Вы здесь

Николай Кириченко: Через казацкие песни — к белорусской культуре


Старинные казацкие песни в современных аранжировках, яркая хореография с трюковыми элементами, колоритные костюмы и бешеная энергетика. Все это присуще шоу казацкой песни и танца «Маме нравится». Мы поговорили с художественным руководителем и по совместительству артистом этого коллектива Николаем Кириченко и узнали, как казацкая культура покоряет сердца тысяч белорусов.


— Откуда возникла идея создания шоу?

— Я сам очень творческий человек. Более двадцати восьми лет занимаюсь музыкой. Сначала это была музыкальная школа по классу балалайки. Вообще, я хотел научиться играть на гитаре, но в тот момент мне сказали, что если научусь играть на балалайке, то мне будет подвластно все. Позже был колледж имени Соколовского, после — учеба в Белорусском государственном университете культуры и искусств на дирижера. Во время учебы прошел стажировку в Польше и одновременно учился в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. И закончил процесс своего обучения в магистратуре университета культуры. Именно в этом месте и началась история создания моего коллектива. Для участников не было какого-то особого отбора, мы были рады всем. В самый первый состав входили два хореографа и четыре вокалиста. Но со временем требования к уровню артистов росли, и из-за этого состав артистов менялся.

— У вас достаточно интересное название...

— Изначально мы назывались «Станица», это был еще год 2010-2011. Мне это название ужасно не нравилось, и я всегда был готов поменять ее, но не мог придумать другую. В тот период я работал в музыкальной школе, и одна из моих учениц, Алина Лис, сделала проект под названием «Маме нравится», однако по каким-то причинам он не стал продвигаться. Поскольку название мне сразу показалось интересным и громким, я позвонил и попросил разрешения на ее использование. Она с радостью поделилась ей.

— А почему именно казацкий коллектив?

— Всегда любил культуру Северного Кавказа, но она достаточно сложна для нашего менталитета. Поэтому я стал знакомиться с похожей на нее — казацкой культурой, для нас более понятной. Чем она захватила и привлекла, так это интересной и благородной историей, силой духа и сплоченности этого народа. Я даже писал диссертацию и диплом на тему казачьей культуры.

— Расскажите о нынешнем составе коллектива.

— Он абсолютно новый, такой командой мы выступаем менее полугода. Сейчас все участники — профессиональные артисты. В составе — шесть хореографов и пять вокалистов. По правде говоря, с самого начала создания коллектива я придерживался позиции, что в него должны входить только парни, ведь энергия девушек не совсем подходит для того, чтобы показать культуру и энергетику казацких песен и танцев зрителю. Но, несмотря на это, четыре девушки-вокалистки все же присутствуют.

— А по какому принципу выбирали артистов?

— Я всегда выбираю по рекомендации или после лично знакомлюсь во время выступления. Даже если кандидат пришел ко мне на прослушивание сам, всегда позвоню, напишу тому, с кем он работал до этого, чтобы узнать какие-то личностные характеристики. Для меня они порой даже важнее, чем вокальные или хореографические возможности. Особенно это касается честности и порядочности. В отличие от профессиональных навыков этому практически невозможно научить. Также есть критерий по возрасту: артист должен быть не моложе двадцати и не старше тридцати четырех лет. Мне столько, и я считаю себя уже старым для нашей команды. Помимо возраста, на данный момент обращаем внимание на рост и фактуру. Он должен быть не менее ста семидесяти пяти сантиметров, у нас все очень высокие, и кто-то низкий просто потеряется на их фоне. Кроме этого, я обращаю внимание на наличие профильного образования, а вот в награды не верю. Также у меня есть принцип, что каждый из наших артистов должен выступать не только в составе групповых номеров, но и как сольный исполнитель. Поэтому «новобранцы» должны быть к этому готовы.

— У любого коллектива, особенно народного, есть свои костюмы...

— Их подбором я занимаюсь вместе с нашим режиссером и одновременно концертным директором Анастасией Тимонькиной. Считаю, что это немаловажный момент, ведь одежда — тоже часть культуры и энергетики, которую мы должны передать нашему зрителю. Изначально наши костюмы шились белорусским дизайнерам Жанной Колтаковой. Несмотря на то, что мы все-таки «шоу казацкой песни», они сделаны в народном стиле с сохранением тонкостей этой культуры.

— Как ее принимает белорусский зритель?

— Начнем с того, что наш коллектив уникален тем, что подходит практически для любой возрастной категории. Молодежи нравятся современные аранжировки и яркие шоу, людям среднего возраста нравятся сами артисты, более зрелые зрители всегда оценивают народные мотивы. Если вернуться к вопросу о восприятии конкретно казачьей культуры, то должен отметить, что, к сожалению, наш зритель с большей теплотой принимает русскую казачью культуру, чем белорусскую. Есть белорусские песни казачьего происхождения, мы их исполняем в белорусских костюмах. Но, как я уже сказал, зритель их не особо принимает.

— Как проходят ваши репетиции?

— В первую очередь хочу отметить, что у нас проводятся мастер-классы и семинары по истории и культуре казачества. Ведь далеко не все, кто приходит в коллектив, изначально разбираются в теме. Это очень важно, ведь мы не только выступаем в казачьих народных костюмах и с их репертуаром, но и используем соответствующий реквизит, например, шашки, нагайки, кнуты. Кроме этого, конечно, у хореографов проводятся свои тренировки, у вокалистов — свои. И вместе соединяемся только перед концертом. Насчет репетиций у меня тоже есть принципиальная позиция: более двух часов в день тренироваться нельзя.

— А что насчет концертов?

— Как правило, в программе у нас восемнадцать—двадцать номеров, ее формирует наш режиссер Анастасия Тимонькина. Конечно, перед этим этапом у нас идет момент придумывания и доведения до усовершенствования номеров. Это может быть как нечто совершенно новое, так и полюбившиеся нашими зрителями прежние номера, например «Роза», «Варочка» и так далее. Если говорить о самом концерте, то на него мы приезжаем за два часа. Я сам проверяю сцену, технику, и мы проводим финальные репетиции с коллективом, чтобы встретить зрителей во всей готовности.

— Вы часто гастролируете?

— Достаточно часто, особенно так было до пандемии. Выступаем как в Беларуси, так и за ее пределами: гастролировали в Москве, Орле, Вязьме, Брянске, Латвии и во многих других местах. До ковида планировали выступления на фестивалях в Италии и Польше, но пришлось изменить планы. Что касается концертов в нашей стране, то мы объездили очень многие площадки. Это были как крупные концертные залы, так и сцены в маленьких городах. И, знаете, за это время я понял, что энергетика зрителя зависит от артистов. У нас, как правило, уже после первого номера настроение в зале меняется в лучшую сторону. Вообще, считаю, что мы делаем не только приятное, но и очень полезное дело своими выступлениями. Ведь, выходя на сцену в казацких народных костюмах, танцуя их хореографию, исполняя песни, мы косвенно, а иногда напрямую переплетаем это с белорусской культурой, показывая зрителю, как важно ценить наше творчество и всегда помнить ее истоки.

Ангелина НОВИКОВА

Фото предоставлены собеседником

Выбор редакции