Вы здесь

Болотный генерал, призрак кареты и сестра комиссара. Тайны Заволочицкой усадьбы


Случается, что какое-то место во время твоих путешествий, якобы не самое заметное и выдающееся, почему-то особенно западает в память. Хочется узнать о нем побольше, раскопать какие-то невероятные истории...


Так случилось с нашим визитом в Заволочицах. Дом по улице Советской, 9, имеет на себе отпечаток разнообразного пользования... Каких только контор здесь не размещалась! Хотя сегодня имеет следы пренебрежения. Балкон, лишенный перил, поддерживают четыре облупленные небольшие, много раз крашеные колонны, из-под штукатурки повсюду показывается красный кирпич... На фронтоне — цифры «1914» и вывеска «УКСП совхоз Заволочицы».

Общество филоматов и глиняные трубы

Между тем, Заволочицы известны с 1626 года как часть имения Глуск Дубровицкий, принадлежавшего князьям Дубровицким. Переходили Заволочицы от хозяина к хозяину, в ХІХ-м веке принадлежали Яксам-Быковским, гербу «Гриф». Около 1860-го года Антонина Быковская вышла замуж за очень колоритного персонажа Иосифа Ипполитовича Мордас-Жилинского герба «Янина», который и стал здесь новым хозяином.

Иосиф Жилинский — из старого шляхетского рода. Его отец Ипполит, бывший студент Виленского университета, входил в знаменитое общество филаретов, дядя Вацлав был виленским епископом. Мать Юстина происходила из рода Одинцовых. А сам Иосиф стал военным инженером, геодезистом, дослужился до генерала от инфантерии, а занимался прежде всего осушением болот. Именно он руководил работами по осушению Полесья, оставил о том много монографий, а его Генеральный план осушения Полесья получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

В приданом Антонины Быковской была деревня Дворец, которая находится неподалеку... Но дворец далековато над Московско-Варшавским шоссе, которым Жилинский часто пользовался. Вот он и решил построиться здесь, возле самого тракта, в Заволочицах — для чего устроил сначала мелиорацию территории, так как было сплошь болото. До сих пор есть прорытые по проекту генерала канавы и пруды — нелепо пана Иосифа прозвали болотным генералом. Некоторые мелиоративные каналы до сих пор действуют. Самый большой — от деревни Поляна, через пруд в Заволочицах и далее до Птичи. А в земле заволочицкой вокруг закопаны глиняные трубы. Недавно пахали у кого-то из сельчан огород, опять трубу такую вывернули — и удивились: сто лет прошло, а как новая!

Мужественный Рыбак

Но касательно жидкостей думал Жилинский не только о болотной воде...

Мы обходим дом с четырьмя колоннами и двинемся к зданиям, возведенным генералом от инфантерии в Заволочицах... А именно к корпусам спиртзавода. Колоритные строения на каменных фундаментах, декоративные элементы из красного кирпича... На фасаде тот же кирпичом на фоне белой штукатурки выложены цифры — 1889, 1888. стены некоторых небольших зданий полностью из местных валунов, что в сочетании с полукруглыми наверху окнами добавляет средневекового колорита. Сегодня здесь тихо, но еще недавно бурлила жизнь, и исправно производилась продукция.

Кстати, здесь, на спиртзаводе, почти полвека работал житель Заволочиц, Герой Советского Союза, знаменитый разведчик Ульян Рыбак. Он девятнадцатилетним парнем ушел отсюда на фронт. Маршал Москаленко упоминал о нем в своих мемуарах, да и многие другие. Про отважного белоруса писала фронтовая пресса и складывались частушки:

«Разведчик храбрый

и толковый

Фашистам спуску не дает:

Ульян всегда придет

с уловом,

У Рыбака всегда клюет».

Это о том, что Ульян Рыбак привел десятки драгоценных «языков». Пять раз был ранен, участвовал в параде Победы...

Сегодня в агрогородке Заволочицы есть улица, носящая имя героя, человека скромного и мужественного.

Кстати, бывал в Заволочицах и Алесь Адамович — незадолго до смерти приехал проведать семью двоюродного брата.

Между скатанным деревянным забором и строящимся болотным генералом заводом нас встречают «охранники» — стадо коз во главе с бородатым вождем. Тот довольно напорист, поэтому отступаем...

Проигранная жена

Возвращаемся к усадебному дому.

Правда, тот, в котором жил Иосиф Жилинский, деревянный, с красивой резьбой, стоял немного в другом месте. У Иосифа и Антонины родилось три дочери. Самая интересная местная легенда связана со старшей, Александрой.

Влюбилась та в соседнего помещика по фамилии Гриценко, который жил в глуши. Отец был категорически против — избранник славился как гуляка и картежник. Но любовь — дело такое, что родительское сопротивление только палу добавит... Антонина ночью сбежала с любимым, тайно повенчалась в церкви в соседней деревне Городок... Что же, Болотному генералу пришлось признать тот брак.

Да жизнь молодых не задалась. Молодой муж все так же играл в карты и пировал.

Однажды в доме оказались случайные гости – попросились на ночлег. Замелькали в руках карты... Пану Гриценко не везло, но остановиться он был не в состоянии. Одна за другой части его имущества переходили к другим... Наконец — тут я встретила два варианта развития событий — или муж сам поставил на кон свою жену, или она сама предложила в качестве приза себя, лишь бы не играл на последнее, что оставалось, деревню городок, принадлежавшую матери Гриценко... Сделка состоялась, и красавицу Александру выиграл один из случайных гостей, доктор и барон Ян Якуб Оффенбах.

И утром она уехала с ним.

Вопреки обстоятельствам, Александра и Ян Оффенбах друг другом засимпатизировались, в конце концов поженились, и новый союз оказался счастлив и долог. Нашла сведения и о том, что средняя дочь Иосифа стала женой инженера Кароля Малаховского, который помогал Жилинскому в осушении Полесья.

Альдона и Екатерина: сестра главного чекиста и злобная барыня

Старый усадебный дом, деревянный, на два этажа, с резьбой, стоял где-то возле нынешнего дома культуры. Нашла интерес: управителем Жилинского здесь служил Гедимин Юрий Булгак, а его женой была Альдона, сестра знаменитого Феликса Дзержинского. Сестра старшая, заменившая осиротевшую Железному Феликсу мать... С ней он много переписывался, Альдона во всем младшего брата поддерживала, оставила о нем книгу воспоминаний... Хотя, кажется, Гедиминас Булгак в определенное время выставил юного революционера из дома.

Иосиф Жилинский после революционных событий выехал в Польшу... Но Заволочицы он оставил раньше, после смерти жены. Антонина Жилинская из Быковских, кстати, похоронена на Золотогорском кладбище в Минске, от которых осталось всего несколько надгробных камней возле костела Святого Роха и Дворца искусств.

Заволочицы выкупил инженер-строитель из Санкт-Петербурга Александр Готовский. Хозяйкой здесь стала его жена Екатерина, о которой также много легенд. Якобы такая уж злая была, жестокая, потому что бездетная. Согласно одной из легенд, также связанной с картами, когда ее муж проиграл Заволочицы, продолжила игру за него — и отыгралась. Встречала упоминание, что и сам Иосиф Жилинский потерял Заволочицы, так как проиграл их Готовскому в карты.

Деревянный дом сгорел в 1912-м, и, опять по слухам, сожгла его сама Екатерина Готовская — чтобы получить страховку и расплатиться с карточными долгами мужа.

А после революции якобы перебралась злобная барыня в Минск, где устроила антибольшевистскую банду. Та долго страшила горожан, пока чекисты Екатерину Готовскую не пристрелили. Произошло это в 1921-м, в тот же год в Польше умер бывший владелец Заволочиц Иосиф Жилинский.

Призрачная карета в подземельях

Мы пробираемся в заброшенный дом... Узкие витые всходы столетней давности ведут наверх. А здесь все напоминает декорации для какого-то постапокалиптического фильма. Поломанная Конторская мебель, бумаги на полу, вывески — «Бухгалтерия», «Касса». А вот на фоне ободранных дешевых обоев в углу — камин, свидетельство старинности. Правда, выглядит как-то декоративно, не похоже, чтобы им в последние времена кто-то пользовался. Но он точно от прежних времен. Не единственная сохранившаяся деталь интерьера... Ведь чего только не было в этих стенах! Клуб, библиотека, почта, сберегательная касса, магазин, контора совхоза... Даже хлебопекарня. А вот мешки с мукой хранились в подвалах...

Моя любимая часть путешествий — колокольни и подземелья. В подвалах усадьбы Заволочиц можно фильмы ужасов снимать... Узкие двери, темный кирпич, поломанное кресло под обрывками проволоки, свисающей со сводчатого потолка, якобы тянутся когти...

Кстати, о монстрах. Во время Великой Отечественной войны в доме была немецкая комендатура, и здесь, в подвалах, держали схваченных партизан и подпольщиков.

В послевоенное время в подвале Заволочицкой усадьбы устроили бомбоубежище — стены мощные, надежные.

Но есть и классическая мистика. Рабочие пекарни, которым приходилось бывать здесь ночью, рассказывали, что иногда отчетливо слышали звуки, якобы подъезжает карета, цокают подковы, ржут лошади, звучат мужской и женский голоса... Разумеется, в легенде тут же возникла некая «царица», которая проезжала трактом, и то ли заболела в Заволочицах, то ли умерла...

Оглядываемся на дом — его фасад когда-то украшал портик... Зачем тот портик разрушили? Всегда задаю себе этот вопрос... Боролся с барскими уродствами? Злила «нефункциональная красота»? Оказывается, на балконе еще недавно были старые кованые перила, сняли якобы для реставрации, да так и не вернули. И аллеи из сирени и лип еще недавно росли...

Но здание даже в нынешнем состоянии выделяется, привлекает туристов... Ужасно жаль, что он не внесен в список историко-культурных ценностей. Ведь пока еще – не руины, еще все можно реставрировать, сделать великолепный объект.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.