правительство подписать неравные договоры, постепенно оккупировала всю территорию Сянгана. В этом отношении китайский народ и сменявшие друг друга правительства Китая после Синьхайской революции никогда этого не признавали.

Британское господство является типично колониальным, что никогда не принесло Сянгану настоящей демократии. Генерал-губернатор Сянгана назначался непосредственно Великобританией, с мнением местных жителей никогда не считались. Британские власти Сянгана в течение длительного времени проводили политику репрессий, строго контролировали СМИ, подавляли свободу слова, проводили расовую дискриминацию в отношении китайцев и на длительный период исключили их из британской администрации управления Сянганом, не позволяли им участвовать в политике. Столкнувшись с постоянными требованиями общества Сянгана к демократии, британское правительство отвергало или игнорировало их, неоднократно запрещая демократические реформы. Будь то насильственное осуществление «программы политической реформы» в конце колониального господства или вмешательства в дела Сянгана Китая по всякому поводу посредством внутреннего законодательства и односторонних санкций, все это неоднократно подтверждает зловещие намерения Великобритании под предлогом «демократии» помешать Китаю восстановить суверенитет и эффективное управление над Сянганом и продолжить свое политическое влияние на Сянган после его возвращения. Это не только бессмысленное попрание международного права и норм международных отношений, но и грубое вмешательство и подрыв демократического развития Сянгана.

Фактически, возвращение на Родину действительно открыло новую эру демократии в Сянгане. Коммунистическая партия Китая и китайское правительство были конструкторами, основателями, защитниками и пропагандистами демократической системы в Специальном административном районе Сянган. С одной стороны, Конституция Китая гласит, что вся государственная власть принадлежит народу, а органами, через которые народ осуществляют власть, являются Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней. Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем. Центральные и местные административные, надзорные, судебные и прокурорские органы на всех уровнях образуются собранием народных представителей, несут ответственность перед ними и находятся под их контролем. Это определило то, что организация и деятельность власти Сянгана после возвращения неизбежно следуют принципам демократии.

С другой стороны, КПК и китайское правительство выступили новаторами великой концепции «Одна страна, две системы», тем самым определив реализацию курса «Сянганом управляют сами сянганцы» с высокой степенью автономии, творчески разработали демократическую систему, соответствующую курсу «Одна страна, две системы» и реальным условиям Сянгана, разработали ряд законов и постановлений, включая «Основной закон Специального административного района Сянган Китайской Народной Республики» (далее «Основной закон»), для защиты и регулирования демократической системы Специального административного района Сянган. Нет сомнений в том, что реализация принципа «Сянганом управляют сами сянганцы» в рамках курса «Одна страна, две системы», высокая степень автономии, управление Сянгана патриотичными сянганцами являются величайшей демократией в Сянгане. Основной закон предоставляет жителям Сянгана широкие демократические права и свободы, а его степень демократической открытости редко встречается во всем мире.

Бесчисленные факты неоднократно доказывают, что без восстановления суверенитета Китая над Сянганом, без глубокой заботы КПК и правительства Китая о благополучии жителей Сянгана, без приверженности КПК и правительства Китая первоначальной миссии «Одна страна, две системы», в Сянгане не было бы ни установления демократической системы, ни осуществления демократии.

— Не могли бы Вы охарактеризовать систему демократии Сянгана? Какие меры правительство Китая приняло для того, чтобы демократия Сянгана придерживалась верного пути развития?

— Конституционный статус и фактическое положение Специального административного района Сянган в рамках курса «Одна страна, две системы» определяют, что основным атрибутом его политической системы является местная политическая система. Следовательно, демократическая система Сянгана не должна имитировать модель любого другого места, но обязана следовать курсу принципа «Одна страна, две системы» и Основному закону, соответствовать политическим, экономическим, социальным, культурным, историческим и другим условиям Сянгана, исследовать путь развития демократии со спецификой Сянгана, а именно: твердо придерживаться руководства центральных органов власти, на основании законов постепенно и планомерно двигаться вперед; укрепить порядок конституционного строя и защищать национальную безопасность; внедрить административное руководство и стремиться к справедливому управлению; воплощать сбалансированное участие и поддерживать многополярную открытость; придерживаться принципов соблюдения верховенства закона при управлении и гарантировать свободу и права человека; обогащать форму демократии и повышать качество демократии; продвигать экономическое развитие и улучшать благосостояние жителей Сянгана.

В течение последних лет, с ускорением эволюции невиданных за столетие значительных изменений в мире, действия внешних враждебных сил по ограничению и подавлению развития Китая усилились, а борьба за демократическое развитие Сянгана стала интенсивнее. Участники беспорядков в Сянгане, выступающие против Китая, и стоящие за ними внешние силы поддержки проводят антидемократические действия под предлогом демократии, препятствуют и разрушают демократическое развитие Сянгана. Силы, выступающие против Китая и устроившие беспорядки в Сянгане продолжают оспаривать силу Конституции и Основного закона с целью захвата власти в Специальном административном районе Сянган и проведения «цветной революции», бесцеремонно бросают вызов сути принципа «Одна страна, две системы», наносят удар по конституционному строю Специального административного района Сянган, подрывают верховенство закона в Сянгане, угрожают национальной безопасности и наносят ущерб процветанию и стабильности Сянгана, а также пытаются сбить с пути демократическое развитие Сянгана, что серьезно повредило социальной среде Сянгана для дальнейшего развития демократии.

В ответ на это КПК и Центральное правительство Китая проанализировали положение и приняли важное решение «улучшить осуществление полного управления Специальным административным районом в соответствии с Конституцией и Основным законом, а также улучшить соответствующие систему и механизмы, связанные с осуществлением Конституции и Основного закона», содействовать созданию и усовершенствованию правовой системы и правоприменительного механизма в Специальном административном районе Сянган для поддержания национальной безопасности, улучшить избирательную систему Специального административного района Сянган и неуклонно воплощать в жизнь принцип «патриоты правят Сянганом». Ряд мер, принятых Центральным правительством Китая для устранения как симптомов, так и коренных причин, позволил ситуации в Сянгане осуществить значительный переход от хаоса к управлению, вернул демократическое развитие Сянгана в правильное русло и заложил прочную основу для долгосрочного и здорового развития демократии в Сянгане. Недавно завершившиеся выборы в Законодательный совет 7-го созыва Специального административного района Сянгана — это успешная практика внедрения новой избирательной системы, а также важный скачок в развитии демократической системы со спецификой, которая соответствует реальным условиям Сянгана. Предыстория кандидатов на этих выборах беспрецедентно разнообразна. Многие новички продемонстрировали свои способности, что в полной мере раскрывает широкую представительность, политическую терпимость, сбалансированное участие и честную конкуренцию новой избирательной системы. Выборы были честными, справедливыми, открытыми, безопасными и чистыми. Процесс и результаты выборов в полной мере продемонстрировали принцип «патриоты правят Сянганом» и «разные цвета» политического спектра.

— Какова ценность опыта развития демократии в Сянгане для строительства демократии в мире? Какое влияние данный опыт окажет на белорусско-китайские отношения?

— 11 ноября 2021 года Шестое Пленарное заседание 19-го созыва ЦК КПК приняло «Решение ЦК КПК по основным достижениям и историческому опыту столетней борьбы партии», в котором рассматривается идея «Одна страна, две системы» в качестве важной части основных достижений и исторического опыта столетней борьбы партии. Впервые, проблема Сянгана и Аомэня, а также содержание курса «Одна страна, две системы» были включены в решение КПК по основным историческим вопросам. Это в полной мере демонстрирует тот факт, что КПК и правительство Китая непоколебимо придерживаются первоначальной цели «Одна страна, две системы» и своей решимости построить качественную демократию в соответствии с текущей действительностью Сянгана. КПК и правительство Китая обладают уверенностью, мудростью и способностью осуществлять управление и строительство Сянгана. Несомненно, в будущем перед народом предстанет приобщенный к мировому сообществу и наполненный патриотизмом Сянган, в котором существует политическая демократия, прочное верховенство закона, свобода и открытость, инклюзивность и гармония, а также процветание и стабильность!

В отличие от США и западных стран, которые проводят так называемый Саммит за демократию и внедряют дипломатию ценностей и разные линии идеологии, китайская сторона всегда считает, что в мире не существует универсальных демократических стандартов и единой демократической модели. Продуктивной демократией является демократия, соответствующая своей собственной реальности и способная решать свои собственные проблемы. За последние 100 лет КПК вела китайский народ через долгую борьбу и тяжелые изыскания, в результате чего встала на путь демократии с китайской спецификой. КПК придерживается принципов «народ превыше всего» и «партия создана на общее благо и находится у власти во имя народа», реализует органическое единство партийного руководства, народа как хозяина страны и верховенства закона при управлении государством, укрепляет и совершенствует систему, при которой народ является полноправным хозяином государства, непрерывно развивает народную демократию во всем процессе.

Китай и Беларусь — стойкие сторонники демократии, и обе страны всегда придерживаются норм международных отношений, основанных на Уставе Организации Объединенных Наций. На протяжении последних лет под стратегическим руководством и личной заботой Председателя Си Цзиньпина и Президента Александра Лукашенко китайско-белорусские отношения доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества поддерживают здоровое и стабильное развитие. Политическое взаимное доверие между двумя странами продолжает углубляться. Китай и Беларусь тесно сотрудничают в международных делах и твердо поддерживают друг друга по вопросам, затрагивающим коренные интересы и важные озабоченности двух стран. Уверен, что и Китай, и Беларусь могут извлечь мудрость из построения характерной демократической системы, описанной в «Белой книге», чтобы еще больше повысить свои возможности управления государством на благо двух стран и их народов, а также внести еще больший вклад в построение мировой демократии. Вместе с тем, китайская сторона также готова сотрудничать с белорусской стороной в продвижении таких общечеловеческих ценностей, как мир, развитие, честность, справедливость, демократия и свобода, активно способствовать демократизации международных отношений, решительно сопротивляться и противостоять всем видам псевдодемократических и антидемократических действий, политическим манипуляциям и вмешательству во внутренние дела других стран под видом демократии, а также прилагать неустанные усилия для содействия формированию Сообщества единой судьбы человечества.

Подготовил Николай ЛИТВИНОВ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.