Вы здесь

Что выделяет Ивье среди других белорусских городов и какая трагедия до сих пор в памяти его жителей?


С древних времен Ивьевщина отличается своей многонациональностью. На протяжении многих веков в этом небольшом городке, что на Гродненщине, живут православные, католики и мусульмане (до Великой Отечественной войны — еще и иудеи). Живут мирно, уважают традиции друг друга. А еще ивьевчане любят работать на земле, но умеют и отдыхать — один помидорный фестиваль, известный не только на всю Беларусь, а и далеко за границей, чего стоит!


В Ивье находится старейшая мечеть страны.

Уже с первых минут пребывания в райцентре даже неподготовленный турист поймет — поселение древнее. Дома и постройки, возведенные два столетия назад, большое количество храмов, узкие улочки... Представляешь, как когда-то гуляли по ним Радзивиллы или Сапеги, Огинские или Гаштольды. Руины Гераненского замка, принадлежавшего последним, до сих пор привлекают случайных и не только путешественников. Но если об истории этого городка мы недавно писали, то чем живут Геранены сегодня, за редким исключением, знают только горожане.

Цветочных дел мастер

Между прочим, агрогородок славится своими мастерами. Посетив Гераненский Дом культуры, который является филиалом Ивьевского центра культуры и досуга, удивляешься, насколько талантливые и трудолюбивые люди живут в местечке. Какие красивые композиции из соломы, что иначе как произведениями искусства и не назовешь, создает заведующий сектором ремесел и традиционной культуры Юзефа Старостина! Благодаря этой талантливой женщине можно увидеть, как выглядел тот же Гераненский замок: его копия — украшение соломенной коллекции, богатой на самые разные поделки.

Чего только не умеет делать мастер сектора ремесел и традиционной культуры Анна Пуйдак... Женщина также занимается соломоплетением, росписью по стеклу, красиво рисует. Одно из последних увлечений — прессованная флористика. Сложно передать, какие красивые пейзажи, натюрморты и композиции получаются из засушенных цветов и других растений. Картина в рамке – результат работы, которой предшествует долгий подготовительный процесс.

— Прежде чем наклеить цветок, его нужно засушить, — делится секретами мастерства Анна Ивановна. — У каждого мастера своя технология засушки. Я ради этой цели пользуюсь обычной книгой. Каждый цветок сохнет по-разному. Если анютины глазки высыхают за три-пять дней, то тюльпаны будут сохнуть две недели. Васильков не засушишь в книгах: цветы теряют свой цвет. В таком случае выручит утюг.

Наиболее непритязательным цветком мастер сектора ремесел и традиционной культуры называет белую ромашку. Также женщина признается, что любое растение может украсить картину, даже если это сорняк. «Самый простой элемент во флористике подчеркивает красоту чего-то другого, — замечает Анна Пуйдак. — Интересно, что и цветы, которые растут в разных странах, не конфликтуют, а сходятся в одной композиции. Каждый цветок имеет свою биографию, жизненную линию: как его показать, все зависит от флориста-художника. Какой бы у нас ни было настроение, глядя на природную красоту, мы чувствуем себя хорошо. А еще флористика — это фитотерапия: берешься за работу и обо всех болезнях забываешься».

Соломенная копия Гераненского замка.

Прессованной флористике, как и всему остальному ремеслу, Анна Ивановна училась сама. Это теперь самообразованием может заниматься каждый: большое количество литературы, интернет. Раньше же секреты мастерства постигали путем проб и ошибок. И не ради саморазвития, как принято в современном мире, а чтобы заработать какую-нибудь копейку. А она Анне Пуйдак была нужна: женщина родила и воспитала пятерых детей, носит звание «Мать-героиня». Мастерица уже давно на пенсии, но она никогда не сидит без работы, всегда учится чему-то новому: в скором времени планирует заниматься изделиями из бересты.

Центр духовности и силы

В Ивье находится старейшая мечеть страны. На молитву в храм 1882 года постройки до сих пор приходят люди. Сегодня татарская община Ивьевского района составляет около 500 человек. Это самая крупная община в Беларуси из коренных татар, которая в этом году отпразднует свое 625-летие.

Традиционно мечеть оживает по пятницам, когда у мусульман день отдыха и коллективной молитвы. Для женщин она необязательна, однако они все равно стремятся в этот день посетить храм. А вот мужчинам без уважительной причины коллективную молитву пропускать нельзя. В праздники в мечети вообще многолюдно: чтобы выразить уважение соседям-мусульманам, в храм приходят представители и других вероисповеданий.

— Если люди собрались на молитву и закрыли в мечети дверь, не пуская кого-либо, их молитва будет недействительна, — говорит председатель мусульманской религиозной общины г. Ивье Иван ШАБАНОВИЧ. — Для людей с благими намерениями, будь то даже не мусульмане, в мечети всегда должно быть место.

История Ивьевской мечети очень интересна. Татарская община здесь существовала давно, но долгое время своего храма не имела. Лес на постройку мечети дала тогдашняя хозяйка Ивья — графиня Эльвира Замойская. Она была католичкой, жила в Варшаве, но с татарами имела хорошие отношения. По словам Ивана Шабановича, мечеть строили плотники-евреи.

С 1882 года, когда был построен храм, он совсем не изменился. Конечно, определенные ремонтные работы за это время велись, но особых изменений мечеть не претерпела. Даже немцы в годы Великой Отечественной войны пожалели храм. Не пострадал он и в нечестивое время советского периода. Однако, как вспоминает Иван Шабанович, попытки закрыть мечеть все-таки были. «В 1950-е годы приходили ответственные сотрудники, но вышли люди и не дали, — рассказывает председатель мусульманской религиозной общины. — Возможно, не закрыли еще и потому, что это на то время была единственная мечеть в Беларуси, а если лишить людей и ее, то недалеко и до бунта. Правда, сами верующие сохранение мечети в такие непростые в нашей истории времена иначе как чудом Божьим не называют».

Преступление без оправдания

Чтобы понять Ивьевщину, нужно обязательно побывать и в Музее национальных культур, который один такой на всю страну. В экспозиционных залах подробно рассказывается об истории всех народов, причастных к Ивьевской земле. Отражаются их традиции, культура, показываются особенности быта, профессиональной деятельности, происходит знакомство со знаменитыми предками и современниками.

Особое место в музее занимает тема Холокоста. Дело в том, что до Великой Отечественной войны Ивье было еврейским городком (в 1938 году 76% населения составляли евреи). Сегодня же представителей этой национальности, к сожалению, не встретишь на улицах городка — в годы войны еврейское население полностью уничтожили оккупанты.

— Город был оккупирован 29 июня 1941 года, — рассказывает директор Ивьевского музея национальных культур Екатерина МОСКАЛЕВИЧ. — С началом войны евреев стали переселять на улицы, которые располагались возле Рыночной площади. Не хватало воды, еды, антисанитария — условия были ужасными. Мужчин каждый день выгоняли на работы. Немцы боялись сопротивления, поэтому 2 августа 1941 года была организована первая акция уничтожения мирных жителей. Погибло 220 человек: в основном грамотные мужчины, которые управляли общиной. После того было создано гетто, куда сгоняли евреев из близлежащих местечек. В ужасных условиях содержалось свыше четырех тысяч человек. Осуществлялись попытки побега, однако многие из евреев, у кого это получалось, не могли найти себе убежища и вынуждены были вернуться в гетто. Местные жители, чем могли, помогали им. Известно, что мать председателя (муфтия) Мусульманского религиозного объединения Беларуси Абу-Бекира Шабановича часто подкармливала евреев и даже скрывала в своем доме.

Анна ПУЙДАК — мастерица на все руки. В последнее время она увлеклась созданием красивых картин из засушенных цветов.

12 мая 1942 года — трагический день в истории Ивьевщины. Людей вывели на площадь и повели в сторону урочища Стоневичи. Они знали, чем закончится этот путь: ожидая своей очереди у костела, люди слышали выстрелы и крики людей. Некоторым посчастливилось убежать, но жить в Ивье даже после войны они не остались: здесь погибли их самые близкие люди. В тот день в Стоневичах состоялась массовая акция уничтожения мирных жителей — 2524 евреи, от мала до велика, были убиты возле расстрельных ям.

Сегодня, согласно последней переписи, евреи в Ивьевском районе не проживают. Однако здешние помнят о своих земляках и регулярно посещают братскую могилу, которая сегодня называется мемориальным комплексом «Стоневичи».

Вероника КАНЮТА

Фото автора и Вячеслава ЗЕНКЕВИЧА

Искреннюю благодарность за помощь в подготовке публикации газета «Звязда» выражает заместителю председателя Ивьевского райисполкома Лидии Войтеховне Носуль.

Название в газете: Край нацыянальнага шматаблічча

Выбор редакции

Культура

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Артистка с волшебным голосом в этом году представит Беларусь на конкурсе эстрадной песни «Витебск—2022».

Общество

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Кто имеет право на возврат денег, а кто — заплатит полностью.

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.