Вы здесь

Дорожная карта Минского СПЦ: от детского сада до первых курсов вуза


Областных социально-педагогических центров в стране совсем недавно было шесть. Столичный стал седьмым (в июле 2021-го), хотя потребность в нем существовала давно. В Минске более 380 тысяч несовершеннолетних, среди которых дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-сироты и малыши, оставшиеся без попечения родителей, дети с различными зависимостями и проблемами во взаимоотношениях. О целях и планах учреждения рассказали его сотрудники.


Главное — защита детей

Задача Минского городского СПЦ всеохватывающая — защита прав и законных интересов детей через координацию деятельности специалистов СПЦ и учреждений образования. Здесь предусмотрены также консультации педагогов, правовая помощь несовершеннолетним и их законным представителям, психологическая педагогическая поддержка семей, на иждивении которых находятся дети-сироты, и малыши, оставшиеся без попечения родителей.

Создание Минского городского и областных СПЦ было внесено отдельным пунктом в Национальный план действий по улучшению положения детей и защите их прав на 2017-2021 годы, и нынешние его сотрудники занимаются огромным блоком «детских вопросов». В компетенции отдела координации деятельности СПЦ и учреждений образования проблемы несовершеннолетних в организациях всех степеней: от детского сада до первых курсов вуза, пока детям не исполнилось 18 лет.

— Специалисты отдела занимаются проблемами, связанными с суицидальным поведением детей, проявлениями правонарушений несовершеннолетних, насилия в отношении детей или в их среде; буллинга; зависимости от алкогольных и наркотических веществ, компьютера, — обозначила список задач Зинаида ВОРОБЬЕВА, заместитель директора Минского городского социально-педагогического центра. — А вообще, и социальное сиротство, и детские зависимости от разных проявлений происходят прежде всего из семьи, поэтому работать нужно не только с детьми, но и с родителями.

На отдел защиты прав и законных интересов детей как раз и возложена задача профилактики социального сиротства, развития семейных форм устройства малышей, деинституционализации детей-сирот, их социализация и постинтернатное сопровождение.

«Единственная семья — единственная страна!»

Дорожную карту с таким названием создали в отделе защиты прав и законных интересов детей для выполнения поставленных задач. Мероприятия, которые предусмотрены этим документом и рассчитаны на три года, имеют целью улучшение качества жизни воспитанников детских домов, повышение профессиональных компетенций специалистов и формирование позитивного мнения о детях-сиротах.

— Нам хотелось составить такой план работы наших отделов, чтобы каждый специалист видел, куда мы идем, каким путем и зачем, поэтому и появились дорожные карты, — пояснила замдиректора. — Они отличаются от обычного планирования тем, что в документе обозначены проблемы, определены их причины, разработан блок взаимосвязанных мероприятий, направленных на ее устранение, а также указать результаты, которые должны получиться. А исполнители этой дорожной карты – не только наши специалисты, а и профессионалы учреждений образования. В дополнение к некоторым мероприятиям создана еще и технологическая карта. В дорожной карте заложена также и проектная деятельность.

Аналогичную дорожную карту разрабатывают и в отделе координации деятельности СПЦ и учреждений образования.

— Карта состоит из пяти блоков, которые являются одновременно и проблемами, что мы решаем, —  рассказала Виктория БИЗУКОЙТЬ, социальный педагог Минского городского СПЦ. — Прежде всего это плохое положение в семьях, дети которых демонстрируют асоциальное поведение и являются источниками проявлений насилия и суицидального поведения. Внутрисемейные факторы мы включили во второй блок. В нем планируем мероприятия, направленные на повышение родительского сознания, ведь папы и мамы часто обладают недостаточными компетенциями по воспитанию детей, да и в самой семье тоже есть определенные социальные проблемы.

В третьем блоке изучаются психологические особенности самого ребенка. Специалисты соответствующих учреждений проводят с малыми консультации, где и выясняется, есть ли проблема. А также корректируют личные качества, которые не вписываются в обычную модель поведения (излишняя отстраненность от коллектива, заниженная или завышенная самооценка). Четвертый блок посвящен педагогическим компетенциям, пятый можно назвать «Мода на здоровый образ жизни».

Огромный пласт работы

Одна из форм семейного устройства детей — их воспитание приемными родителями и родителями-воспитателями в домах семейного типа. В центре сделали социально-рекламные письма, в которых они ищут ответственных людей на эту роль и планируют визуализировать
информацию еще и в роликах.

— Для родителя-воспитателя или приемного родителя важно не тратить время, приходя в центр каждый раз, как появляется какая-то проблема. Чтобы решать ее срочно, должно быть место, куда родители могут обратиться в режиме онлайн, — уверена Зинаида Воробьева. — Наши специалисты предполагают назначать дни, когда с родителями об их потребностях будут беседовать квалифицированные специалисты. Например, каждая среда с 10 до 12, когда дети в школе. Отдельные часы планируем назначать для повышения компетенций и профессиональной поддержки самих специалистов образовательных учреждений. Восстановление в родительских правах, формирование общественного мнения к приемным родителям, предупреждение зависимостей... Весь этот огромный пласт работы невозможно сделать без современных технических средств, по крайней мере, без интерактивной доски, которая пока в проекте.

Консультации специалистов центра и сегодня настолько востребованы, что им просто не удается выступать перед всеми аудиториями. А еще они знают, с какими проблемами сталкиваются педагоги-психологи других учреждений, и готовы упростить их работу через алгоритмизацию деятельности.

— Если специалисты будут владеть пакетом программ, которые позволят им меньше времени тратить на оформление документов, у них будет больше возможностей заниматься детьми. А сделать это можно, если создать единую базу, где большая методологическая работа будет выполняться гораздо быстрее, проще и храниться в одном месте, — поделился Юрий МАРЬЯНКОВ, заведующий Отделом координации деятельности СПЦ и учреждений образования Минского городского СПЦ.

Соответствующие программы специалисты уже разработали и пока делятся ими с другими бесплатно, да еще и учат с ними работать. А еще в центре планируют создать целый образовательный курс для молодых специалистов.

Ирина СИДОРОК, фото автора

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.