Вы здесь

Профессия продюсер: доверьтесь профессионалам!


Профессия продюсер сегодня одна из самых востребованных в музыке, кино, образовании, на телевидении и, даже, в социальных сетях. Почему? Ответ на этот вопрос очевиден. Есть люди-творцы, которые занимаются созданием контента, а есть люди-производители, которые это творчество организовывают и продвигают. Когда каждый занимается своим делом, получается отличный результат, который приносит не только моральное, но и материальное удовлетворение.


Моя собеседница Алеся КУЗНЕЦОВА — генеральный директор продюсерского центра «Золотые голоса», которая работает продюсером уже 17 лет. Кажется, эта профессия была суждена ей судьбой. Но, чтобы достичь уровня «профессионал», потребовалось много лет серьезной работы, которая продолжается и сегодня.

— Когда и с чего началась продюсерская страница вашей жизни?

— Все началось в начале 2000-х. Но в то время такая профессия, как музыкальный продюсер, была очень закрытой. Пришлось постигать все на практике. Тогда я была мама двоих маленьких сыночков, училась в аспирантуре, но ведь душа стремилась заниматься еще чем-то. В то время мой муж (лидер арт-группы «Беларусы» Валерий Шмат) начинает свою деятельность в качестве хорового дирижера в федерации профсоюзов. И я начинаю ему помогать: искать режиссеров, хореографов. Через пару месяцев стало очевидно: из-за такой помощи я, по сути, стала администратором хора. Вот так я и оказалась в музыкальной сфере. Мой муж не видел себя на эстраде (он выпускник народного артиста СССР Виктора Ровдо), поэтому мы начали вместе заниматься хором. Но ведь вопрос, что мы сможем зарабатывать хором, не давал мне покоя. И моя коммерческая жила начала искать варианты. Помогли и профсоюзы, которые пояснили, что хор должен зарабатывать деньги на себя сам. А, как известно, каждый кризисный момент — это точка для роста и развития. И вот уже 17 лет мы успешно занимаемся творчеством!

— В чем заключается роль музыкального продюсера?

— На самом деле, есть два типа музыкальных продюсеров. Первые придумывают определенный музыкальный проект и под него набирают артистов, музыкальных руководителей. Они создают концепцию. Второй вариант: если продюсер работает в паре с артистом-профессионалом, который уже известен публике. Я лично очень люблю второй вариант — работать с человеком, с личностью. Каждый артист — это своя уникальная история. А ведь мы знаем, что самое интересное для людей — сторителлинг, который ярко проявляется в творчестве.

Музыкальный продюсер — это организатор концертов или масштабных праздников «под ключ». Это его долг. Продюсер — это человек, который должен быть всегда впереди и иметь возможность прогнозировать ситуацию на следующий день. Профессия продюсера может быть очень близкой к профессии режиссера и при необходимости эти роли можно объединять. Что касается меня, то во время пандемии я получила профессию режиссера. Таким был мой личный запрос.

— Ваша профессия вынуждает вас встречаться, вести переговоры с большим количеством людей. Чего случается больше — коммуникации или общения?

— Мне кажется, одно без другого не существует. В профессии продюсера очень важная часть работы — это отношения с людьми. Многие проекты начинаются с идеи, которая возникает во время приятного разговора за филижанкой кофе, а затем превращается в настоящее зрелище на больших площадках. Так, например, возник фестиваль «Вытокі», с которым мы посетили 7 городов Беларуси.

— Какими качествами должен обладать продюсер?

— Самое главное – это стрессоустойчивость. С одной стороны у тебя – заказчики и организаторы, которые всегда очень требовательны и волнуются за проект, который существует на определенном этапе только в твоей голове. С другой стороны, это артисты — люди творческие, а это личности тип темперамента. Продюсер должен хорошо знать законодательство, основы экономики, разбираться в налоговой системе, авторском праве. Чтобы знать, как можно, а как нельзя работать. Еще одно качество — коммуникабельность. Если вы не любите разговаривать с новыми незнакомыми людьми, вряд ли эта профессия для вас. Знание психологии, умение продавать и вдохновлять. Эти знания очень помогают за 5 минут понять философию жизни и пожелания человека, который к тебе обратился. Владение голосом. Когда ты разговариваешь с заказчиком по телефону, на первый план выходит умение ясно выражать свои мысли. Ну, и, конечно, умение справляться с форс-мажорными ситуациями.

— Кстати, можете напомнить какую-нибудь форс-мажорную историю с гастролей?

— Я и сегодня помню один случай, который случился во время концерта в России. Я была молода и неопытна. И не могла представить себе, что, можно пригласить вокальный коллектив на концерт и при этом не дать никакой аппаратуры. Так вот, мы с арт-группой «Беларусы» приезжаем на площадку, а кроме сцены ничего нет. К счастью, до концерта оставалось 4 часа. Мы нашли фирму, оформили прокат аппаратуры, все было быстро доставлено и смонтировано. Концерт состоялся! А я для себя сделала результат: продюсер должен предусмотреть и проконтролировать любые даже самые очевидные вещи.

— Жизнь в таком стрессе и такого большого количества задач вас не утомляет?

— Я очень люблю жить в условиях многозадачности. Как-то младший сын спросил меня: «Мама, а почему у тебя два телефона?» А потому, что я по одному могу говорить, а в тоже время при помощи другого что-то записывать, отправлять сообщения. Это мой ритм жизни, я без этого уже не могу.

— Если человек уверен, что такая разнообразная жизнь — это его судьба, куда пойти учиться, чтобы стать продюсером?

— Несмотря на то, что я сама имею образование в другой отрасли и не получала профильную, чтобы стать продюсером, конечно, считаю, что учиться надо. Высшее образование дает человеку не только диплом. Прежде всего, такое образование дает определенную среду и мировоззрение, на которые потом очень хорошо накладывается опыт. Что касается опыта, то мой взгляд на этот счет такой. Если хотите попробовать себя в профессии, нужна найти человека, которого вы считаете в данной сфере профессионалом и примкнуть к нему в качестве помощника. Позвонить и пообщаться на этот счет. Если человек на самом деле имеет потенциал к этой работе, опытный продюсер это сразу увидит. Практика и еще раз практика!

— Кого из известных артистов белорусской эстрады вы сейчас продюсируете?

— Конечно, это арт-группа «Беларусы». Коллектив, с которым я состоялась как продюсер. История нашего сотрудничества насчитывает срок в 17 лет! Больше года я работаю с Гюнешь. Яркая певица с европейско-восточным колоритом, очень талантливая и востребованная не только в нашей стране. Но я очень рада, что она живет и работает именно в Беларуси. Интересное сотрудничество у меня сложилось с начинавшейся с дружбы заслуженной артисткой Республики Беларусь Жанет. И, конечно, Александр Воронище, с которым я сотрудничаю более 10 лет, а вот его концертным директором стало два года назад во время пандемии. Он настолько виртуозно играет на балалайке, что всегда вызывает всплеск эмоций у зрителя.

— Что для вас, как продюсера, главное во взаимосвязи «артист—зритель»?

— Задача продюсера для каждого артиста найти правильную аудиторию, а для каждой аудитории подобрать правильного артиста. Чтобы во время концерта происходил настоящий обмен энергией. Когда после концерта среди зрителей я слышу слова: «Мы получили такой заряд, что хочется идти и творить!», я считаю что моя миссия выполнена. Мы сделали самое главное — достучались до эмоций зрителей и подарили им хорошее настроение и радость!

— Какими из своих проектов вы особенно гордитесь?

— Из последних, это, конечно, концерт «Миллионы сердец», который прошел во Дворце Республики 28 января. Идея его проведения возникла неожиданно. И у организаторов на подготовку было всего 11 дней и ночей. Вместе с режиссерами Владиславой Артюковской и Анной Моторной мы создали настоящее театрализованное действие, участие в котором приняло 1200 артистов. Ну, а отличные отзывы от людей после концерта, еще раз принесли нам радость и вдохновение!

— «Возник фестиваль», «родился проект»... так легко об этом говорить. А что нужно делать, чтобы идея превратилась в действительность?

— Мне иногда говорят знакомые: твои мечты всегда сбываются. Да, на самом деле мои мечты сбываются. А все от того, что если у меня появляется идея, я начинаю думать, что я могу сделать, чтобы эту идею реализовать. И планета начинает вращаться вокруг меня. В итоге все получается. Так было, например, с гастролями арт-группы «Беларусы» за границей. Очень захотелось вывезти группу в другие страны. Разработала тактику и стратегию этой идеи. Запустила таргетированную рекламу в интернете именно по тем странам, которые мне были интересны. Через неделю мне пришло предложение дать концерт в одном из латышских городов. В результате моей коммуникации в Латвии состоялся не один концерт, а случилось целое турне по латышским городам.

— Вы с таким великолепным настроением рассказываете о нашей музыкальной сфере. Но ведь, есть скептики, которые считают, что в Беларуси шоу есть, А вот бизнеса нет. Насколько вы согласны с таким мнением?

— 20 лет мы с мужем работаем вместе, живем музыкой и за счет музыки. Наша деятельность находится полностью на самоокупаемости. Когда ты делаешь качественный продукт, который находит отклик у зрителя, когда ты сам любишь то, что делаешь, ты просто не можешь не преуспевать! Можно много говорить о том, что рынок в Беларуси маленький, но ведь никто не мешает расширять границы. Если тебе не хватает средств, просто подумай, что ты еще можешь сделать. Если ты сам прикладываешь большие усилия в достижении своей личной цели, то и откуда-то сверху обязательно получаешь поддержку.

— Многие профессии, которые есть сегодня, очевидно, через 5-10 лет не будут существовать. Каковы ваши прогнозы по профессии продюсера?

— Сегодня мы видим, что эта профессия давно вышла за пределы музыкальной сферы. Продюсеры есть в кино, на телевидении, в сфере образования, в социальных сетях. Далее профессия будет развиться и востребованность будет только расти. В современном обществе есть большой запрос на людей, которые стремятся вперед, умеют анализировать, прогнозировать и добиваются победы!

Екатерина ТУМАС-ТИШКЕВИЧ

Фото из личного архива героини

Выбор редакции

Культура

Александр Радьков: О людях писать сложно

Александр Радьков: О людях писать сложно

«Каждый человек-это космос!»

Общество

До плюс 32! С воскресенья к нам идет новая волна жары

До плюс 32! С воскресенья к нам идет новая волна жары

23 июня температура воздуха была близкой к климатической норме.

Общество

В Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Альпы. Сорок первый». Фоторепортаж

В Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Альпы. Сорок первый». Фоторепортаж

Театр юного зрителя представил премьеру спектакля по мотивам повести Василя Быкова.