Вы здесь

Чем Беларусь может привлечь зарубежного туриста? Отвечает эксперт


Значение туризма в жизни современного общества невозможно переоценить. И всё же нельзя не учитывать тот факт, что сфера туриндустрии понесла ущерб во время пандемии COVІD-19. Дают о себе знать и экономические кризисы, и в целом неустойчивое положение в свете. Что теперь происходит с туризмом в Беларуси, не исчезнет ли потребность в туристической профессии, а также какие шаги предпринимаются для развития внутреннего туризма — об этом и не только мы поговорили с директором Института менеджмента спорта и туризма, кандидатом экономических наук, доцентом Валентиной Николаевной Ананьевой.


— Валентина Николаевна, если говорить в целом — какого специалиста готовите? 

— Многофункционального. Студентам преподают два иностранных языка, к тому же в университете есть институт Конфуция, куда приехали высококлассные специалисты из Китая. А сегодня это важно, потому что мы видим, как активно приезжают иностранные туристы. У нас много практических занятий по туризму, проводится обучение по таким дисциплинам, как краеведение, история Республики Беларусь, максимально заостряем внимание на въездном туризме, привлечению сюда иностранных туристов. Очень много внимания уделяется студентам, начиная с первого курса. Даём понять, что хотим, чтоб они стали экспертами многоуровневого многоотраслевого направления в экономике. Знаете, приобрести туристический билет в Египет или в Турцию, наверно, может любой гражданин нашей страны, не прибегая до услуг операторов. А вот привлечь туриста к нам — это уже другой вопрос, им должен заниматься специалист с соответствующим туристическим образованием. 

— Можно ли сегодня сказать о востребованности специалистов по туризму и актуальности туристической профессии?

— Туристическая специальность востребована, и считаю, что она будет такой впредь. Но важно, чтобы отрасль хотела этих специалистов трансформировать. Да, было время, когда люди зарабатывали деньги на продаже билетов, сейчас он закончился. Специалисты в сфере туризма должны прийти в компании и предложить новые знания, полученные в высшем учебном заведении.

Процент студентов, обучающихся за счёт республиканского бюджета, у нас небольшой. Поэтому у каждого есть возможность свободного трудоустройства. Немного студентов после окончания вуза обращаются к нам по причине того, что они не смогли найти себе место для трудоустройства. Если студент мотивирован остаться в отрасли, он будет в течение учёбы работать и проходить практику в «своей» туркомпании. Наши выпускники могут возвращаться в регионы, а могут остаться в столице, так как много заявок от туристических компаний, предприятий, в подчинении которых находятся санатории, профилактории. Хотя, конечно, и удобно было бы взять в турфирму неквалифицированного специалиста за меньшие деньги, но все равно, если организация сталкивается с тем, что ей нужно зарабатывать, они захотят видеть специалиста, который позволит им эти деньги получить.

— Насколько важно сегодня иметь соответствующую подготовку у представителя туристической сферы?

— Когда в стране отменили лицензирование туристического вида деятельности (оно требует от специалистов, работающих в туристических компаниях, соответствующего образования), то в этих компаниях начали работать все желающие. Поэтому встаёт проблема обесценивания самой специальности. Многие туристические компании поставили себе цель — прежде всего продажа туров за границу. Это обычная операторская работа, которая не требует специалиста по туризму, он просто продает, и на этом компания зарабатывает деньги. Однако основной процент услуг, оказываемых в туристических компаниях, должен быть от въездного туризма. К тому же случилась пандемия, экономические кризисы, и государство опять говорит: продавать — это хорошо, но привлекайте сюда туриста! А как? Специалист, работающий в компании и не знающий ничего, кроме того, что может предлагать туры, не понимает, с чего начать, так как не знаком со всеми этими механизмами, которые дают в соответствующем учебном заведении.

— Валентина Николаевна, а как привлечь к нам туристов? Какие меры планируется принять в этом направлении?

— Есть разные категории туристов. Например, приезжающие, чтобы изучить новую для себя страну либо свои корни, прошлое родных, которые когда-то эмигрировали. Туристы сейчас самоорганизованные, они четко представляют, куда хотят, и, конечно, им нужно помогать, содействовать их пребыванию здесь. Есть большая категория, которую привлекают наши санаторные здравницы, агроэкотуризм, архитектурные памятники и т. д. Та сумма, которую они платят, их устраивает. И вместе с тем нужно идти дальше — технологически развиваться, увеличивать количество и качество специалистов, переформатировать само представление о туристе, которого мы хотим у нас видеть. Мы должны сегодня работать, чтобы его привлечь, и необходимо понимать, что пока стоим в начале этого пути. Бесспорно, нужно привлекать в помощь «селебрити», знаменитостей, блогеров — они очень мобильны, они наши союзники в этом деле.

— Что Беларусь может предложить иностранному туристу?

— Мы, белорусы, позиционируем, что у нас страна рек и озер, что у нас огромные леса, поля, мы третьи в мире по наличию пресной воды. И так себя позиционировать правильно, это наша культура, самобытность, этим нужно гордиться и уметь продавать. Сейчас мы союзничаем с двумя странами, которые для нашей экономики создадут огромный процент в ВВП: Китай и Россия. У них есть деньги, и они готовы приобрести продукт. К этому нужно быть подготовленными: они должны понять, что могут купить у нас. Те же китайцы отдыхать в нашем классическом понимании не хотят, а предложить им что-то более интересное мы не можем — нет таких возможностей. Поэтому в планах, например, облагородить все наши озера, создать там условия для проживания, вроде отдельных специальных боксов со всем необходимым, что называется, по последнему слову техники, и многое другое. И для организации подобного отдыха должно подключиться большое количество специалистов, которые будут создавать условия для оказания нужных услуг — по обеспечению питанием, техническому оснащению, по размещению, организации развлекательных мероприятий и т. д. Это то, чем занимается сейчас весь мир. Примером для нас является Швеция, которая предлагает за деньги отпуск тем, кто готов за это платить. В свою очередь работа в этом направлении может позволить молодежи, не уезжая из нашей страны, зарабатывать сегодня деньги. Я хочу, чтобы наши студенты остались здесь, но я должна обеспечить их вот таким хорошим видом работы. В этой связи нам не нужно изобретать велосипед, нужно только собрать лучшее, адаптировать это к себе и дать возможность людям понять, что на этом можно зарабатывать деньги, в том числе помочь государству такой новой вариацией подхода к туристам.

— Вы считаете, что шведская туристическая модель найдет применение в наших реалиях? На это необходимы немалые средства...

— Считаю, что это инвестиционный проект, должны быть негосударственные деньги и негосударственный заказ. Думаю, что все-таки это деньги, которые должны прийти из других стран. Опять же, если это китайские деньги и их инвестиции, то под их нужды и будем адаптировать туруслугу. Если российские деньги, то нужно считаться с их пониманием культуры, менталитета, руководствоваться их требованиями. Да, эту идею нужно продавать, немаловажно научиться правильно её презентовать. Но очень хотелось бы, чтобы эта идея и стратегия развития стали государственными, тогда мы смогли бы вовлечь её в экономический оборот, что приносило бы нам хорошие деньги.

— Каковы перспективы дальнейшего развития туризма в Беларуси в связи с неустойчивой ситуацией в мире?

— Кризис – начало чего-то нового, ликвидация старого, вышедшего из моды. Я всегда примеряю на себя: куда захотела бы поехать, что посмотреть. И только так можно писать стратегии, прорабатывать их. Наша стратегия развития туризма рассчитана до 2025 года, все действующие сегодня виды туризма там перечислены. Планируется дальше развивать агроэкотуризм, санаторное лечение, то, что у нас существует. Однако в стратегии должно появиться что-то новое, нужно начать двигаться в этом направлении. Вижу, что без подобного начала не получится ничего другого. Если мы предлагаем что-то новое, под это переработаются программы, стандарты, переформатируется вся отрасль, но оно должно появиться. Это касается не только сферы туризма, но и многих других сфер. Поэтому нельзя говорить, что у всех всё хорошо, только один туризм проседает. Нет, проседают те отрасли, которые развивались в течение последних 50-60 лет, но они должны трансформироваться. Процессы, которые были, нужно подготовить для нового потребителя услуги. А у него сегодня серьезное требование. Надо сказать, что государство делает всё необходимое, многое уже создано. Как кандидат экономических наук смотрю на туризм через призму экономики: любая отрасль страны должна быть направлена только на одно — возможность зарабатывать деньги. Поэтому пессимистичные разговоры о том, что туристическая отрасль проседает, что будет плохо, — неоправданны. Это на самом деле нежелание людей, которые сегодня этим занимаются, развиваться. Президент постоянно говорит, что необходимо предлагать и действовать. Есть же грантовая поддержка — внесите предложения по проведению определенного научного исследования, по изучению какого-либо направления, глава государства постоянно подталкивает. Все сетуют, что сегодня хуже, чем было вчера. С этим уже понятно, но ведь давайте что-нибудь делать. Столько, сколько сделало государство для привлечения сюда туристов, ни одна страна не делает, — возьмем тот же безвизовый режим. Но за этим стоит работа на протяжении десятилетий целой команды, большого количества министерств. Они отработали это для отрасли, они предоставили все возможности, повторюсь — безвизовый режим, льготы по индивидуальному предпринимательству людям, занимающимся агроэкотуризмом, это нелицензированный вид деятельности, фактическая возможность принимать на работу людей с разным образованием — все это своего рода свобода, все сделали. Но при таком бонусе, который дало государство, оно хочет знать, что ещё можно сделать.

— Назовите, пожалуйста, свои любимые туристические места, которые бы вы посоветовали для посещения.

— Мне посчастливилось побывать в уникальном месте — частном туристическом комплексе «Красный бор». Не всем по карману посетить это место, однако уровень туристического обслуживания там — как в ведущих странах Европы. Мне очень импонирует, как развивается парк-музей интерактивной истории «Сула». Нравится, что в течение десяти лет они еще ни на один день не остановились в своем развитии. Сколько бы раз вы туда ни приехали, вы увидите что-то новое. Это как раз тот пример, как надо развиваться. Если бы мы говорили о городе, который необходимо было бы презентовать, то это Минск. Мы привыкли его изучать по ранее созданным маршрутам. Идем знакомыми улочками, однако Минск — это намного больше, даже центр столицы не до конца нами изучен. Большой темп жизни в Минске не позволяет приостановиться и сходить на экскурсию. И, конечно, природа. В течение последних пяти лет, когда в нашей стране был объявлен Год малой родины, появился прекрасный повод, чтобы помочь месту, в котором ты родился. Мой родной город — Осиповичи. Для меня это место силы, где я получаю энергетику. Там есть прекрасное водохранилище, которое необходимо облагородить. Очень удобное месторасположение — Гомельская трасса, и всего сто километров от Минска. Туда могли бы ездить люди и получать удовольствие и комфорт. Создать там инфраструктуру — пока в моих планах. Местами, которые я перечислила, точно может гордиться Республика Беларусь.

Надежда ЗУЕВА

Фото из архива героини

Превью: БелТА

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».