Вы здесь

Владимир Мищанчук: Мечтаем о бриллиантовой свадьбе


«Вечно твоим останется только то, что ты отдал» — так говорил Владимир Короткевич. Этого мнения, этого выражения придерживается в жизни и творчестве мой собеседник — заслуженный артист БССР, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор Владимир Мищанчук. Его творческая и личная жизнь тесно переплелись. В браке он уже более полувека, сотни раз выходил на сцену вместе со своей женой Людмилой Кучеренко. Теперь они — тоже вместе — растят новое поколение белорусских театральных артистов.


— Владимир Андреевич, каким для вас был прошлый год и как для декана театрального факультета БГАИ и ведущего мастера сцены Театра-студии киноактера при киностудии «Беларусьфильм», и как для мужа, отца, дедушки и прадедушки?

— Сначала хочу поблагодарить вас и редакцию газеты «Звязда» за внимание к моей персоне! Прошлый год? Вы знаете, три вещи в нашей жизни никогда не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и прожитые годы. Наша жизнь – не те дни недели, месяцы, что мы прожили, а те, что запомнились. Как для декана театрального факультета, или «отца большой семьи», как меня называют, это был год плодотворный в учебном, творческом, познавательном и духовном плане, несмотря на пандемические и другие катаклизмы. Пусть в режиме онлайн, но мы продолжили совершенствовать наши международные связи с театральными школами России, Молдовы, Украины. Набор новых абитуриентов и выпуск молодых специалистов прошли на высоком уровне при стопроцентном распределении. Это достаточно важные государственные дела. Что касается моей творческой жизни и деятельности в Театре-студии киноактера, также хотелось бы выразить благодарность руководству театра за возможность творчески реализовывать себя, директору Алле Стебаковой и, конечно же, художественному руководителю театра народному артисту Беларуси Александру Ефремову, коллективу театра. У меня в репертуаре на сегодня 10 названий различных спектаклей, и практически в каждом главные роли. Это «Пигмалион», «Кто смеется последним», «Механический человек», «Безымянная звезда», «На всякого мудреца довольно простоты», «Забыть Герострата», «Фальшивая нота» и другие. В Академии искусств, где я работаю уже 35 лет, меня называют «играющий тренер». Я человек не успокоенный. Наверное, поэтому так долго живу... Еще не все успел, не все сделал... Хотя сделано немало, сыграно более сотни ролей в театре, кино, на телевидении и радио. Скажу честно, для меня наша белорусская государственная академия искусств и Театр-студия киноактера неразделимы, это мой второй дом. Театру служу более 55 лет. Никогда ему не изменял и не изменю, пока буду жить! Для актера главное — быть востребованным. Я благодарен Богу и судьбе за этот бесценный подарок!

— Вы родились в простой крестьянской многодетной семье на Полесье. А какая у вас семья сейчас?

— Да, мое детство прошло в Дрогичинском районе в деревне Воловель. Нас было шестеро. Мама и папа, простые малообразованные крестьяне, делали все, чтобы мы выросли прежде всего людьми. Папа прошел войну, воевал под командованием Константина Рокоссовского, потом Георгия Жукова, после войны был конюхом в колхозе. Никогда не забуду, как учил нас с братом Николаем косить, загребать сено, пахать землю, копать торф, ездить верхом на лошадях. Однажды он сказал: «Ребята мои, хочу, чтобы по этой жизни вы к своей цели ехали на трех лошадях, которых зовут Совесть, Милосердие и Стыд!» Этого постулата придерживаюсь всю свою жизнь. И еще помню, как мама сшила мне сумочку через плечо для школьных тетрадей и букваря, когда я шел в первый класс... Чтобы не растерял тетради, чтобы сумочка не раскрывалась, она попросила у папы пуговицу от шинели, которая висела в сенях дома, которой на зиму мама накрывала дежи с салом, соленьями. И пришила его к этой сумке. Когда я шел по улице, мне казалось, что все люди смотрят на эту «золотую» пуговицу со звездой. Она освещает мой жизненный путь до сегодняшнего дня.

Моя семья тоже не маленькая. У нас с моей женой Людмилой Кучеренко двое детей: Андрей и Екатерина, двое внуков и двое правнуков, но еще, как говорят, не вечер. Когда нам было на двоих 100 лет, мы обвенчались в церкви. Мы Львы, родились 3 и 5 августа в один год — 1946-й.

Детям своим мы дали высшее образование. Сын Андрей окончил нашу Академию искусств, имеет специальность «режиссер телевидения». У него сейчас свой бизнес, он уже дедушка, а мы, соответственно, стали прадедушкой и прабабушкой.

Дочь Екатерина начала учиться музыке здесь, в колледже при Академии музыки, но потом ее пригласили в школу при Московской консерватории по классу скрипки. Там же она получила высшее музыкальное образование, работала в Вивальди-оркестре под управлением народной артистки России Светланы Безродной, потом прошла конкурс в оркестр «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Объездила весь мир, сейчас волей судьбы вернулась домой, в Минск, работает в Государственном камерном оркестре Беларуси, занимается педагогической деятельностью, воспитывает сына. Никон пошел по маминой тропе. Уже, как и матери, лауреат международных и республиканских конкурсов, победитель Республиканского телевизионного конкурса «Талант страны», недавно стал лауреатом Дельфийских игр, которые проходили в Москве. Горжусь тем, что он играет со мной в театре в спектакле по пьесе французского драматурга Дидье Корона «Фальшивая нота», где с нами на одной сцене мой ученик, замечательный актер Сергей Лапаницын. Памятный прошлый год будет тем, что на VІ республиканском театральном конкурсе «Национальная театральная премия» эта постановка победила в номинации «Лучший спектакль для большой сцены», а я лично удостоен диплома «За лучшую мужскую роль». Эту премию я называю белорусский Оскар! На ХІХ Международном театральном форуме в Москве «Золотой Витязь» этот же спектакль получил высшую награду международного жюри — «Золотой диплом» в номинации «За лучший актерский дуэт».

С дочерью Екатериной и внуком Никоном.

— Мы присоединяемся к поздравлениям и рады этой высокой оценке вашего творчества! Но снова хочу вернуться к делам семейным.

— Семья в моем понимании — большая строительная площадка, где есть свои архитекторы, инженеры, строители и просто рабочие. Кто и как здесь выполняет свою роль, зависит от обстоятельств, условий и возможностей. Каждый человек хозяин своей судьбы... Мы с Людмилой строим нашу семью до сегодняшнего дня вот уже 52 года, в марте 2022 года будет 53! Мечтаем о бриллиантовой свадьбе... Шучу!

— Друзья и знакомые называют вашу семью итальянской. Почему?

— Наверное, потому, что среди творческих семей жить и творить столько лет — редкость и потому, что мы эмоциональные, не спокойные. Вместе работаем в академии, выпустили не один курс в нашей творческой мастерской. Людмила — великолепный педагог, доцент, много снимается и снималась в кино, работала в театре. Многие вопросы решаем иногда бурно, разводимся, потом, естественно, сходимся, отходим, признавая свою горячность или ошибку. Я не верю, что есть семьи, в которых все гладко, все связно, сплошная идиллия. Это скорее показуха!

— С Людмилой Петровной вы познакомились в 60-е годы здесь, в Минске, потом был гродненский театр, потом вас перевели на работу в БГТМИ — нынешнюю Белорусскую государственную академию искусств?

— Это особая страница в нашей жизни. Я поступал в театральный институт дважды. Первый раз приехал поступать, а экзамены в июле, мне еще не было 16 лет. Потом еще раз поступал, и вот тут, при чтении приказа о зачислении я, как говорят, нос в нос столкнулся с Людмилой у доски объявлений, где и увидели свои фамилии. Вот тут произошел молниеносный разряд, мы бросились друг к другу, кричали, обнимались, целовались, ругались нецензурными словами... И вот уже 52 года этот молниеносный разряд эхом отзывается в нашей повседневной жизни. Студенческие годы — это сон, сказка, страдания творчества, поиск настоящего я, сомнения и разочарования, радость от первых успехов. Все делили с ней вместе, горя и радости. Меня оставляли работать в Минске в Театре юного зрителя, я уже репетировал там главную роль. Режиссер Борис Ганаго сказал, мол, только к нам, Борис Луценко из Русского театра имени М. Горького сказал то же самое. Я у Бориса Ивановича играл в его спектакле... У Людмилы тоже был выбор... Ехать на север в военный театр или в Гродненский областной драматический театр. Ректор отговорил ее от Сибири, и она подписала распределение в Гродно. Естественно, я отказался от распределения в Минске и попросил распределить меня в Гродненский областной драматический театр, куда ехали четыре наших выпускника и Людмила в том числе. Главный режиссер Гродненского театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Петрович Струнин сказал, что у него нет больше мест. Я умолял: «Возьмите хоть кем-нибудь!», и он взял — рабочим сцены. Я согласился и почти два месяца был на этой ставке, а потом появилась возможность перейти в актерскую труппу.

— В Гродно вы, 27-летний, были самым молодым директором театра в Советском Союзе. К тому времени уже поженились?

— Да. Мы были очень заняты в репертуаре, играли много ролей практически каждый вечер. Поэтому свадьбу отгуляли в единственный выходной день — понедельник. Театр подарил нам тахту, торшер и кассетный приемник. То, что мы очень хотели! Гости, пришедшие на свадьбу, родственники, знакомые тоже были с подарками. Мы отмечали свадьбу в кафе «Березка», что на улице Горького в Гродно, и подарки складывали в гардеробе. После свадьбы их не нашли. К сожалению, а может, к счастью.

С внуком в спектакле «Фальшивая нота».

Потом Людмила забеременела, а меня и моего однокурсника Владимира Шмакова забрали на год служить в армию, В Ордена Ленина Ленинградский военный округ в местечко Новоселицы, что под Новгородом. Половину года провели в учебке, а потом уже служили по специальности радист. И еще нас назначили в солдатский клуб, где мы подняли самодеятельность на высокий уровень. Вспоминаю, что к столетию В. И. Ленина выступали в Доме офицеров Ленинграда так удачно, что нам предложили остаться там служить с присвоением лейтенантского звания. Однако мы с Владимиром после службы отправились в родной театр.

У меня была и чисто семейная причина вернуться в Гродно. Людмила, как декабристка, приезжала ко мне в часть незадолго до родов перед Новым годом, а в январе появился наш сын Андрей!

Мы были молодыми родителями, когда обком партии, управление культуры области на общем собрании предложили мою кандидатуру на должность директора театра. Это как гром с ясного неба.... Коллектив театра единогласно проголосовал «за». Сразу же приняли кандидатом в партию. Всему пришлось учиться самому, предложил пригласить нового главного режиссера театра. Тогда блестяще работали в Минске Валерий Раевский и Борис Луценко, а в Могилеве — Владимир Короткевич. К счастью, Владимир Александрович согласился. Начался период Ренессанса в Гродненском театре: меняли репертуар, работу со зрителем, с молодежью, уделили внимание материально-технической базе и стали одним из лучших областных театров в БССР. Все переходные красные флаги были у нас! Благодарен судьбе за это испытание! Более 15 лет проработали там, успели построить новое здание театра, которое является сейчас визиткой Гродно, обновили труппу, гастрольные маршруты и многое другое.

В Гродно родилась наша доченька Екатерина. Когда ей было 11 лет, поступило предложение переехать в Минск в БГТМИ на должность заведующего кафедрой мастерства актера и режиссуры. Вызвали меня несколько раз в Министерство культуры для переговоров и в ЦК Компартии БССР для решения этого вопроса. Все это было непросто, но в 1985 году мы попрощались с театром и городом Гродно и переехали в Минск.

И снова все сначала. Новые обязанности, новые условия, снова общежитие после четырехкомнатной квартиры, новые проблемы, новые задачи. Благодарен Богу и своей жене, детям, друзьям, которые словом и делом поддерживали и давали Надежду и Веру. И вот уже 35 лет мы здесь! Из них пять лет был заведующим кафедрой мастерства актера и режиссуры, а когда кафедру разделили на две, меня выбрали деканом театрального факультета, где служу, слава богу, по сей день. Безмерно благодарен руководству академии, которое было и какое есть сейчас, лично Михаилу Григорьевичу Борозне, которые давали и дают мне возможность творчески реализовать себя в театре, кино, на радио и телевидении.

— Владимир Андреевич, в прошлом году вы были плотно заняты в новых телевизионных проектах, таких знаковых, как хроникально-документальные сериалы «Крылья Победы» и «Партизанский рубеж». Вы много снимались в игровом кино. Периодически мы видим вас в российских сериалах, недавно прошедших по разным каналам «Экспроприатор», «Тонкий лед», «В тесноте, да не в обиде», «Безымянная высота», «В июне 41-го». Как сейчас дела с теле- и киносъемками?

— К упомянутым документальным сериалам добавлю снятые на ОНТ фильмы «Рано на теле Беларуси» и «Три дня свободы». Эти картины мне дороги тем, что основаны на достоверных сведениях, которые долгое время принадлежали исключительно архивам. Это часть нашей исторической правды о Великой Отечественной войне, о наших летчиках и партизанском движении в годы лихолетья. Все эти работы получили хорошую оценку зрителей. Люди узнавали и узнают меня на улице, в метро, трамвае и благодарят за то, что эти картины открыли для нас новые факты о войне, говорят, что их можно указывать на уроках истории.

Людмила Кучеренко и Владимир Мищанчук в разные годы.

Что касается кино... Спасибо, что помните фильмы с моим участием, но это уже история... Сейчас, к сожалению, все сложно. Съемок мало, да и эпидемиологическая ситуация напоминает о себе. Верю, что все стабилизируется со временем. Нужно уметь ждать. Возвращаясь к началу нашей беседы, хочу сказать, что прошлый год показал, что кинематограф жив. В этом я убедился, когда проходил XXVІІ Минский международный кинофестиваль «Лістапад», где я впервые имел честь представлять нашу страну в международном жюри игрового кино рядом с Иваной Жигон (Сербия), Лю Чжунчжэ (Китай), Ренатом Давлетьяровым (Россия) и другими. Хочу сказать, что уровень представленного на фестивале материала достаточно высок в плане духовном, экспериментальном, художественно-выразительном. Есть надежда!

— Как вы все успеваете? Как находите время для отдыха?

— Скажу одно: если человек одержим идеей, задачами, проблемами, если все будет делать ответственно и с удовольствием, то успеет сделать намеченное. Я еще умудряюсь писать стихи на белорусском и русском языках, в свободное время иногда занимаюсь художественной фотографией, пишу картины, вырезаю из дерева, рисую на бересте.

— Если у вас спросить о смысле жизни?

— Смысл жизни вижу в самосовершенствовании и, пока жив, верю в Бога, придерживаюсь его заповедей. На ошибках мы учимся, на успехах растем.

— Знаю, что вы — читатель «Звязды» со стажем. В канун Нового года по восточному календарю что бы вы пожелали нашим читателям?

— Пожелание мое — всем здоровья, беречь то, что имеем, любить и уважать друг друга, не на пустых словах, а на деле любить свою землю, свою малую и великую Родину, нашу историю, а история принадлежит тому, кто охраняет и ценит прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, кто есть!

Маргарита ДРОЗДОВА

Фото из личного архива Владимира Мищанчука

Выбор редакции

Культура

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Артистка с волшебным голосом в этом году представит Беларусь на конкурсе эстрадной песни «Витебск—2022».

Общество

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Кто имеет право на возврат денег, а кто — заплатит полностью.

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.