Вы здесь

Начальник военной авиации — о профессии, «железных» птицах и семье


Андрей Лукьянович — человек в Вооруженных Силах известный. Военный летчик-снайпер, в недавнем прошлом командир (в течение десяти лет он возглавлял 50-ю смешанную авиационную базу). Это тот человек, который один из немногих в нашей стране выполняет чрезвычайно важные воздушные миссии: передислокацию военной техники и вооружения, доставку вакцины из Китая... А во время парадов на День независимости или День Победы за высшим пилотажем полковника Лукьяновича следит вся Беларусь — большой самолет Ил-76, которым он руководит, всегда замыкает воздушный эшелон и салютует гостям торжества.


Недавно Андрей Лукьянович Указом Президента назначен заместителем командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны – начальником авиации. Накануне Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил опытный летчик и военачальник рассказал «Звязде» не только о том, что он каждый раз чувствует, когда поднимается в небо. Поговорили мы с этим уникальным человеком и о земном.

Летать мечтал с детства

А, между прочим, родился будущий начальник авиации в обычной семье, в небольшом городке на Гродненщине — Сморгони. Отец ушел из жизни, когда он был в первом классе. Вся ответственность за троих детей (у Андрея Лукьяновича есть две сестры) легла на хрупкие материнские плечи.

— Эта удивительная женщина, самый замечательный человек в моей жизни, — говорит о матери Андрей Юлианович. — Она воспитывала нас в атмосфере любви и заботы. Мама, Нина Григорьевна, постоянно жила для нас, работала не покладая рук. Жили очень скромно, как все. Современные дети живут в достатке, для нас же любой, даже самый простой мамин подарок, был за счастье. За это время у нас появились традиции: во время праздников собираемся большой семьей у мамы. Однако ковид внес свои коррективы: сейчас это не так часто получается — маму бережем.

Каждые летние каникулы Андрей Лукьянович проводил у бабушки на хуторе. Дети там не только отдыхали, а еще работали (у бабушки было большое хозяйство). Именно там, на хуторе, он впервые увидел самолеты.

— Трассы рядом проходили, самолеты часто летали, — вспоминает полковник. — В небе след, сверхзвук — аж стекло в доме дрожало! Тогда и появилось желание стать летчиком. Правда, все это казалось несбыточной мечтой. Однако я верил, что когда-нибудь и мне удастся подняться в небо. Летать, как и жить, без большой цели бессмысленно.

Самолет без недостатков

Свой самый главный материнский подвиг Нина Григорьевна Лукьянович совершила, когда отпустила своего единственного сына, который вынужден был рано повзрослеть, учиться. Андрей Лукьянович поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Конкурс в знаменитую кузницу кадров военно-транспортной авиации был высок. «Учился в школе хорошо, твердый хорошист, — так характеризует себя полковник. — Любил точные науки. Математика, физика — мой конек».

Однако, чтобы стать летчиком, мало хорошо учиться. Нужно иметь еще и отличное здоровье. И оно не подвело! Поступали вместе со школьным другом. Получилось только у Лукьяновича. Когда он стал курсантом, в порыве радости отправил домой большую телеграмму со словами благодарности маме, что поступил. Это было важнейшее событие в жизни летчика.

Не менее важно — и первый полет. Андрей Лукьянович до сих пор его помнит. Это было на втором курсе училища, на чешском самолете Л-410. Эмоций столько, что после полета у будущего начальника авиации выдалась бессонная ночь.

— Я хорошо помню своих учителей: как школьных, так и по училищу, — говорит Андрей Лукьянович. — Летчик-конструктор Андрей Семенов — замечательный человек, который меня всему научил, дал путевку в жизнь. Потом мне тоже везло на командиров. Мне вообще в жизни везет: всегда окружают добрые люди.

Четыре года в училище пролетели мгновенно. Летал и Андрей Лукьянович. Во время каждого полета все больше увлекался своей профессией, небом, где был уже частым гостем.

Распределение выпало как раз на период распада Советского Союза. Молодой офицер попал в город Улан-Удэ, в 150-й военно-транспортный авиационный полк. Именно там начал летать на самолете Ан-12, который считается одним из самых сложных в обучении и пилотировании. «После полетов от чрезмерных физических нагрузок летчики всегда выходили из самолета вспотевшие: комбинезон хоть отжимай, — замечает полковник. — Те, кто освоил Ан-12, может управлять любым самолетом».

И сам начальник авиации — этому пример. Кроме Л-410 и Ан-12, он освоил такие типы самолетов, как Ан-26 и Ил-76. на последнем летает и сейчас. Это как верный друг, которому нельзя изменить. И надежный: по многофункциональности Ил-76 пока не превзошел никто. «Конструктор Генрих Новожилов создал самолет без недостатков, — убежден военный летчик-снайпер. — Это уникальный самолет, не имеющий в своем классе аналогов и альтернативы. Он требует знания компьютерной техники и программирования, летает в любых климатических условиях и может выполнить любую задачу».

В белорусскую армию Андрей Юлианович пришел уже первоклассным командиром. В 50-й смешанной авиационной базе, что в Мачулищах под Минском, совершенствовал профессиональное мастерство, а вместе с тем проходил все должности: командир отряда, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи, заместитель командира авиационной базы, ее командир.

Династия Лукьяновичей

Все это время Андрей Лукьянович имел надежный тыл. Его жена, Светлана Викторовна, тоже родом из Сморгони. «Мне еще бабушка говорила: двух Родин не бывает», — вспоминает летчик. — Это означало, что жену надо брать из Беларуси».

Бабушкины слова навсегда врезались в память внука. Хотя по-другому, наверное, и не могло быть: Светлана сразу запала ему в сердце. Как настоящая жена офицера, она поехала с ним в Улан-Удэ и везде, где бы он ни был, создавала домашний очаг. Андрей Юлианович признается, что жена очень похожа на его мать. У них также трое детей.

Старший, Евгений, — гордость семьи. Он пошел по стопам отца. Причем решение, что династии летчиков Лукьяновичей быть, принимал не глава семьи. Женя рос рядом с аэродромом, часто бывал в воинских частях, где Андрей Юлианович служил. Конечно, еще маленьким мальчиком ему было позволено прикоснуться к святыне святых — к штурвалу самолета. Поэтому естественно, что он с самого детства, как некогда его отец, мечтал летать. Правда, пошел в гражданскую авиацию. Отучился, был отобран в одну из ведущих российских авиакомпаний, летает на самом большом самолете — Boeіng 747. За месяц совершает годовой налет военного летчика. Кстати, и сынова жена — тоже пилот гражданской авиации. У начальника авиации подрастает внучка.

— Самое главное в жизни — это семья: сначала та, в которой растем, потом — которую создаем сами, — убежден Андрей Лукьянович. — Мне очень нравится высказывание: пока живы наши родители, мы чувствуем себя детьми. И это, поверьте, дорогого стоит. Если мы чувствуем заботу, если есть, к кому обратиться за советом: кто, как не родители, близкие люди, может подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации?

Еще у Андрея Лукьяновича — взрослая дочь, сын-школьник. Анастасия учится в Германии. Когда пришло время поступать, отличница сразу прошла в три вуза, потом приходилось выбирать. Никита учится в девятом классе. Как и отец, склонен к точным наукам. Также интересуется самолетами, однако стать летчиком не позволит здоровье.

Властелины времени

Спрашиваю у Андрея Юлиановича, как жена переживает его полеты, привыкла ли за эти годы, что в небе муж проводит времени больше, чем на земле. «Она знает, что это самый опасный вид транспорта, — говорит военный летчик-снайпер. — Это как на автомобиле, не сложнее».

Конечно, шутит. «У меня лучшая профессия, — уже серьезно говорит Андрей Лукьянович. — Она имеет две стороны: интеллектуальную и эмоциональную. Тот эмоциональный заряд, который получает летчик, находясь в небе, потеряв контакт с землей, нельзя ни с чем сравнить. Когда отрываешься от земли, чувствуешь себя счастливым. Особенно в пасмурную погоду. Взлетел, пробиваешь облака, а там — солнце светит. Причем всегда. И ты сразу расплываешься в улыбке, вспоминая ту серую погоду, которая была на земле. Когда пересекаешь несколько часовых поясов, ночь тянется всего каких-то три часа, кажется, что солнце стоит на месте и ты его догоняешь. Одним словом, летчики — властелины времени. Белорусские летчики — патриоты, профессионалы своего дела, которые летают везде и в любых условиях».

Начальник авиации подтверждает это конкретными примерами, перечисляет многочисленные награды, которые белорусские летчики на протяжении многих лет привозят из Армейских международных игр. «У нас создана прекрасная белорусская летная школа, которая существует с 1999 года, — замечает Андрей Лукьянович. — Несмотря на то, что она молодая, тот опыт советских инструкторов мы не потеряли. Наши летчики обучаются в Военной академии Республики Беларусь. Офицеры, которых мы выпускаем, дослуживаются до командиров авиационных баз, летчиков-инспекторов по командованию. Кроме того, готовим летчиков-снайперов, которые готовы летать всегда и везде, в различных метеоусловиях выполнить любую задачу».

— Мы имеем самую современную технику, — отмечает заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны. — На вооружении стоят новые вертолеты Ми-8МТ, новые самолеты Су-30СМ. Идет модернизация авиационной техники. Заключены контракты на новую авиационную технику — вертолеты Ми-35М и еще одну эскадрилью самолетов Су-30СМ.

...О самолетах Андрей Лукьянович готов говорить бесконечно. И не только говорить — без неба он уже себя не представляет. За плечами полковника — свыше 4200 часов налета. В рабочем кабинете — настоящий музей моделей самолетов: мини-копии тех «железных» птиц, на которых летал сам. Небо — его стихия: именно над облаками он чувствует себя самым счастливым, ведь живет в самой красивой стране (поверьте, оттуда виднее), имя которой — Беларусь.

Вероника КАНЮТА

Фото из архива Андрея ЛУКЬЯНОВИЧА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.