Вы здесь

Что нового ждет туристов в восстановленном замке Тизенгауза?


Постоянное поколение гродненцев знало это здание как городской архив. А два с половиной столетия назад знаменитый итальянский архитектор спроектировал его для старосты города Антония Тизенгауза. После масштабной реконструкции здесь будут встречать туристов, а также принимать иностранные делегации и проводить презентации для инвесторов и бизнесменов. А пока мы вместе с гидом пройдемся по нему и узнаем о его прошлом: как-никак, строился он в эпоху королей и магнатов. Тогда в Гродно появилось немало знаковых архитектурных сооружений, дошедших до наших времен.


С аутентичностью, но по-новому

Наш гид — заместитель председателя Гродненского областного отделения Республиканского туристско-спортивного союза Сергей Коляда. Общественное объединение совместно с городским отделом спорта и туризма стало партнером международного проекта, в рамках которого проходила реконструкция здания.

Вот его краткая история. Двухэтажный особняк строился как дом вице-администратора Гродно Антония Тизенгауза. В разные времена здесь находились налоговое ведомство, почтовая контора, а с 1921 года — центральный государственный исторический архив.

Новый имидж исторический объект начал приобретать два года назад. И вот наконец из аварийного превратился в роскошный, достойный самых высоких гостей. Правда, перед тем как придать ему новый вид, пришлось очень кропотливо поработать.

— Было сложно, — вспоминает Сергей Коляда. — Подвал «плавал», вода доходила до второго этажа. Воспользовались современной немецкой технологией, которая позволила закрепить специальным раствором конструкции. В подвале нашли окна, оказалось, что здание почти на метр просело. Возможно, свою роль в этом сыграла тяжелая известковая плитка на втором этаже. Все это снимали и восстанавливали.

Современные технологии как раз и позволили сохранить аутентичность здания. Обращают на себя внимание ниши для скульптур. «Они здесь были раньше, — замечает мой гид. — Видимо, делались под какие-то скульптуры. Ниши мы оставили, а вот скульптур пока нет. Возможно, появятся со временем».

Архитектурная галерея

В двухэтажном здании несколько залов для приемов. Один из них — сенаторский, с массивными колоннами до самой крыши. Из-за того, что комната занимает сразу два этажа, она выглядит особенно величественной. Предполагается, что здесь будут проходить встречи, конференции, вестись переговоры. Конечно, сюда пригласят и туристические группы.

В ходе беседы с моим гидом выясняем и ситуацию с городской ратушей. Действительно, когда-то на центральной площади был магистрат. Но в XVIII веке его здание было разрушено, остались только башенные часы, которые дошли до наших времен и сейчас находятся на Фарном костеле. Кстати, он считается одним из самых старых башенных часов Европы, исправно ходит в наши дни — и даже с боем.

По красивой мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж. Внимание привлекает картинная галерея. Она создавалась белорусскими художниками во время пленэра. Перед ними стояла задача — показать на полотнах те древние здания, которые касаются эпохи Тизенгауза. Оказалось, что таких объектов дошло до наших времен немало. Поэтому и картин получилось около двух десятков.

На них можно увидеть бывшую королевскую резиденцию, первую в Беларуси медицинскую академию (пока на стадии продажи), здание под названием «кривая официна», дом Воловичей (сегодня православная епархия), современный театр кукол, здания на площади Тизенгауза, в том числе бывший лямус (сейчас здесь располагается ресторан), дом ремесленников (ныне музей истории Городницы), бывший Дом масонов (здание принадлежит ГрГУ). Все объекты отражают архитектуру второй половины XVIII века.

Зодчий в бронзе

Многие дома строились по проектам известных архитекторов. Например, проект восстановленной ратуши исполнил знаменитый итальянский архитектор Джузеппе Сакко. Его образ в бронзе представлен как раз рядом со зданием. По словам Сергея Коляды, древний зодчий обсуждает план городской застройки с самим королем. Обе фигуры сделаны в рост человека.

Белорусский скульптор Вадим Мацкевич как-то рассказал, что для скульптурной композиции бронза отливалась в самой лучшей столичной литейной. Вся работа заняла полгода. Правда, были и определенные сложности. Например, не сразу удалось сделать фигуру нужных размеров – на улице после мастерской обнаружились некоторые огрехи, которые приходилось корректировать. Между тем, композиция за короткое время заполучила популярность в качестве фотозоны. Способствует этому и скамейка, на которую можно присесть рядом со знатными лицами.

Стены под гродненские пояса

Одна из комнат нового объекта посвящена гродненским мануфактурам. И то тоже неслучайно. В свое время вице-администратор, или, просто говоря, староста Антоний Тизенгауз придавал большое значение развитию промышленности. Он основал в Гродно 15 мануфактур. Одна из них специализировалась на ткачестве шелковых изделий, включая гродненские пояса.

Это были высокохудожественные произведения, которые не уступали знаменитым Слуцким поясам. Ткали их золотыми и серебряными нитями только мужчины, причем мастеров привозили аж из французского Лиона. Пояса были дорогие, поэтому заказать их могли только вельможные лица, включая королевские.

— Это мастерство, как и сами пояса, незаслуженно забытое, — заметил во время экскурсии Сергей Коляда. — Поэтому мы решили напомнить о нем и оформить стены одного зала именно образцами знаменитых гродненских поясов. Известный художник Александр Сильванович подарил им, можно сказать, вторую жизнь, правда, через свою художественную технику. И краски подобраны соответствующие тем нитям, которые брались для изготовления пояса — они не яркие, а спокойных, пастельных тонов.

Что касается интерьера, он также соответствует общему стилю объекта. Правда, никаких эскизов, которые бы пролили свет на бывшее убранство, не нашлось. Поэтому ориентировались на аналоги королевских залов. То же самое и с дизайном самих комнат. Барельефы, балконы, колонны, лестницы, потолок, стены — все это собрано из разных элементов знатных особняков. Здание будет пригодно как для официальных встреч, так и для культурных событий. В частности, будет работать музыкальный салон. Кстати, свое мастерство во время открытия объекта продемонстрировал ансамбль скрипачей детской музыкальной школы.

Площадка для межсезонья

Объект после реконструкции будет передан городскому отделу спорта и туризма. Именно городские власти будут заниматься организацией туристического движения и всех мероприятий. Программа разрабатывается в Гродненском горисполкоме. Конечно, все подчинено идее сохранить элементы городской ратуши и туристического объекта. Кстати, с течением времени есть намерение открыть в подвальных помещениях ресторан.

Между тем, новости на этот счет есть и у Сергея Коляды. Он сообщил, что готовится продолжение проекта относительно упомянутой исторической эпохи. Его название — «Мелодии Тизенгауза». Предполагается, что проект даст начало систематическим еженедельным вечеринкам, которые когда-то проводились с участием известных музыкантов, артистов, архитекторов, художников.

— Главная цель наших проектов – развитие туризма. Идею мы переняли в Чехии. В межсезонье там работает довольно популярный проект «Туризм под крышей». Когда чехи увидели, что поток туристов в «мертвый» сезон падает, они активно занялись реконструкцией объектов для приема гостей. Группу встречают, везут в бывший особняк или дворец, проводят экскурсию, угощают, устраивают музыкальное представление. Мы тоже можем так сделать, — считает Сергей Коляда.

Пока это новое направление в туристической деятельности Гродно. Но, кажется, довольно перспективный. Как видим, и одно отдельно взятое здание может дать немало впечатлений даже самым требовательным туристам.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.

Общество

Марина Артеменко: Поддержка пожилых и инвалидов должна соответствовать их фактическим потребностям

Марина Артеменко: Поддержка пожилых и инвалидов должна соответствовать их фактическим потребностям

Сегодня в Беларуси каждый четвертый житель — в пенсионном возрасте.