Вы здесь

Дороги войны и творческий путь Петра Приходько


Многие белорусские писатели прошли дорогами войны. Кто с оружием в руках, кто пером приближали светлый и такой ожидаемый День Победы. Да немногие дошли до фашистского логова Берлина. Посчастливилось и Петру Приходько. Отклик войны слышен едва ли не во всех книгах Петра Федоровича, начиная с первой — «Голос сердца». Сами названия большинства из них свидетельствуют, что это написано поэтом с передовой: «Солдаты мира», «Утро над Эльбой», «После прощания», «На переправе», «Порог памяти» (удостоено литературной премии имени Аркадия Кулешова), «Опаленные версты»... да и одному из сборников своего избранного дал точное название — «Письма из проходов».


Петр Приходько. Фото Константина Дробова.

Испытанное и пережитое

О сведанном и пережитом писал не только тогда по горячим следам событий. Им жил и в почтительном возрасте, признаваясь «Віхурацца няспынна думкі роем // Пра тое, што даўно было і ёсць: // Нібы няроўным навабранскім строем // У паход мая выходзіць маладосць». Эта молодость и восставала в лаконичных, выверенных стихах, таких, что пишутся не тогда, когда хочется достичь мастерства ради мастерства.

В лучших его произведениях — та правда войны, на которую способен только непосредственный ее участник. Эта правда — не просто с передовой, а из блиндажного боя. То, что пережито во время пребывания за бруствером окопа и тогда, когда был единственный путь — вперед, передано многими поэтами-фронтовиками. По-своему говорит об этом и Петр Приходько. А насколько ему удалось постичь смысл того, что было тогда, свидетельствует его стихотворение «Лицо войны», написанное 16 апреля 1987 года (в последнее время обозначало дату появления своих произведений). Читаешь его и удивляешься, насколько точно все схвачено — в самых малых реалиях, подробностях, которые только человеку безразличному могут показаться лишними. А еще понимаешь, почему Петр Федорович не мог проститься с войной. Он действительно постоянно видел ее лицо:

Твар вайны
Самы жорсткі і дзікі —
У рабацінні, крывавых рубцах.
Б’е яна
Па малых і вялікіх,
І па маршалах, і па байцах.

Разумеется, в творчестве своей темой войны не ограничивался. Как и каждого поэта, многое волновало. А поэзия захватила его очень рано. Но когда точно, и сам не знал.

Эхо песню подсказало

В автобиографии «Родительскими тропами» об этом пишет так: «Трудно сказать, когда произошло первое знакомство с поэзией. Может, оно пришло с лесным эхом, которое услышал впервые, или с первой прочитанной самостоятельно книгой. А, возможно, еще тогда, когда маленьким мальчишкой шел по колкой траве, неся в руках кувшин с едой для родной тети, что жала в поле рожь и пела песню:

Павей, павей, вецярочак,
Па той бок — лясочак...»

Поэзия вошла в его сердце вопреки прозе жизни. Немного подросший, узнал, что мать умерла от тифа, когда ему было всего восемь месяцев. Эта болезнь всегда коварная. А еще голод, недостача. Беда за бедою ходит! Так и было: шла гражданская война, на которой воевал и его отец.

Хватало испытаний и после окончания ее. Однако, видимо, от детства было что-то заложено, разумеется, не без Промысла Всевышнего, чтобы деревенский мальчишка рано заинтересовался поэзией. Увлечению ею поспособствовали и близкие. А еще был «очень интересный и талантливый человек, который сам сочинял стихи и читал наизусть сказки Пушкина». Благодаря Мартину Агеевичу крестьянский малыш познакомился со «Сказкой о золотом петушке», другими произведениями замечательного русского поэта: «Возможно, вот тогда, в те летние вечера, и произошло оно, первое знакомство с поэзией, пришедшее еще до того, как [...] научился читать и писать. Начал учить наизусть стихи Купалы и Коласа, которые раскрывали широкий мир, вели на самостоятельную дорогу».

Берлин, 1948 г.

Первое стихотворение «Ночлег» написал шестиклассником:

Вось паляна. Коні ходзяць
Ды траву між дрэў скубуць.
Хлопцы вогнішча разводзяць,
Тут размовы гулка йдуць.

Як, як хораша, як добра
Вадзіць коні на начлег!
А назаўтра рана з лесу
Конь мой рыжы шыбка бег.

Тогда учился в Липовской семилетке Хотимского района, а родился в деревне Ольшов возле самого Хотимска. Его любви к литературе много поспособствовал и преподаватель белорусского языка и литературы Леонид Царенко, благодаря которому в школе работал литературный кружок. Однажды кружковцы предложили Петю написать пьесу. Отказываться не стал. Создал ее по «Повести будущих дней» Янки Мавра, произведениями которого зачитывались едва ли не все дети: «Пьесу прочитали члены литкружка, учителя и решили поставить на сцене». Спектакль понравился не только друзьям автора инсценировки и артистам. Посмотрели его и сельчане. Заинтересовались им не только в этой деревне, но и в соседних, входивших в Липовский сельсовет. Желающих было так много, что спектакль показывали несколько раз. И не бесплатно, ведь у кружковцев появилась еще одна хорошая затея. За собранные деньги приобрели книги для школьной библиотеки.

Не сказать, чтобы эта пьеса была высокого художественного качества. Понравилась она тем, кто, живя в глубинке, хотел новых впечатлений. Книги сельчане читали, а что такое театр, многие и не знали. А тут неожиданно появились свои артисты. Пораженный таким вниманием к себе, юный «драматург» послал свою пьесу в Союз писателей БССР. Попала она на рассмотрение Кузьме Черному. Ответ был неутешительный, поэтому первая попытка Петра Приходько в этом жанре стала и последней.

Вехи военные, вехи мирные

Однако неудача в драматургии стала моментом, определившим его творческие пути на дальнейшее: полностью увлекся поэзией. Дебютировал в 1936 году на страницах хотимской районной газеты «Колхозная звезда». Через год стихотворение «Первый раз я пойду выбирать» появилось в республиканской «Красной смене». В это время, завершив семилетку, был управляющим делами Хотимского райкома комсомола. А в 1936 году, получив образование в Могилевской газетной партийной школе, немного поработал ответственным секретарем в той же «Колхозной звезде» и поступил в Коммунистический Институт журналистики в Минске.

Проучился, однако, недолго: призвали в армию. Когда началась Великая Отечественная война, направили в военно-политическое училище, находившееся в Сталинграде. После окончания был назначен политруком роты. Участвовал в боях на Брянском фронте, на Курской дуге, в освобождении Беларуси, Польши, взятии Берлина, в боях за Прагу. Был и ответственным секретарем дивизионной газеты. После окончания войны с армейской печатью не попрощался. Но это было в Чехословакии, вдали от родной ему Беларуси, расставание с которой больно переживал все время, как одел армейскую шинель. Что во время боев хотелось выжить — состояние понятно каждому, кто попадал в экстремальные ситуации. Но ему не по себе становилось и от того, что это произойдет на чужой земле.

После Победы куда только ни обращался, чтобы перевели в Беларусь. Оставался единственный выход: обратиться в Центральный комитет Компартии Беларуси. Понимал, что это последняя инстанции, которая, если захочет, все решит. В письме, присланном в 1946 году, писал: «В отрыве от родной литературы, от родного народа не могу передать того, что высказал бы в своих песнях, в своих стихах на просторах земли родной. И если я не вернусь в пределы родной Беларуси, пропаду как поэт».

.С Максимом Танком, 1950-е гг.
В 1947 году был переведен на службу в Минске. До демобилизации в 1953 году в звании подполковника работал в редакции газеты «Во славу Родины». В дальнейшем также занимался не только творчеством. Много где работал, в том числе в газетах «Звязда» и «ЛiМ», а на пенсию ушел с должности старшего редактора издательства «Мастацкая лiтаратура».

Своя галактика

Писал едва ли не до последних дней своей жизни (умер 30 июля 2006 года). Может, и многовато. Где только та энергия, тот пыл брались? Чтобы овладеть компьютером, не тот возраст. По-прежнему пользовался пишущей машинкой. Хотя и ленту достать для нее было непросто, с копировальной бумагой тупик, а печатал по несколько экземпляров и рассылал их в редакции газет и журналов, знакомым. Не сказать, чтобы все это было на должном уровне. Дело не только в возрасте. «Поточность» в поэзии далеко не всегда на пользу. Однако стоящее внимания, конечно, было.

Особенно в пользу того, что не сдал позиции, имел запас в творческих пороховницах, засвидетельствовала его книга «Поздняя осень», изданная в 2001 году, когда только начал отсчет своего девятого жизненного десятка. Одно из лучших стихотворений «Мой космос» написано 15 мая 2000. Другие произведения, вошедшие в этот сборник, также датированы, хотя в отдельных случаях конкретный день не называется.

Можно представить, как выкристаллизовывалась авторская затея. Как постепенно шел он к воплощению слова единого, слова важного и нужного. А «Мой космос» вначале, видимо, родился мысленно, а после, осмысленный, легко лег на бумагу. По крайней мере, ощущение, что все написалось на одном дыхании — настолько красиво произнесено и так много сказано:

Дзе свабоды дух крыляе,
Многія глядзяць туды.
На зямлі ж я космас маю
З пахам хлеба і вады.

У мяне сваё тут неба,
Домік са страхой на ім.
Пад нагамі — тая глеба,
Што не мае дна зусім.

«Космос земной» неотделим от всей Вселенной. Чтобы выразить эту связь, Петр Федорович нашел правдивые и убедительные строки. И они тоже родились в глубине души и соответствуют ее состоянию, а состояние такое, что хочется сомкнуться с земной окрестностью и Вселенной, с космосом земным и космосом в его традиционном понимании.

Есть у Петра Приходько и песни, в которых затрагивается тема героизма, любви к родной земле — результат творческого содружества с композитором Николаем Яцковым. Писал также для детей, плодотворно занимался переводами. Его же космос — то, что и делает настоящую поэзию поэзией. Иногда она, возможно, и чересчур традиционна, однако никогда не лишена доверия, искренности. Рожденная в космических высотах души, в тоже время земная.

Иначе и быть не могло, так как ее автор, поэт-фронтовик, не раз глядевший смерти в глаза, так же не раз убеждался, что в затишке между боями хочется той тишины, которая наиболее ощутима тогда, когда остаешься наедине со своими мыслями, переживаниями. Появляется возможность любоваться тем, что окружает. Оно иногда и неброское, но такое, без чего не проживешь. Таковы и лучшие стихи Петра Приходько.

Анна ИВАНЕЙ

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».