Вы здесь

Георгий Марчук: Писателю не хватает активности


С Георгием Марчуком мы познакомились давно, уже лет тридцать назад. Однажды при встрече в Доме литератора Георгий Васильевич, узнав, что мы близкие земляки, пригласил меня наведаться вместе с ним на его малую родину — в Давид-Городок.


Три дня Георгий Васильевич знакомил меня с давидгородокскими достопримечательностями. И везде Марчука приветствовали как желанного гостя, выражали искренние, теплые чувства. Создавалось впечатление, будто его знает и любит весь городок.

В последний день гостя Марчук неожиданно предложил сходить на городское кладбище. И там, остановившись у серо-бетонного памятника, Георгий Васильевич произнес вдруг сиплым голосом:

— Моя мать... Она очень рано умерла. И в пять лет я остался сиротою, потому что отец, занявшись торговлей, почти не бывал дома. Воспитывали меня дед с бабушкой...

В сказанном кроме щемящей тоски было столько теплоты, трогательной нежности, что аж и у меня на глазах заблестели слезы.

С кладбища мы шли молча. Георгий Васильевич отдался каким-то своим мыслям, а я не хотел лезть человеку в душу с расспросами. И только уже в дороге, возвращаясь в Минск, Марчук рассказал о своем бедственном детстве. И хоть дед с Бабою любили своего внука, да маленький Жора все равно минутами чувствовал такое острое и болезненное одиночество, что, спрятавшись где-нибудь на берегу Горыни, горько и безутешно плакал. И то ли от этого отсутствия родительской ласки, то ли от постной еды, а случалось, и голодухи, что было нередкостью в те послевоенные годы, он тяжело заболел. Начались бесконечные путешествия по больницам, спецсанаториям, длинная полоса отчужденности...

Прожитое и пережитое стало основой многих его литературных произведений. Наиболее автобиографичным мне кажется его роман «Цветы провинции» и, может, еще «Давидгородокские каноны». Но самым сильным в художественном отношении, по мнению многих литературных критиков, является роман «Крик на хуторе», в котором писатель истинно и ярко показал жизнь крестьянина-западника, с необычайной прелестью нарисовал пейзажи надгаринского края.

Постепенно Георгий Марчук завоевывает не только широкую известность среди читателей, но и официальное признание. В 1996 году за сценарий к кинофильму «Цветы провинции» ему присуждается Государственная премия Республики Беларусь. А в 2018 году писатель удостоен Национальной литературной премии.

Постигать реалии современности

— За последние два года ты издал целых три романа! Добрых двадцать лет ты не обращался к этому жанру. И вот уже в довольно солидном возрасте (я думаю, не будет секретом сказать, что ты на днях отметил свое 75-летие) удивил работоспособностью и завидным умением кратко, талантливо многое сказать о нашем времени, о нравах современных белорусов, которые почти попрощались с социализмом, но еще не окунулись в глобальный капитализм. Что послужило толчком к написанию?

— Когда-то, в далекой юности, я поставил перед собой цель: отразить в литературе столетнюю историю жизни белорусов. И это мне почти удалось. Герои моих шести романов жили при панской власти в Западной Беларуси, при немецко-фашистской оккупации в годы Великой
Отечественной войны, при советской власти в послевоенные годы. Герои моих новых трех романов искали счастье и смысл жизни при возрождении капитализма в начале нашего века.

Что меня подтолкнуло вернуться к жанру романа? Несколько тому причин. Постигла меня тяжелая болезнь, месяцы лечения, операции. Литературная работа была лучшим средством не думать о плохом. К тому же в последние два десятилетия наши писатели как-то растерялись в освоении действительности. Появилось желание доказать самому себе, что есть еще порох в пороховницах.

Вот так, углубившись в пережитое обществом за двадцать лет, я на больничной койке и начал писать романы. В напряженном сюжете ставил героев перед выбором: либо оставаться человеком, либо скатываться в пучину греха. Одновременно осмысливал все плюсы и минусы крайнего эгоизма, стараясь не забывать и о любовных линиях. Так появились центральные персонажи-интеллигенты: бывший актер, а ныне таксист Максим Доморад в «Мокром снегу», психолог, учитель Андрей Дубрава в «Первых ландышах», художник Петр Кравчук в «Теплом дожде»...

Дорога к храму

— Следишь ли ты за процессом развития литературы и искусства в мире? Что радует, что огорчает?

— Я стараюсь регулярно следить за новинками современной белорусской литературы. И должен сказать, что многое меня радует. У нас на довольно высоком уровне детская литература. Наша поэзия — лучшая во всей европейской поэзии. И это не преувеличение: я постоянно бываю на международных книжных выставках-ярмарках и имею определенное представление. Есть свои достижения и в области прозы. Я открыл для себя такого замечательного прозаика, как Николай Адам, который талантливо сочетал документальность и художественность. Очень интересное и оригинальное произведение Адама Глобуса «Семья».

Конечно, хотелось бы, чтобы каждый день появлялись шедевры. Но такого не бывает. Проблема в другом. Иногда даже талантливое произведение остается малоизвестным, невостребованным. Как это ни обидно, мы пришли ко временам Пушкина, когда книга издавалась тиражом 200-300 экземпляров. У людей потерялся интерес к чтению. По этой причине сокращается количество книжных магазинов, библиотек.

В то же время писателю не хватает активности: недостаточно творческих встреч, нет широкой популяризации в средствах массовой информации, даже сарафанное радио не срабатывает.

Еще одна проблема касается в первую очередь молодых творцов. Поэты стремятся выпендриться в своих стихах друг перед другом, показать, кто более крутой, архисовременный. И если такое затягивается надолго, то экспериментаторство может так и остаться экспериментаторством.

Мы в Союзе писателей озабочены снижением интереса к нашим книгам у покупателей. Создаем поэтические клубы, устраиваем вечеринки в Доме литератора, идем на телевидение, на радио... Ведь, чтобы любить книгу, надо же вначале ее знать. Исправить ситуацию можно вместе — и государство, и средства СМИ, и усилия интеллигенции, писателей. Духовность народа — как волны, как отливы и приливы. О ней нужно заботиться постоянно.

— Иногда можно слышать разграничение: счастливый человек, несчастливый человек. Как бы ты определил категорию счастья?

— Если любишь и тебя любят — ты счастлив. Осуществилась мечта — счастливый. Получаешь от работы удовольствие – счастлив. Есть здоровье у тебя, у твоих близких — счастлив... А в нашем возрасте вообще нужно каждое утро благодарить Бога за новый дарованный день.

Счастье и в том, чтобы дождаться выхода книги, которую так долго ждал. И в том, если что-то напишется новое, стоящее внимания. Но прежде всего в том, чтобы — жить. И жить высоко с Богом в душе, рядом с любимой, с семейными радостями, с благодарностью солнцу за тепло, с любовью к Родине в сердце.

Беседу вел Зиновий ПРИГОДИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.