Вы здесь

Жирмуны: Замок с привидениями и ангельская колонна во владениях Геркулеса


Вроде бы проехали те Жирмуны, ищем другой объект... Где он? Снова в Жирмунах! Ещё дальше отъехали, до следующего пункта маршрута — снова обозначено, что Жирмуны!

Оказалось, и правда — местечко двойное... Когда-то было одно большое имение, потом разделилось... И двое Жирмунов оказались даже по разные стороны между районами, Лидским и Вороновским.


Два местечка — одно название, два архитектора — одна фамилия

Первыми нас встретили «вороновские» Жирмуны — магистраль привела. И вот первый пункт — чудесный деревянный костёл Обретения Святого Креста. Построен ещё в 1789 году — большая редкость, что деревянный памятник с такой древности сохранился в Беларуси.

Традиционные цвета для местечковой Беларуси: горчично-жёлтый, коричневый, белые колонны и оконца... Интересная резьба. Над входом — медальон с ликом Божьей Матери. В костёле идёт служба, к стенам прислонены велосипеды прихожан. Небольшая деревянная звонница, старый посеревший крест... Уютно... А строился этот костёл на средства владельца Жирмунов Станислава Радзивилла и его жены Каролины. Автор проекта — придворный радзивиловский архитектор Ян Подчашинский, персона довольно известная, ученик Лаврентия Гуцевича, построившего в Вильно кафедральный костёл.

Тут, в Жирмунах, произошло важное событие для Подчашинского: 7 ноября 1790 года родился его сын Кароль. Ему посчастливилось возглавить кафедру архитектуры Виленского университета, оставить известный учебник «Основы архитектуры для академической молодёжи»... И, понятно, построить много интересного, например — дворец Булгаков в Жиличах. Строил и в Вильно... Кстати, там теперь есть район Жирмуны. Говорят, сначала так называлась улица, на которой Кароль Подчашинский осуществлял свои проекты, а именно усадьбу генерал-губернатора Александра Римского-Корсакова... А не в честь ли родины зодчего название и возникло?

Не торопясь, обходим костёл, фотографируем высокие узкие окна, закруглённые наверху, юбилейную шильдочку, установленную к двухсотлетию костёла... Осторожно, чтоб не мешать верующим, заходим внутрь — хоть фотографировать во время службы не отваживаемся. Орган, звучащий здесь, старше костёла, перенесён из прежнего. Потому что первый храм в Жирмунах появился ещё в XV столетии, при тогдашних владельцах Кучуках…

«В тот же день нас заставил, чтоб приятную познал постель»

Не удивительно, ведь местечко — не поверите! — упоминается в германской летописи ещё в начале XIII века! А в XVІ-м Жирмуны перешли к одному из ярчайших персонажей нашей истории, Юрию Радзивиллу по прозвищу Геркулес. Наверное, многие из вас видели его портрет, хранящийся в Национальном художественном музее: могучий бородатый воин в рыцарских латах. Геркулес, одно слово... Тридцать выигранных сражений, необыкновенная физическая сила, вражда с королевой Боной, которая сначала хотела завоевать расположение влиятельного рыцаря, но была отвергнута... Недаром в то время в роду Радзивиллов случались одна за другой таинственные смерти. Сын Геркулеса, Радзивилл Рыжий, создал мощный тандем с двоюродным братом, Радзивиллом Чёрным, их сестра, дочь Геркулеса Барбара, станет женой польского короля...

А вот Жирмуны уплывут из радзивилловских рук на века... Вернутся в их владение только в начале XVІІІ-го, с браком Барбары Завишанки с Николаем Фаустином Радзивиллом. Барбара была дочерью воеводы Минского Завиши, который оставил интересные мемуары. Где среди прочего описывает, как Николай Фаустин сватался к его дочери, и этот эпизод современного человека может шокировать: «тот непрерывно налегал на нас, чтобы мы отдали дочь; наконец, на св. Барбару, приехал к нам на именины в гости, в тот же день нас заставил, чтобы мы дали ему ужин и на исполнение его желаний позволили, чтобы приятную познал постель, в присутствии ближайших господ-соседей; хотя все это с большим стало трудом, ведь нам не хотелось так нечаянно выдавать замуж и справлять свадьбу, но поскольку уж так случилось, пусть Бог им благословит».

Вы поняли, что Николай Фаустин добился права лишить невесту целомудрия в присутствии уважаемых свидетелей? Что же, обряд удался... И свадьба, которая состоялась в 1710-м, была такой пышной, что Завиша оставляет в дневнике запись: «во время той свадьбы, испортив желудок, я страдал пять дней».

Барбара была любимой дочерью и сохранила привязанность к родителям. После смерти Завиши собрала его речи и издала книгой под названием «Отзвук приятных мелодий».

Но и Николай Радзивилл не ошибся, когда так настойчиво добивался руки Завишанки. Пани оказалась с характером: помогала мужу в политических интригах, а ещё родила ему пятнадцать детей.

Воздушный замок седьмого сына

Седьмым сыном был Станислав, подкоморий Великого Княжества Литовского... Вот ему и достались Жирмуны. Хотя отец Станислава в 1724 году выбил для Жирмунов у короля Августа Сильного, приходу которого на трон способствовал, Магдебургское право, но это не Несвиж и не Слуцк... Где уже младшему сыну мечтать об огромных ординациях, принадлежавших роду, о Несвижском дворце, который всегда достается старшим...

И Станислав решил исправить это несправедливое положение. Чтобы посмотреть, чем закончились его амбиции, мы едем во вторые Жирмуны, «лидские».

Точнее, назывались они раньше фольварк Жирмунки. Так вот, Станислав задумал построить здесь дворец не хуже, чем в Несвиже.

Между тем, наша дорога переходит в старую брусчатку, машину ощутимо трясет... И вот издали мы видим величественные ворота. Настоящая Триумфальная арка... Только чем ближе подъезжаем, тем плачевнее она выглядит, объеденная временем и нарушенная неблагодарными потомками. Ещё недавно у этих ворот имелся второй этаж, разобрали... Сверху на воротах растет дерево. От гербов остались только следы... Сбоку — стены официны...

Официн, собственно говоря, было две: в одной жили сами Радзивиллы, в другой — прислуга. В наше время уцелевшую официну приспособили под школу... Теперь это руины.

Пробираюсь через бреши в стенах... Замечаю кирпич с отпечатком босой ноги взрослого человека. Сразу вспоминается рассказ Змитрока Бядули о женщине, которая, чтобы заработать копеечку для голодных детей, согласилась на издевательское предложение пройти босой по раскаленным кирпичам... Хотя, разумеется, этот кирпич, когда на него наступали, был ещё не обожжен в печи. Двести лет следу...

А от многого здесь и следа нет. Процитирую исследование краеведа Левона Лавреша, который переводил описи Лидского деканата 1784 г. и нашел детальное описание Жирмунского двора Радзивиллов: «два двора: один каменный дворец, возле этого дворца каменная официна, две другие деревянные официны оштукатурены. Второй двор экономский, хозяйский с гумнами, холодными, повозками, под ними каменные погреба. Хлев деревянный. Конюшня фабричная при гумне. Неподалёку в поле — ветряная мельница, которая не мелет. Идя от экономского двора, по правой руке статуя Лидского Рафаила на каменном столбе, по левой руке деревянные казармы с каменными столбами поставлены для прислуги и различных ремесленников. Здесь же при овчарнях находится большая аустерия с различными удобствами, напротив неё находится деревянное с каменными столбами зернохранилище, под ним каменные погреба и холодильник». 

Что же, если оглянуться, кое-где видятся остатки кирпичных кладок, камни...

Но величественного дворца, о котором мечтал Станислав Радзивилл, здесь и не возникло. Хотя автором проекта должен был стать тот самый Ян Подчашинский. Наверное, всё остановилось из-за смерти князя в 1787 году. И не узнать, каким планировался дворец. Известно лишь, что официна, в которой жили князья, имела богатые интерьеры и коллекции искусства, а в парке росли грецкие орехи. Ну, хоть и седьмой сын, но Радзивилл... От Каролины Патей он имел пятерых детей и, конечно, не считал себя хуже старших братьев.

Колонна Архангела Рафаила и куртизанка Джульетта

А пока что едем к упомянутой в исследовании Лявона Лавреша «статуе Лидского Рафала на каменном столбе».

Возможно, выбрали не самый удобный путь, но на машине никак не подъедешь. Пришлось идти через лес, по краю поля, потом по бороздам... И вот он, кирпичный облупившийся столб с железным штырём наверху. Говорят, в прошлом веке там стояла деревянная статуя — человек, держащий скрипку. Местные считали, что это святой Иоанн Креститель. Часто можно встретить, что поставили сооружение в честь Конституции 1791 года — тогда шляхта друг перед другом ставила подобные обелиски в своих владениях. Но поверим описанию, цитируемому выше, тем более это не единственная колонна Архангела Рафаила в Беларуси.

Кстати, поле, на котором мы стоим, называлось «полем под Святым Иоанном».

Не так давно видела видео, как в Жирмунах восстанавливали древний обряд «Переспросы» — это когда прежде чем засылать сватов, высылали куму-переспроску к родителям невесты. И когда переспросы были удачными, на ворота вешали полотенце.

Что же, много в истории зависит от обстоятельств семейной жизни персонажей... Правнучка Станислава и Каролины Мария Радзивилл продала Жирмуны именно по тем обстоятельствам. Ее мужем был известный египтолог, уроженец Воложина, высокий, рыжебородый и веселый граф Михаил Тышкевич. В семье родилось два сына и три дочери... И вдруг Михаил встречает в Париже известную куртизанку с шекспировским именем Джульетта... Ради неё бросает жену с детьми, добивается развода... Скандальный брак был заключён, Джульетта ле Бо стала второй графиней Тышкевич, а Мария продает Жирмуны — или чтобы денег добыть, или чтобы избавиться от болезненных воспоминаний, и род Радзивиллов уходит из биографии городка.

Мы уезжаем из Жирмунов тоже с разными ощущениями... Увидели много прекрасного, изведали ещё одну страницу белорусской истории... Но обидно видеть, что остатки той истории продолжают разрушаться.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.