Вы здесь

Саперы рискуют не только во время боевых действий, но и в ежедневной службе


Рискуя собой, военнослужащие белорусской армии регулярно выполняют задачи по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов. Чтобы узнать, кто они — сегодняшние саперы, накануне Дня инженерных войск корреспонденты «Звязды» посетили противоминный центр Вооруженных Сил.


Мир не стоит на месте

Несмотря на специальное подразделение, предназначенное для поиска взрывчатых веществ и их разминирования, в каждом регионе Беларуси есть настоящие профессионалы, которые в считанные минуты могут выехать на место и сделать все необходимое, чтобы не случилось беды. В последние годы военнослужащие со всей страны, а также представители других воинских формирований, учатся этому мастерству, совершенствуют свои навыки в противоминном центре Вооруженных Сил.

Здесь для этого создано все: высококлассные учителя, за плечами которых — сотни а, может, и тысячи обезвреженных боеприпасов, учебно-тренажерные комплексы, где в максимально приближенных к реальным условиям можно потренировать саперные способности. Детский сад, школа, склад, кухня — в каждом классе тренажерного комплекса есть возможность смоделировать любую ситуацию для работы группы по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов. Тем, для кого рассчитан этот «квест», нужно быть чрезвычайно осторожными: «подрыв» может произойти при открытии дверей, шкафа, включении света... Саперы-учащиеся в это время «вооружены» специальным оборудованием, с которым придется работать и в реальной жизни.

Кроме того, военнослужащие повышают свою квалификацию в Международном противоминном центре Российской Федерации. Коллеги из России, включая преподавателей центра, имеют боевой опыт, которым охотно делятся со своими стратегическими партнерами.

— Мир совершенствуется, соответственно усложняются и взрывные средства, — отмечает начальник штаба — первый заместитель начальника Противоминного центра Вооруженных сил подполковник Павел Талашко. — С боеприпасами времен Великой Отечественной войны все понятно: как они выглядят, как их обезвредить. Сейчас очень много самых разных самодельных взрывных устройств. Они срабатывают на движение, Мир, иногда достаточно превысить уровень шума. И всему этому нужно учить личный состав.

Начальник штаба — первый заместитель начальника Противминного центра Вооруженных сил подполковник Павел Талашко.

Опасные находки

Работа сапера тяжелая.

И это связано не только с риском, который этих специалистов сопровождает во время выполнения профессиональных обязанностей. Саперы должны точно уметь обнаружить место нахождения взрывоопасного предмета. Затем правильно и, главное, без последствий его достать, после определить: требует боеприпас разминирования или нет. Если требует, уточнить, подлежит ли он транспортировке или его нужно разминировать на месте. И непосредственно разминирование, предполагающее точные, продуманные действия.

Одна из задач саперов — разминирование полигонов. Военнослужащие инженерных войск обязательно исследуют места проведения стрельб и других маневров после их завершения. Неразорвавшиеся боеприпасы (а бывает и такое) подлежат уничтожению в специально отведенных для этого местах.

Нередко группы разминирования выезжают и на мирные поля. Наверное, еще не было после войны такого года, чтобы во время проведения сельскохозяйственных или строительных работ не обнаружили хоть один взрывоопасный предмет. Находят их в лесу и грибники.

— Как правило, о подобных находках гражданский человек сообщает в милицию, — рассказывает Павел Талашко. — Информация передается в военкомат, который знает, какая группа разминирования закреплена за этим районом. Представители военкомата с сотрудниками органов внутренних дел выезжают на место. Специалисты идентифицируют взрывоопасный предмет, выставляется охрана МВД. Оформляется заявка на обезвреживание взрывоопасных предметов, она передается в воинскую часть, где указывается место находки, тип и калибр боеприпаса. Затем прибывает группа разминирования. Командир группы идентифицирует объект: определяет его категорию, возможность транспортировки и осуществляет разведку на наличие других взрывоопасных предметов в радиусе 50 метров. В зависимости от категории, боеприпас или уничтожается на месте обнаружения, или перевозится на специальном автомобиле к месту ликвидации.

Кстати, опытным саперам достаточно один раз взглянуть на взрывоопасный предмет, чтобы понять: представляет он угрозу или нет. Если транспортировать его нельзя, возле места находки выставляется оцепление, проводится разведка местности, и только потом под контролем специалистов происходит взрыв.

Реагируют военнослужащие Центра и на сообщения о минировании. Группа выбывает на место и осуществляет разведку на наличие самодельных взрывных устройств. Кроме выполнения срочных заявок, специалисты проводят разведку определенных участков местности на наличие взрывоопасных предметов или осуществляют сплошную
чистку территории, на которой они находятся. В основном это происходит там, где в годы Великой Отечественной войны шли бои.

— В прошлом году нашими специалистами была проведена сплошная чистка более 10 гектаров земли в Докшицком районе, — замечает начальник штаба — первый замначальника Противоминного центра Вооруженных Сил. — Поступила информация, что на данном участке местности находится большое количество взрывоопасных предметов. В ходе разведки это подтвердилось. По предварительным сведениям, перед Великой Отечественной войной на этом месте располагались советские военные склады с боеприпасами. Не все успели вывезти с началом оккупации. Потом свои боеприпасы здесь хранили немецкие военные.

Атрибуты, которые пригодятся во время сноса здания, саперы сначала изучают в теории.

За прошлый год специалистами центра было обезврежено и уничтожено свыше 24 тысяч взрывоопасных предметов. В основном это боеприпасы периода Второй мировой войны. Изредка, но приходится военным сталкиваться и с «подарками» Первой мировой войны.

Когда Павел Талашко проходил службу в 188-й инженерной бригаде, где был командиром нештатной группы разминирования, ему запомнился следующий случай. В Быховском районе, в торфянике на окраине деревни, им лично была поднята немецкая 81-миллиметровая минометная мина.

В противоминном центре работают и такие редкие специалисты, как саперы-водолазы и саперы-кинологи.

— На ней не только сохранилась оригинальная краска, а и все надписи: завод-изготовитель, номер партии читались, — вспоминает подполковник. — Все благодаря условиям, в которых на протяжении многих лет находилась мина. Отсутствовал доступ к кислороду, поэтому боеприпас так хорошо сохранился. По причине того, что упал в болото, не взорвался. Это уникальный случай. Такое бывает редко: время, коррозия очень сильно меняют вид боеприпасов.

Редкие специалисты

Есть в противоминном центре и группа подводного разминирования. Водолазы-саперы — вообще редкие специалисты. Кроме владения мастерством разминирования, они должны быть профессиональными водолазами, а это серьезный медицинский и психологический отбор, который по силам пройти не каждому.

Начальник учебного отделения противоминного центра Вооруженных сил капитан Михаил Кондратьев в учебном классе.

Еще здесь работают такие уникальные специалисты, как саперы-кинологи. Они проходят обучение в кинологическом центре Вооруженных сил, поэтому хорошо знают, как найти подход к минно-розыскным собакам. Их в центре три. Все — немецкие овчарки: один, Хильда и грозовая туча. Четырехлапые берут с собой на осмотр объектов, по которым поступила информация, что они заминированы. Даже суперсовременное оборудование, признаются специалисты, не заменит розыскных способностей животных. Собака, когда почувствовал запах взрывчатого вещества, ложится возле сумки или другого предмета, в котором оно содержится, — таким образом подает команду, что в данном месте находится что-то опасное.

Обращаются к саперам и с целью проведения подрывных работ. Обычно это касается старых зданий и построек, которые не эксплуатируются. Как рассказывает начальник учебного отделения Противоминного центра Вооруженных сил капитан Михаил Кондратьев, при необходимости на место выбывает группа, проводит рекогносцировку – изучается конструкция (от толщины арматуры зависит количество заряда, который необходимо закладывать), определяется объем работы, после чего готовится техническое решение на уничтожение объекта. И если кто — то думает, что взорвать здание – просто, то сильно ошибается. Износу предшествует серьезная подготовка. Чтобы выполнить поставленную задачу качественно, саперы просчитывают все до мелочей, чтобы в первую очередь это было безопасно для окружающих.

Вероника КАНЮТА

Фото Алины МАЗОВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.