Областных социально-педагогических центров в стране совсем недавно было шесть. Столичный стал седьмым (в июле 2021-го), хотя потребность в нем существовала давно. В Минске более 380 тысяч несовершеннолетних, среди которых дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-сироты и малыши, оставшиеся без попечения родителей, дети с различными зависимостями и проблемами во взаимоотношениях. О целях и планах учреждения рассказали его сотрудники.
Задача Минского городского СПЦ всеохватывающая — защита прав и законных интересов детей через координацию деятельности специалистов СПЦ и учреждений образования. Здесь предусмотрены также консультации педагогов, правовая помощь несовершеннолетним и их законным представителям, психологическая педагогическая поддержка семей, на иждивении которых находятся дети-сироты, и малыши, оставшиеся без попечения родителей.
Создание Минского городского и областных СПЦ было внесено отдельным пунктом в Национальный план действий по улучшению положения детей и защите их прав на 2017-2021 годы, и нынешние его сотрудники занимаются огромным блоком «детских вопросов». В компетенции отдела координации деятельности СПЦ и учреждений образования проблемы несовершеннолетних в организациях всех степеней: от детского сада до первых курсов вуза, пока детям не исполнилось 18 лет.
— Специалисты отдела занимаются проблемами, связанными с суицидальным поведением детей, проявлениями правонарушений несовершеннолетних, насилия в отношении детей или в их среде; буллинга; зависимости от алкогольных и наркотических веществ, компьютера, — обозначила список задач Зинаида ВОРОБЬЕВА, заместитель директора Минского городского социально-педагогического центра. — А вообще, и социальное сиротство, и детские зависимости от разных проявлений происходят прежде всего из семьи, поэтому работать нужно не только с детьми, но и с родителями.
На отдел защиты прав и законных интересов детей как раз и возложена задача профилактики социального сиротства, развития семейных форм устройства малышей, деинституционализации детей-сирот, их социализация и постинтернатное сопровождение.
Дорожную карту с таким названием создали в отделе защиты прав и законных интересов детей для выполнения поставленных задач. Мероприятия, которые предусмотрены этим документом и рассчитаны на три года, имеют целью улучшение качества жизни воспитанников детских домов, повышение профессиональных компетенций специалистов и формирование позитивного мнения о детях-сиротах.
— Нам хотелось составить такой план работы наших отделов, чтобы каждый специалист видел, куда мы идем, каким путем и зачем, поэтому и появились дорожные карты, — пояснила замдиректора. — Они отличаются от обычного планирования тем, что в документе обозначены проблемы, определены их причины, разработан блок взаимосвязанных мероприятий, направленных на ее устранение, а также указать результаты, которые должны получиться. А исполнители этой дорожной карты – не только наши специалисты, а и профессионалы учреждений образования. В дополнение к некоторым мероприятиям создана еще и технологическая карта. В дорожной карте заложена также и проектная деятельность.
Аналогичную дорожную карту разрабатывают и в отделе координации деятельности СПЦ и учреждений образования.
— Карта состоит из пяти блоков, которые являются одновременно и проблемами, что мы решаем, — рассказала Виктория БИЗУКОЙТЬ, социальный педагог Минского городского СПЦ. — Прежде всего это плохое положение в семьях, дети которых демонстрируют асоциальное поведение и являются источниками проявлений насилия и суицидального поведения. Внутрисемейные факторы мы включили во второй блок. В нем планируем мероприятия, направленные на повышение родительского сознания, ведь папы и мамы часто обладают недостаточными компетенциями по воспитанию детей, да и в самой семье тоже есть определенные социальные проблемы.
В третьем блоке изучаются психологические особенности самого ребенка. Специалисты соответствующих учреждений проводят с малыми консультации, где и выясняется, есть ли проблема. А также корректируют личные качества, которые не вписываются в обычную модель поведения (излишняя отстраненность от коллектива, заниженная или завышенная самооценка). Четвертый блок посвящен педагогическим компетенциям, пятый можно назвать «Мода на здоровый образ жизни».
Одна из форм семейного устройства детей — их воспитание приемными родителями и родителями-воспитателями в домах семейного типа. В центре сделали социально-рекламные письма, в которых они ищут ответственных людей на эту роль и планируют визуализировать
информацию еще и в роликах.
— Для родителя-воспитателя или приемного родителя важно не тратить время, приходя в центр каждый раз, как появляется какая-то проблема. Чтобы решать ее срочно, должно быть место, куда родители могут обратиться в режиме онлайн, — уверена Зинаида Воробьева. — Наши специалисты предполагают назначать дни, когда с родителями об их потребностях будут беседовать квалифицированные специалисты. Например, каждая среда с 10 до 12, когда дети в школе. Отдельные часы планируем назначать для повышения компетенций и профессиональной поддержки самих специалистов образовательных учреждений. Восстановление в родительских правах, формирование общественного мнения к приемным родителям, предупреждение зависимостей... Весь этот огромный пласт работы невозможно сделать без современных технических средств, по крайней мере, без интерактивной доски, которая пока в проекте.
Консультации специалистов центра и сегодня настолько востребованы, что им просто не удается выступать перед всеми аудиториями. А еще они знают, с какими проблемами сталкиваются педагоги-психологи других учреждений, и готовы упростить их работу через алгоритмизацию деятельности.
— Если специалисты будут владеть пакетом программ, которые позволят им меньше времени тратить на оформление документов, у них будет больше возможностей заниматься детьми. А сделать это можно, если создать единую базу, где большая методологическая работа будет выполняться гораздо быстрее, проще и храниться в одном месте, — поделился Юрий МАРЬЯНКОВ, заведующий Отделом координации деятельности СПЦ и учреждений образования Минского городского СПЦ.
Соответствующие программы специалисты уже разработали и пока делятся ими с другими бесплатно, да еще и учат с ними работать. А еще в центре планируют создать целый образовательный курс для молодых специалистов.
Ирина СИДОРОК, фото автора
Мероприятие проводится на добровольной основе.
Не обнаружить ни секунды равнодушия.
А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.