Каждое путешествие — это путь в непознанную Беларусь, это поиск кодов и символов, впечатлений и открытий. Сколько мы еще имеем до конца не оцененных духовных сокровищ! И такими точками к пониманию культурного потенциала нашей земли стали музеи. Иногда на районе хранятся такие сокровища, посмотреть на которые стоит каждому белорусу. Сегодня мы пожалуем в Бобруйский художественный музей, созданный на базе выставочного зала Художественного фонда БССР, который действовал с 1976 года.
«Мир меняется и уже к нашему делу относятся, как к музейному продукту», — делится директор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова. — И тем не менее музей продолжает работать на свою главную миссию — обучать, знакомить с искусством, его историей, объяснять и воспитывать личность". Уже более 27 лет здесь проводится проект музыкальных вечеров с уникальным рассказом о классической музыке, музыкантах и композиторах и все это подается в сочетании с живописью. На такие встречи не всегда можно попасть всех желающим, бывает, что их приходит более ста человек.
Учреждение сотрудничает с ведущими музеями Беларуси и с членами Союза художников.
Отдельный зал позволяет делать временные профессиональные выставки. Так, сегодня здесь можно познакомиться с творчеством председателя Белорусского союза художников Глеба Отчина «Три в одном» — собраны работы из трех различных проектов творца «Алфавит», «Время туманов», и необычной серии, созданной во время Великого поста, «Рыбаlove», отсылающей к важным для христианства образам и смыслам.
В музее хранятся уникальные коллекции картин. Основной фонд насчитывает более 1250 единиц хранения. Живопись, Графика, декоративно-прикладное искусство, керамика представлены в выставочных залах. Особое внимание уделяется художникам, жизнь и творчество которых тесно связаны с Бобруйском. А город дал поистине богато чудесных творцов. Имена многих из них известны далеко за пределами Беларуси. И каждый из них – отдельное открытие.
Например, Анатолий Концуб — единственный художник из Беларуси, участвовавший в международных пленэрах в Китае, под который организаторы искали художников реалистичного направления с отличительным стилем со всего мира. На итоговой выставке, в которой принимали участие 50 мастеров, Анатолий Александрович взял Гран-при и получил медаль «Золотая кисть». Специально для бобруйского музея Министерством культуры Республики Беларусь была приобретена его картина «Лодка моего детства» — знаковая работа для художника, которую, кстати, часто показывают по телевидению.
— Я давно работаю в музее и хорошо помню реакцию посетителей на живопись Владимира Рубцова. Его отвергали, не хотели смотреть, миновали, — делится Светлана Привалова. Но уже семь лет, особенно последние три, мы замечаем, как люди с удивлением открывают творчество Рубцова. Есть и такие, кто из всей нашей коллекции отмечает только его картины, на столько они для них становятся понятными. И когда мы бываем на семинарах в Минске и представляем творчество наших художников, искусствоведы открывают для себя этого творца. Нам посчастливилось, что мы обладаем коллекцией, которая позволит говорить о феноменальном, уникальном художнике, которому по стилю и экспрессии нет повтора в Беларуси.
В Бобруйске родился Владимир Доморад. Художник прошел войну снайпером и комсоргом полка. После вернулся на малую родину, работал в краеведческом музее, в театре в Бобруйске, его имя носит Бобруйская художественная школа. Семья передала акварели Владимира Доморада в дар музею.
Представлен в музее и работы Абрама Исааковича Рабкина — заслуженного художника Российской Федерации, который родился в Бобруйске. Хотя судьба забросила его в Санкт-Петербург, все творчество художника было привязано к городу детства с традиционными узкими улочками, домиками, образами. Абрам Исакович часто приезжал на родину, даже последняя его выставка, прошедшая в городе, имела название «Бобруйск – души моей трепет». Когда художника не стало, дочь наследство, связанное с Бобруйском, передала городу и музею на хранение. И сегодня по работам творца можно «читать» облик послевоенного Бобруйска, его историю.
Местные экскурсоводы даже делают программу, завязанную на творчестве Рабкина. Они набирают репродукции художника и ходят по местам, которые тот рисовал.
Есть в фондах и прекрасная коллекция работ Иосифа Капеляна, который также уроженец Бобруйска, а сейчас живет в Израиле. В коллекции заведения хранятся: графика Георгия Поплавского и Людвига Осецкого, акварели Леонида Марченко, иллюстрации Юрия Никифорова.
Но иногда музей отбывает новые темы, которые можно предоставить посетителям. Таким открытием в этом году стала выставка самоваров. Свою необычную коллекцию предоставил для экспозиции уроженец Бобруйска, который осел в Туле, мастер по изготовлению самоваров Андрей Сайков. Оказалось, создание самоваров также стало художественным делом и за более чем три тысячи лет существования, каких только изделий не создавали мастера. Они колдовали с формами и размерами, функциональностью самоваров. На выставке можно было увидеть изделия похожие на шары, конусы, цилиндры, вазы, груши, колокола, яйца; рассчитанные на одного потребителя, или самовары — кухни, разделены перегородками, чтобы в них можно было приготовить сразу три блюда...
Бобруйский художественный музей припрятал для гостей еще одну необычную постоянную экспозицию — «Живопись земли». Она создана на основе частной коллекции минералов и горных пород геологоразведчика, мастера спорта по туризму Виталия Соколова. Свои каменные сокровища он подарил городу. Сегодня в экспозиции 1350 минералов и горных пород, и экспонаты продолжают поступать.
Здесь есть образцы красивых камней из Подмосковья, Кольского и Чукотского полуостровов, Урала, Сибири, Камчатки, Алтая, Прибайкалья, Приморья, Якутии, Башкирии, Карелии, Дагестана, Казахстана, Азербайджана, Украины, Грузии, Туркмении.
Присматривает за сокровищами, опять же подаренная, кукла — Хозяйке медной горы. А сама экспозиция напоминает древнюю пещеру необычайно украшенную самой природой, правда, камни в ней расположены по специальным таблицам Штрунца, с учетом вещества из которых они состоят.
На отдельной витрине собраны окаменелости — они подсказывают, какие организмы жили миллионы лет назад.
Самая большая часть экспозиции – минералы «с пропиской» от Прибалтики до Камчатки. За камнями стоят рассказы не только об их красоте и химическом составе, но и легенде, что разные народы посвящали им. Здесь вы узнаете, как выглядит «лопарская кровь», какой камень китайские императоры помещали на головном убранстве, чтобы "наладить” связь с небом, и что за породу у индейцев прозвали “когтем дьявола", ведь из нее делали ритуальное оружие. Можете спросить, что использовали при изготовлении бенгальских огней, какого цвета бывают нефриты и как выглядело "золото дураков" (или еще его называли кошачьим золотом) — запасы этого минерала (пирита) конкистадора видели в Южной Америке.
Такие богатства они везли в Европу, но с течением времени минерал под воздействием света превращался из блестящего в черный камень.
Музей имеет богатую коллекцию агатов, а на отдельной витрине представлены наиболее редкие камни мира. И подобной коллекцией могут сегодня похвастаться только музей геофака БГУ и музей Института геологии НАН Беларуси.
Елена ДЕДЮЛЯ
Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.
Профессионально, оперативно, по-хорошему.