Вы здесь

Архивный детектив: Забытый театр. Оперетта для военного поколения


История этого театра ведёт отсчёт с начала 1930-х годов, а его активная работа приходится на 1943-1949 гг. Театр был восстановлен в условиях Великой Отечественной войны, и сам факт его восстановления свидетельствует о Великой вере в победу и заботу о моральном духе покалеченных и истощенных тяжелыми годами оккупации. Об этом театре всего несколькими строками упоминают в энциклопедических справочниках и почти не пишут в научных трудах. Речь о государственном театре музыкальной комедии БССР. Воссоздать его историю поможет один из фондов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства.


Штрихи из довоенной истории

Точная дата основания театра пока не установлена. Первым документом, засвидетельствовавшим факт его существования, является «План центрального правления союза работников искусства Беларуси по художественному обслуживанию театрами колхозов, совхозов и МТС во время весенней посевной кампании 1933 г.» Среди других белорусских театров упоминается и «Музыкальная комедия» с выездами в Ветковский, Чечерский и Тереховский районы. Этот план датирован 10 марта 1933 г., а 17 апреля этого же года вышло постановление Бюро ЦК КП(б)Б «Об установлении сети театров и улучшении их работы», соответственно которому Театр музыкальной комедии ликвидировался. Но в начале 1939 г. справка театрального сектора Управления по делам искусств при СНК БССР «О росте театров за вторую пятилетку» сообщала о создании в этот период, то есть до 1937 г., Театра музыкальной комедии. После известных в истории Беларуси событий, 24 августа 1940 СНК БССР принял постановление «О переводе Театра музыкальной комедии БССР для стационарной работы в г. Белосток». Для деятельности театра передавалось здание Белостокского городского театра, а Белостокский облисполком обязывали «представить театру необходимое количество квартир для размещения работников театра».

Алексей Клумов — композитор, заведующий музыкальной частью театра.

Но менее чем через год началась Великая Отечественная война. Театр так и не успел поработать на новый репертуар: труппа расформировалась, жизнь многих артистов и работников театра оборвалась в первые же дни войны, некоторые пешком пошли на восток и стали артистами фронтовых бригад.

Восстановление ради мирной жизни

Новый период в жизни театра берет отсчет от 7 октября 1943 г. Этим днем датируется приказ № 20 Управления по делам искусств при СНК БССР: «1) На основании Постановления СНК БССР от 7 октября 1943 г. за № 80 и приказа ВКИ за № 475 воссоздать работу Государственного театра музыкальной комедии БССР с 07.10.1943 г. 2) Временной базой гостеатра музкомедии БССР определить город Москва. 3) Назначить исполняющим обязанности директора гостеатра музкомедии БССР артиста театра Гераскина Георгия Павловича. 4) Определить количественный состав Театра на первое время — 35 — 40 человек. 5) Определить срок сбора театра в составе, указанный в § 4 — 20 октября 1943 г. 6) Утвердить следующий репертуар театра на IV квартал 1943 г. и сроки выпуска постановок: а) концерт-спектакль (советская оперетта, классическая оперетта, венская оперетта) — 01.11.1943 г.; б) «Нитуш» — муз. Эрве — 01.12.1943 г.; в) «Женитьба Фрица» — муз. А. Клумова-25.12.1943 г. Начальник Управления по делам искусств при СНК БССР П. Пестрак. Москва, 7 октября 1943 г.»

Театр организовывался для работы на территории Беларуси как стационарный театр. 26 сентября 1943 г. Красная Армия ступила на белорусскую землю, и к началу 1944 г. освободила восточные районы Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской областей. Белорусское правительство, находившееся в эвакуации в Москве, начало делать первые шаги к восстановлению мирной жизни на освобожденных территориях. Возрождение государственного театра музыкальной комедии БССР с временной базой в Москве было рассчитано, прежде всего, на концертное обслуживание воинских частей, госпиталей, городов и сел Беларуси, которые только что были освобождены из-под фашистской оккупации. И первые документы о возобновлении его деятельности, по законам военного времени, очень лаконичны и категоричны: на сбор труппы театра — 13 дней, на подготовку первого концерта-спектакля — 24 дня, на подготовку первого музыкального спектакля — 54 дня. Как такое было возможно? Но, как и все приказы военного времени, этот также требовал неотложности, скорости, мобильности.

На должность главного режиссера был приглашен заслуженный артист РСФСР Камерницкий, главного балетмейстера и режиссера — Курилов, балетмейстер-педагог — Каверинский. Художественным руководителем театра был назначен Зак. На стадии формирования творческого коллектива единственно осуществимой задачей была подготовка спектакля-концерта, состоявшего из отрывков из классических и советских оперетт. Управление по делам искусств при СНК БССР обязывало выпустить первый спектакль-концерт уже к 1 декабря 1943 г. Но неукоплектованность и несработанность коллектива, отсутствие самых элементарных технических и других средств сдерживали работу. Московский репертуарный комитет и Управление по делам искусств приняли спектакль-концерт только 3 февраля 1944 г.

Одновременно с подготовкой концерта коллектив театра приступил к репетициям классической оперетты Джонса «Гейша». Условия труда были чрезвычайно тяжелыми. Театр всю зиму 1943 — 1944 ютился в холодном помещении Клуба деревообрабатывающего завода: репетиционных помещений не хватало, отсутствовали мастерские, финансовые средства выделялись в основном на мизерную зарплату актерам. С наступлением весны 1944 г. дирекция театра смогла заключить договор на аренду площадки клуба «Красная Звезда» с более благоприятными условиями труда. Для подготовки спектакля «Гейша» устанавливался новый график работы — с 10 часов утра до 21 часа. За нарушение трудовой дисциплины артисты и технический персонал театра строго карались: объявлялись выговоры, лишение завтраков на длительный срок (до 20 дней), за опоздания и несанкционированный отход с рабочего места некоторые отдавались под суд.

Премьера «Гейши» прошла в помещении театра парка ЦДКА имени Фрунзе в Москве. К концу 1944 г. состоялось 63 показа оперетты. Кроме этого, за 1944 г. артистическими бригадами театра было дано 114 концертов.

Всего за первый год своей деятельности театр выпустил три постановки. Кроме упомянутых «Гейши» и «Спектакля-концерта», был подготовлен музыкальный спектакль «Иван да Марья».

Репертуар для освобожденной Беларуси

Первая гастрольная поездка театра на освобожденную белорусскую землю состоялась с 15 марта по 3 апреля 1944 г. в г. Гомель для участия в «художественном обслуживании» сессии Верховного Совета БССР. Для показа был выбран «Спектакль-концерт», который, в соответствии с приказом директора от 4 марта 1944, должен был дополниться новыми номерами. Заведующий музыкальной частью композитор Клумов срочно организовал разучивание Государственного гимна. «Спектакль-концерт» имел в Гомеле большой успех, а выступление перед депутатами сессии Верховного Совета БССР получило отличную оценку, которая была высказана в письме ЦК КПБ(б)БССР на имя председателя ВЦИК при СНК СССР.

Иван Сайков — артист театра, народный артист БССР.

Очень скоро, 19 июня 1944 г., группа актеров театра вновь отправилась в Гомель и районы, где давала концерты до 7 июля. 15 июля ее сменила следующая группа. Отныне гастрольные поездки становятся одной из форм существования театра. Первыми городами освобожденной Беларуси, которые посещали бригады театра, были Гомель, Речица, Новобелица и их окрестности. Важно отметить, что концертные бригады театра в этот период были частыми гостями в воинских частях Красной Армии и в больницах. За 1944 г. театром было показано 122 шефских концерта и гастрольных спектаклей, их увидели 86,5 тысяч зрителей.

Со «Свадьбой в Малиновке», но без «Четырех ошибок»

Материальные трудности не позволили и в 1945 г. осуществить задуманное. Находясь в Москве в условиях почти беспрерывных переездов из одного помещения в другое и ожидая возвращения в Беларусь, руководство театра было лишено возможности и средств создавать собственные производственные цеха, а работа на площадках с малым количеством зрительских мест делала спектакли убыточными. Театр имел большие долги по аренде помещений, по государственным налогам и сборам, по авторскому и музыкальному фонду, соцстраху и даже по зарплате собственному коллективу.

Программа спектакля «Свадьба в Малиновке».

В 1945 г. удалось подготовить только две постановки: «Мариэтта» и «Свадьба в Малиновке» на музыку Александрова. По линии военно-шефской работы коллектив театра провел в 1945 г. 134 концерта и спектакля в воинских частях и больницах. Готовились в этот год, но так и не были утверждены, «Баядера» и «Четыре ошибки».

Эскизы костюмов к спектаклю «Свадьба в Малиновке».

1946 г. принес мало изменений в жизнь театра. Переезд на постоянную базу в Беларусь откладывался, оказалось, что на весь 1946 г. база театра останется в Москве. Этот период характеризуется еще и небывалой текучестью кадров. Зная о скором переезде в Минск, работники театра с московской пропиской, в том числе и многие из творческого состава, начали массово увольняться. И, тем не менее, театр работал и за весь 1946 г. выпустил три постановки: «Баядера» — премьера состоялась 9 мая, «Коломбина» — премьера 22 октября, «Девушка из Барселоны» — премьера 31 октября.

Возвращение в Беларусь

В начале сентября 1946 г. коллектив театра начал готовиться к гастролям в БССР в г. Бобруйск. Гастроли — причина официальная, на самом деле все хорошо знали, что в Москву коллектив театра больше не вернется. На гастроли в Бобруйск театр выехал 23 сентября 1946 г. в далеко не полном составе.

Заявление артистки хора Сыровацкой от 15.10.1946 г.: «Нахожусь в очень тяжелом положении в нынешних гастролях. Не имею ни материальной, ни моральной почвы. Выхода из этого положения не нахожу, как только вернуться обратно в Москву. Мне кажется, что, имея музыкально-драматическое образование, я бы могла быть полезной театру в некоторых ролях, но их получить, очевидно, очень трудно, да и повседневная забота о том, как сегодня просуществовать день, не дает мне работать над собой, отсюда выход один — вернуться в Москву, в чем и прошу дирекцию мне помочь». Ниже приписка: «осталась работать до конца».

В письме на имя Лютаровича от 17.05.1947 о дополнительном финансировании указывается одна из причин невыполнения плана более чем на 80%: «Спектакли театра, которые идут в Доме офицеров, посещают исключительно офицеры и их семьи, так как гражданское население доступа в помещение Дома офицеров почти не имеет. В городе Бобруйске нет свободной зрительной площадки».

17 мая СМ БССР издал распоряжение с 1 июня «станционировать» театр в г. Бобруйске в помещении Городского театра.

Замыслы Национальной оперетты

Еще в начале 1944 г. в театре началась режиссерская разработка национального музыкального спектакля Клумова на либретто Нефеда «44-й день». В начале плановый спектакль этих же авторов «Женитьба Фрица» под названием «Приключения Фрица» по каким-то причинам был отклонён. Но «44-й день» требовал больших доработок на уровне авторской музыки и текста, а в театре на то время еще отсутствовал мужской хор, который предусматривался либретто. Неожиданная смерть автора, композитора и заведующего музыкальной части театра Алексея Клумова 5 сентября 1944 г. и вовсе прекратила работу над спектаклем. К национальной оперетте в театре обратятся уже только в послевоенные годы.

В 1947 г. на должность художественного руководителя театра был приглашен режиссер и артист оперетты Дмитрий Фаустович Джусто (сын итальянского певца Джусто и артистки МХТ Тихомировой), до этого работавший в театрах Харькова, Москвы, Одессы. Музыкальным руководителем театра в это время был белорусский композитор, дирижер и пианист Юрий Бельзацкий, танцы ставил заслуженный артист БССР Семен Дречин и балетмейстер театра Лившиц. К 30-й годовщине Октябрьской революции театр задумал постановку белорусской оперетты композитора Чуркина «Песня Березины» (первоначальное название «Золотая молодость»). Либретто к ней написали Константин Титов и Ольга Борисевич. Постановку взял на себя Джусто, художественное оформление было поручено известному театральному художнику Аскару Мариску. Премьера была назначена на 06.11.1947 г. Комиссия по приемке спектаклей 25.12.1947 г. отмечала «Музыкальная комедия К. Титова и В. Борисевич «Песня Березины» — первая из оперетт белорусских авторов-либреттистов на современную тему, отражающую жизнь колхозной деревни в наши дни... В период отсутствия опереточного национального жанра в Беларуси музкомедия «Песня Березины», несмотря на ряд существенных недостатков, является приятным явлением в театральной жизни белорусского народа, показывает истинное процветание материального благополучия в послевоенный период в деревне и в демонстрации другим народам представляет большой этнографический интерес поистине национальными красочными костюмами, глубокой народной лирикой и прекрасными белорусскими танцами».

Следующей белорусской опереттой была предложена оперетта композитора Любана «Нестерка» на либретто Виталия Вольского. Но постановка не состоялась.

6 апреля 1948 г. правительство БССР приняло решение о переводе государственного театра музыкальной комедии БССР в статус передвижного без базы. Все имущество, весь коллектив с семьями театр вынужден был постоянно перевозить из города в город.

1 марта 1949 г., в соответствии с приказом № 29 Управления по делам искусств при СМ БССР, Государственный Театр музыкальной комедии БССР был расформирован, а имущество передано театру Ленинского комсомола в Бресте.

Анна ЗАПАРТЫКО,

директор Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.