Вы здесь

Кузнец Мария Тарлецкая: Куй железо, люби его горячо


Мария Тарлецкая​ убеждена: металл сам выбрал ее и тем самым дал серьезное преимущество. Женщин-кузнецов в Беларуси единицы. И факт принадлежности к традиционно мужской профессии по определению притягивает внимание и вызывает интерес к ее работам. 


От ремесла к искусству 

Для меня всегда оставалось интересным и загадочным: почему одни люди всю жизнь мучительно ищут и порой так и не находят свой путь, своё место и призвание, а других словно кто-то настойчиво ведёт к их делу, даже не оставляя сомнений в том, чем они должны заниматься? 

Мария Тарлецкая родилась в Минске в интеллигентной и дружной семье. Отец Александр Александрович Колупаев – радиофизик, долгие годы работал в БГУ, мама Людмила Ивановна – биохимик. У Марии два взрослых успешных брата. В детстве девочка одно время хотела быть космонавтом. Алгебра и геометрия ей не давались, зато в Детской художественной школе искусств № 1 им. В. К. Цвирко успехи были. Правда, поступать в Академию искусств побоялась, посчитав свои шансы нулевыми, выбрала факультет эстетического образования БГПУ им. М. Танка. 

– В педагогическом было легко учиться, – рассказывает Мария Тарлецкая. – Меня поощряли преподаватели, и я чувствовала себя перспективной. Но попала на практику в школу и чётко поняла – это не моё, учителя из меня не получится. На третьем курсе бросила университет и стала готовиться к поступлению в Академию искусств. Родители сначала пришли в замешательство от такого шага, но потом поддержали. Экзамены сдала удачно и стала студенткой факультета декоративноприкладного искусства.

Специальность «художественная обработка металла», по собственному признанию, Мария выбрала из духа противоречия: хотелось выделиться, быть не такой, как все. Чем чаще слышала от преподавателей, что такой хрупкий, как она – со своими 48 кг веса, кузнец никому не нужен, тем сильнее хотела работать только с металлом. Из двух девушек на курсе до получения диплома дошла только Мария. Годы в академии она вспоминает как интересный, но непростой период. Художественное сообщество ей тогда не открылось, психологически приходилось в этой среде достаточно трудно. Но Мария полюбила железо. На её взгляд, это очень благодарный материал, который много и долго терпит, прощает ошибки, сочетает в себе упрямство и отзывчивость. 

– Заявок на меня после окончания академии не поступило, – вспоминает Мария Тарлецкая. – Имея свободный диплом, зарегистрировалась на бирже труда как ИП. Получив безвозмездное пособие на сумму в эквиваленте около 400 долларов, купила углошлифовальную машину, 200 кг металла и арендовала кузню на заводе «Кранмаш». Выточила молоток, выковала клещи и принялась за работу. 

Уже через год выпускница Академии искусств основала ООО «Артобъект». Сегодня у этого предприятия два цеха – в Любанском районе и в Мачулищах. Под руководством Марии более 30 сотрудников, исключительно мужчин. За 16 лет своего существования «Артобъект», не прибегая ни к какой рекламе, заработал отличную репутацию и не испытывает недостатка в заказах. Это в основном предметы интерьера, ограждения, лестницы

– Я считаю заказчиков соавторами своих работ, – говорит моя собеседница. – Чужой дом – не место для моего самовыражения. Как профессионал, должна выполнить любую поставленную задачу с учётом запроса. Но я стараюсь объяснить, что нужно считаться с правилами, которые диктует металл.

Ещё во время учёбы в Академии Мария поняла: напрямую с металлом иметь дело сложно, лучше использовать новые технологии. Сейчас почти все свои работы Мария на 90 % создаёт в ноутбуке. В кузню привозит подробные сборочные чертежи, макет и шаблоны, резанные лазером заготовки. Там арт-объект куют и собирают. Какие-то этапы физического воплощения своего замысла Мария и сегодня может взять на себя. Но выполнять всю тяжёлую работу нет необходимости: для этого есть надёжные мужчины. Много дорогих её сердцу творений создано совместно с художниками-кузнецами Александром Штабницким и Сергеем Делендиком. 

Наряду с частными заказами она активно оформляет городское пространство. «Кавальскiя выцiнанкi» Марии Тарлецкой и Павла Войницкого украшают станцию метро «Ковальская Слобода». Самолёты в Новой Боровой, которые уже полюбили взрослые и маленькие жители этого микро - района, – совместный проект Марии Тарлецкой, Павла Войницкого и Лидии Лесниковой. Её работами можно полюбоваться, посетив посольство Ватикана в Минске, Дом милосердия, Всехсвятскую церковь. В пяти областных центрах установлены арт-объекты, посвящённые белорусскому языку, созданные с её участием.

– Выполняя частные заказы, я воспринимала себя как ремесленника, руководителя-производственника, – признаётся Мария. – Там тоже всегда находится место творчеству, однако художником себя не считала. Но постепенно всё больше реализовывала собственные идеи, воплощала свои художественные образы. Сейчас уже большая часть моего времени этому посвящена. 

За 20 лет дружбы с металлом Мария Тарлецкая «вы — ковала» из себя мастера со своим узнаваемым почерком. Её работы есть в Национальном художественном музее Беларуси, в частных зарубежных коллекциях. Все авторские скульптуры Марии Тарлецкой продиктованы чувствами: восхищением, болью, гневом, сочувствием и несут мощный эмоциональный посыл. Самая любимая её скульптура всегда — последняя. Сейчас это «Автопортрет 2020-го», получивший приз зрительских симпатий в сентябре на фестивале искусств «Арт-Минск −2021». Кризис идей Марии незнаком. Её вдохновляют люди, отношения, природа, искусство. Во время путешествий она всегда обращает внимание на достижения коллег. В Италии восхищалась барочными металлическими лестницами и ограждениями. В Вашингтоне её поразили оригинальность арт-объектов, современный подход к скульптурам из металла.

Сила слабых

– Думаю, у меня некомфортный характер и наверняка со мной бывает трудно, – отмечает Мария. – К счастью, у меня восхитительный муж: терпеливый, умный, с чувством юмора. Антон уважает мою свободу, время, личное пространство. Этим и объясняются наши хорошие отношения. А ещё у нас есть бивер-йорк Бирма – это тоже источник положительных эмоций, способный быстро привести чувства, мысли, душевное состояние в гармонию. 

Столько лет имея дело с железом, Мария Тарлецкая, полагаю, не могла не позаимствовать некоторые его качества. Она производит впечатление сильной, самостоятельной, волевой личности. Легко и успешно руководит мужским коллективом. Не представляет жизни без машины. Не боится огнедышащих печей и раскалённого металла. Но в своих отношениях с миром, людьми, искусством Мария остаётся женщиной. И, к счастью, отнюдь не железной.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото Алёны и Ядвиги АДАМЧИК и из архива Марии ТАРЛЕЦКОЙ

Печатается в журнале «Алеся»

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.