Долгая и плодотворная жизнь, долгая и добрая память — это про народного художника Беларуси Леонида Щемелева. Он ушел из жизни год назад, но оставил столько картин, что мало им было государственных музеев и частных коллекций, еще при его жизни в Минске появилась городская художественная галерея произведений Л. Д. Щемелева, где сейчас работает большая выставка-посвящение мастеру, который совсем немного не дожил до своего столетия. И это тот случай, когда человеческий век фактически совпал с определенным этапом жизни Беларуси. А в произведениях можно найти знаки времени (-ён) и подсказки, как в лихолетье сохранить себя как личность, вмещающую и проявляющую жажду к жизни отдельного народа.
Если бы среди художников определяли супергероев, то Леонид Дмитриевич мог бы претендовать и на это звание. При том, что во многих его работах чувствуется боль: но кто сказал, что суперлюди через него не проходят? Если болит — ты жив. Чувствуешь, плачешь, оплакиваешь — и становишься более сильным.
Леонид Щемелев был юношей, когда пошел на войну. Казалось, это было время отчаяния, но он сформировал отчаянных людей, которые свою боль сумели трансформировать в надежду. Не покидала она будущего художника: когда заживают раны, он обязательно вернется к своей мечте, которая была взлелеяна атмосферой и личностями довоенного Витебска. Но для него это были звенья одной цепи: «хочешь рисовать» — «надо защищать», «надо выжить». Личные желания умножились на множество таких же – не в то ли время в нем возросло чувство присоединенности к большому энергетическому источнику, в который превратился белорусский народ? Энергия же не исчезает, даже при ужасных потерях она перераспределяется, а тот, кто остается, получает суперсилу. В Щемелеве она была: в боях за освобождение Беларуси он был тяжело ранен, но восстановился, чтобы стать суперхудожником. Создавал, создавал, создавал картины... Не терял творческой формы даже в зрелом возрасте. Выставка «Леонид Щемелев. Посвящение» как раз и проявляет энергетическую сверхпленность. Вообще, в галерее на постоянной основе представлено более 90 произведений, подаренных автором города. А в новой экспозиции можно увидеть работы, поступившие в фонды Музея истории Минска в 2021 году, среди них — «Край Партизанский» и «За свободную Беларусь». Удивительно то, что при всем драматизме сюжета картин на военную тематику отчаяния у них нет.
Даже в тех картинах, где царят мрачные цвета, доминантными становятся светлые — и когда их совсем немного. Получается, что тьма только подчеркивает притягательность света. Кажется, что во мраке будущий художник ухватил огонек, который потом высветил светлых людей, светлые явления, светлые вещи. В итоге свет победил в творчестве Щемелева — и по цветам, и по сути. В работах — увлечение каждым подаренным днем, наслаждением мигом, простые человеческие радости, озорные искорки жизни.
В творчество Леонид Дмитриевич пришел постоянным и закаленным человеком, но одолел при этом необходимую учебу (окончил Минское художественное училище, впоследствии — Белорусский театрально-художественный институт), и во времена соцреализма сумел приобрести собственную манеру письма, позволяющую всегда узнать его работы. Благодаря ему на соцреализм советских времен можно посмотреть через призму романтики: она в выборе цветов и ощущения воздуха, подъема, полета. Даже масляная живопись пропитана легкостью и прозрачностью при том, что он проявлял обычную на то время домашнее хозяйство и действительность со всеми ее чертами и правильностью. Во времена своей советской молодости я, например, какое-то время жила с мыслью: все художники соцреализма похожи друг на друга. Опровергнуть это в моем сознании сумели прежде всего произведения таких художников, как Леонид Щемелев и его учитель Константин Цвирко. Воля в квадрате — это как свойство характера. С одной стороны, человек чувствует себя свободным – и ты видишь это по его картинам. С другой стороны, он имеет волю, чтобы оставаться собой и самосохраниться как творческая личность в тех обстоятельствах, что создавало действительность.
Каким образом? Благодаря чему? Или кому?.. Он любил — Беларусь и ее лиц, работников, обитателей. И она благодарила его – признанием, высокими наградами, особенно после обретения независимости. Он любил — присутствие этого чувства отражено в портретах и многих работах. Например, сколько теплоты в одном из недавних приобретений музея-произведения «Венчание в церкви святой Марии Магдалины». Любовь его умножалась в близких и потомках, которые, в том числе благодаря отцу, строили свою судьбу, сохраняя в семье творческую энергию. Он восхищался — и сохранял образы в набросках или эскизах. Как работала мысль, Какое чувство управляло рукой мастера, можно представить в течение месяца благодаря выставке, где представлены материалы из личного архива. Это возможность соотнести энергию задумок с энергией законченных произведений.
И вот что кажется: действительность в произведениях Щемелева (какое бы время ни было) — это действительность мечты. Но зачем мы мечтаем? Не только из-за мечтательности, ведь мечты — не порок, они нам помогают моделировать действительность. За долгую жизнь Леонида Щемелева действительность вокруг него менялась сущностно — и влияла на возможности художника. Но действительность не меняла его отношения к творчеству и жизненному оптимизму, ведь знал: можно вынести все, здесь главное — какую энергетику ты излучаешь по жизни и которая к тебе потом возвращается умноженной. Эта энергетика держала не только его, но и тех белорусов, которые в разные, даже сложные, времена не боялись своих (казалось, нереальных, неземных) грез, а понемногу, шаг за шагом, их осуществляли. Потому что человек — не приземленное существо, а земная личность, способная сбежать в небеса. В частности, художник изобразил эту прагу полета. Попробуем?
Лариса ТИМОШИК
Козерогам важно на этой неделе закончить неотложное дело, которое уже давно не дает покоя.
Мероприятие проводится на добровольной основе.