Вы здесь

Экстренная помощь. Как работает Центр оперативного управления МЧС


Дежурные службы — уши и глаза Министерства по чрезвычайным ситуациям. Набирая номера «101» или «112», именно сюда попадают люди, если у них случилась беда. И от того, насколько информативной будет разговор с диспетчером, отвечающим на звонки, зависит то, как быстро на место чрезвычайной ситуации прибудут спасатели — и чем, что немаловажно, они будут «вооружены».


Начальник Центра оперативного управления Минского областного управления МЧС Александр Мельниченко.

«Мозгом» МЧС являются центры оперативного управления, осуществляющие координирование деятельности районных подразделений. Здесь в курсе всех чрезвычайных происшествий, происходящих на территории области. Именно в центре принимается решение о выделении необходимых сил и средств, происходит организация спасательных операций. Здесь не бывает выходных и праздников — в любой момент людям может понадобиться помощь спасателей. А они, в свою очередь, всегда в боеготовности: за считанные минуты соберут нужное оборудование и выедут туда, где их ждут.

От диспетчера зависит многое

В Центре оперативного управления Минского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям, где на днях побывала корреспондент «Звязды», редко когда бывает затишье. Минщина — один из наиболее густонаселенных регионов страны. Здесь сосредоточены большие промышленные объекты. Все время в каком-то районе области требуется помощь спасателей. В центре, куда попадает вся оперативная информация, решения принимаются быстро и взвешенно.

— Отвечая на сообщения, диспетчер первый принимает на себя психологический удар, когда на том конце провода находится человек, который просит о помощи, причем им может оказаться как ребенок, так и человек с ограниченными возможностями, — говорит начальник Центра оперативного управления Минского областного управления МЧС майор внутренней службы Александр Мельниченко. — Диспетчер должен оставаться сдержанным, иметь «холодный» ум, крайне необходимый для принятия решения. Какой населенный пункт, что там конкретно происходит, какую технику необходимо выслать — нельзя упустить ни одной детали. Есть буквально доли секунды, чтобы принять определенное решение, от которого может зависеть жизнь человека.

На диспетчере — большая ответственность. И речь не только о своевременно отправленном на место происшествия снаряжении, хотя это многое решает, а скорее о психологии. Не так давно в Солигорске в дежурную службу МЧС позвонила девочка и сообщила о пожаре. Подросток находился один дома, поэтому сказать, что она была в панике — ничего не сказать. Диспетчер держала связь с несовершеннолетней все время, пока к ней ехали пожарные. Школьница оставалась на балконе и до самого прибытия спасателей выполняла все рекомендации диспетчера, благодаря чему и выжила.

В практике сотрудников МЧС были и случаи, когда в дежурную службу звонили дети, сообщая о ЧП, но при этом не могли вспомнить своего адреса. Диспетчеры знают, как действовать и в таких ситуациях. Благодаря наводящим вопросам (например, «что видишь из окна?» или «какой магазин находится рядом?») опытным специалистам несложно выяснить примерный адрес и в итоге спасти человека.

— Счет в данных ситуациях идет на секунды, — замечает Александр Мельниченко. — И именно от диспетчера зависит многое. Это очень ответственная работа: ты должен принять сообщение, точно понять его, отправить в нужное место соответствующие силы и средства.

Еще одна жизнь могла бы внезапно оборваться, если бы неправильно подобранные диспетчером дежурной службы слова. Мужчина из Смолевичей позвонил на «112» и сказал, что хочет покончить жизнь самоубийством. Это был непростой разговор специалиста с явно нездоровым человеком, однако трагедию удалось предупредить. Когда подразделения МЧС приехали в адрес собравшегося свести счеты с жизнью, их помощь не понадобилась: мужчина раскаивался в своем намерении и благодарил женщину, которая на том конце линии спасла ему жизнь... словом.

— Диспетчер должен обладать мастерством психологии, — уточняет официальный представитель Минского областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Анастасия Швайбович. — Очень важно найти правильные слова. Особенно для ребенка, чтобы оно поверило, что не одно в чрезвычайной ситуации. И очень полезный совет родителям: как только ваш ребенок начал хорошо разговаривать, он должен точно знать свой домашний адрес. Это значительно облегчит работу спасателям в случае чрезвычайной ситуации и, возможно, спасет ребенка от трагедии.

Случайных людей нет

Причина № 1, с которой звонят спасателям, — пожар. Огонь — с этой стихией сложно справиться самостоятельно. Сталкиваются сотрудники МЧС и с чрезвычайными ситуациями техногенного характера. Если на начальном этапе химическую аварию не устранить, последствия могут быть весьма критичными. Нередко вмешательство спасателей необходимо и во время дорожно-транспортных происшествий.

В последние годы сотрудники МЧС стали чаще выезжать на поиски людей, потерявшихся в лесу. Особенно остро такая проблема стоит в сезон грибов и ягод. Как замечают в МЧС, в большинстве своем то, что они потерялись, люди начинают осознавать в обед. Однако сначала они почему-то звонят родственникам, знакомым, а когда уже начинает темнеть и телефон разряжен, вспоминают о спасателях. Нужно вытащить кого-то из воды, снять ребенка с крыши здания — везде придут на помощь спасатели, которые без преувеличения являются универсальными солдатами.

Как признаются в МЧС, здесь случайных людей нет. Многие начинали свой путь с пожарных и прошли хорошую школу жизни. Регулярно они совершенствуют свое мастерство и во время учений, где отрабатывается не только тушение пожаров, а и самые разные ситуации, которые только могут быть.

Главный оперативный дежурный Александр Молокович.

Как замечает главный оперативный дежурный Александр Молокович, характер поступающих в МЧС сообщений меняется в зависимости от сезона. «Однако независимо от времени года лидируют сообщения о пожарах, — говорит майор внутренней службы. — В зимнее время поступает информация об аварийных ситуациях на системах жизнеобеспечения: аварии с отоплением, с отключением электроснабжения. Летом наиболее сообщений о пожарах в природных экосистемах: возгорание травы, торфяников и прочего. В любое время года может произойти обрушение определенных конструкций, дорожно-транспортные происшествия также всесезонные».

До работы в центре оперативного управления Александр Молокович принимал непосредственное участие в тушении пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций. Спасение людей для него долгое время было ежедневной работой. В биографии — много спасенных жизней. Вспоминается, как во время «Хавьера» удалось освободить из снежного плена свыше десяти человек. Со скромностью, которая, видимо, свойственна большинству спасателей, упоминает и то, как снимал девочку с телефонной вышки.

Диспетчер Центра оперативного управления Марина Коленькова.

Диспетчер Центра оперативного управления Марина Коленькова отвечает на звонки уже более десяти лет. Она также дежурила как раз в те сутки, когда на улицах страны хозяйничал циклон «Хавьер». Сообщений, вспоминает сотрудница МЧС, было множество. В первую очередь реагировали на наиболее важные. Например, помогали машине скорой помощи, что в Пуховичском районе из-за сильного снегопада не могла доехать до ребенка, которого покусала собака. «Самая главная черта для диспетчера нашей службы — спокойствие, — считает Марина Коленькова. — Люди часто звонят, будучи в панике, называют не свои адреса, и диспетчеру очень важно не растеряться в таких ситуациях. Женщине, как показывает опыт, проще найти общий язык с теми, кто на другом конце провода».

«Помогаем всем и во всем»

Контролируя метеорологическую обстановку, сотрудники МЧС заранее готовятся к природным аномалиям. Например, когда прогнозируют снегопады, районам дается распоряжение подготовить технику повышенной проходимости. На днях, когда ветер буквально сбивал с ног, МЧС заранее уведомило население о непогоде.

— Наша основная задача — спасение жизней людей и предупреждение чрезвычайных ситуаций, — отмечает начальник Центра оперативного управления Минского областного управления МЧС Александр Мельниченко. — Во время звонка диспетчер отвечает: «Чем вам помочь?» И мы помогаем всем и во всем. Никогда не остаемся в стороне от любой сложной ситуации и всегда реагируем. Даже если сообщение не затрагивает наших профессиональных задач, информацию мы передаем в соответствующие службы и контролируем, как они оказывают помощь конкретному человеку.

Диспетчер Центра оперативного управления Марина Иванова.

Диспетчер Центра оперативного управления Марина Иванова, работающая в МЧС более 14 лет, говорит, что в последнее время много звонков, связанных со спасением людей на водах. Речь в основном о рыбаках, выходящих на неокрепший лед. «Человек, который звонит в МЧС, часто видит только свою проблему, — признается диспетчер. — Массово такие звонки поступают во время непогоды. Людям объясняешь, что службы работают, но не все имеют терпение ждать».

Не обходится и без ложных звонков. Техника в любом случае выедет на пожар, даже если тот фиктивный. Однако люди, сообщающие неправдивую информацию, должны понимать, что пока к ним едут спасатели, где-то могут погибнуть люди.

Вероника КАНЮТА

Фото Минского областного управления МЧС

Выбор редакции

Культура

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Артистка с волшебным голосом в этом году представит Беларусь на конкурсе эстрадной песни «Витебск—2022».

Общество

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Кто имеет право на возврат денег, а кто — заплатит полностью.

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.