Вы здесь

Шоковая терапия


В Литве продолжается шокирующий рост цен. По сравнению с мартом в апреле корзина самых дешевых товаров подорожала на 7,1%, сообщил аналитический портал RuBaltіc.ru. А в соотношении с апрелем прошлого года цены за соответствующий минимальный набор возросли почти на четверть. Сильнее всего в Литве подорожали подсолнечное масло, картофель, сметана, помидоры, овсяные хлопья. Когда Литва в апреле, по информации Eurostat, отличилась самой стремительной годовой инфляцией в ЕС (15,7 процента), многие в стране надеялись, что рост цен достиг пика. Но после произошел не спад, а очередное подорожание. В апреле инфляция достигла 16,6 процента, свидетельствует предварительный подсчет статистического управления Литвы. Такими антирекордами страна отметила свое совершеннолетие в качестве члена Евросоюза. Очевидно, что догнать по уровню развития государства Западной и Северной Европы ей так и не удалось. Как результат — уменьшение благосостояния людей и массовая эмиграция. Почему литовские власти проводят «эксперименты» над собственным населением?


Чуда не случилось

Литва отметила совершеннолетие в составе ЕС печальными результатами. Страна стала официальным членом Евросоюза 1 мая 2004-го. Местные политики радовались, поскольку случилось то, о чем они мечтали долгие годы, — заявка на вступление в ЕС была подана еще 8 декабря 1995-го. За несколько лет до вступления Литвы в ЕС многие балтийские и международные эксперты обещали самые оптимистичные перспективы для местных жителей под крылом у Брюсселя. Рост экономики, валового внутреннего продукта, всеобщее процветание и европейский уровень жизни — это лишь малая часть «приманок». «Чуда не случилось, и Европейский расцвет за 18 лет в Литву так и не пришел. Эта страна остается одной из самых беднейших в Евросоюзе и замыкает почти все списки экономического или социального развития», — отметил Baltnews.

Дотации Евросоюза, безусловно, позволяют поддерживать экономику Литвы, однако у всего есть обратная сторона. Европейская интеграция обернулась сворачиванием целых отраслей экономики страны, причем деньги, выделяемые из фондов ЕС, позволяют лишь частично компенсировать потери. Именно вступление Литвы в Евросоюз завершило процесс деиндустриализации Прибалтики. Брюссель заставил закрыть Игналинскую АЭС, которая на момент постройки считалась самой крупной в регионе. После этого Литва, а заодно и соседние республики, стали энергодефицитными.

Литва вынуждена импортировать электричество, причем в условиях последовательного разрыва экономических связей с Россией и Беларусью покупать ее в странах ЕС, из-за чего тарифы все выше. В марте этого года стоимость электроэнергии в этой стране составила 170,16 евро за МВт/ час, что на 62 процента выше, чем в феврале. Европейские квоты на рыболовство и ограничение рыболовецкой добычи в Балтийском море привели к тому, что рыболовный флот в странах Балтии практически распилен на металлолом. Большинство выживших после так называемых рыночных реформ 1990-х заводов и фабрик в Литве закрылись после 2004 года, так как не могли конкурировать с дешевым европейским импортом.

Завод по производству кинескопов Ekranas начал процедуру банкротства в 2006-м. Цеха сравняли с землей, а тысячи человек остались без рабочих мест. Текстильная фабрика «Алитус», которая некогда была ведущим предприятием легкой промышленности страны, также перестала существовать. Формально продолжил работу электротехнический завод «Эльфа», но существенно уменьшил объемы и был продан иностранцам. Сегодня он находится под управлением немецкой сети Hannіng.

Процесс деиндустриализации продолжается и поныне, но уже не по инициативе властей. Предприятия закрываются по самым разным основаниям. Например, в этом году месяц назад прекратил работу на самом деле стратегический литовский завод Lіfosa (входит в группу «ЕвроХим») по производству фосфорных удобрений. На этот раз причиной стали антироссийские санкции, которые ввел Евросоюз.

Никому не нужны

Проблемы и с транзитом, хотя эта отрасль когда-то приносила значительные отчисления в бюджет страны и по праву считалась одной из ключевых. Выгодное географическое положение могло бы сделать из Литвы «транзитного гиганта». Очевидно, что дотации ЕС не смогли компенсировать разрыв связей с ближайшими соседями. Даже порт в Клайпеде — самый универсальный, глубоководный и незамерзающий на восточном побережье Балтийского моря — вскоре может оказаться никому не нужным. Так, начиная с 2010 года эта морская гавань вышла на стабильный грузооборот свыше 30 млн тонн, а с 2016-го — более 40 млн т. Однако развитие транзитной инфраструктуры в Усть-Луге (Ленинградская область) и курс литовских властей, из-за которого рвутся отношения даже с выгодными партнерами, если они принадлежат к «нежелательным» странам, сделали свое дело.

По итогам прошлого года грузооборот порта в Клайпеде снизился на 5 процентов. Но это только начало. За первый квартал грузооборот уменьшился на 14 процентов. Больше всего пострадала перевозка сыпучих грузов — по сравнению с апрелем прошлого года объемы уменьшились на 73 процента. Основной минус образовался из-за прекращения транзита калийных удобрений и нефтепродуктов из Беларуси. Страдают и люди. Один из самых крупных в мире терминалов для перевалки минеральных удобрений уволил почти всех сотрудников. Эксперты прогнозируют ухудшение ситуации. Как сообщил телеканал ОНТ, в ближайшее время Клайпеда лишится еще двух категорий грузов — металлопродукции и древесины.

По прогнозам президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотаса Шилейко, в этом году грузооборот должен уменьшиться на треть из-за расторжения контракта «Литовской железной дороги» с «Беларуськалием». На деле упадок может быть в несколько раз сильнее, так как сейчас санкции введены не только против белорусских компаний, но и против российских. Это также результат вступления балтийской республики в ЕС, так как не поддержать общеевропейские санкции Литва не может.

В результате в балтийской стране на данный момент функционируют в основном карликовые предприятия, а крупные заводы и порты продолжают приходить в упадок, отметил Baltnews. Не надо обманываться и ростом ВВП, который можно занести в достижение страны за 18 лет членства в ЕС. Так, уровень внутреннего валового продукта вырос, но госдолг Литвы в процентном соотношении к ВВП повысился с 18,7 процента в 2004 году до 43 процентов в прошлом году. Экономически проект европейской интеграции провалился. Балтийская республика превратилась в зависимую страну, живущую исключительно за счет дотаций из фондов ЕС.

Массовая эвакуация

Успехов в социальной сфере после вступления в Евросоюз Литва тоже не добилась. В 2004 году население страны составляло 3,37 миллиона человек, а в прошлом году сократилось до 2,79 млн. Только за последние 10 лет Литва потеряла 7,9 процента своих жителей. Так, в прошлом году рождаемость сократилась на 10 процентов, а смертность выросла почти на четверть. Но, несмотря на такие ужасающие показатели, основную опасность для Литвы представляет не естественное вымирание, а миграция.

Даже в начале 2000-х из страны уезжало в среднем по 30 тысяч человек в год. В середине десятилетия — как раз после вступления в ЕС — этот поток немного замедлился, однако после кризиса 2008-го началась уже не просто миграция, а «массовая эвакуация», заметил Baltnews. В 2011 году из Литвы уехали 54 тысячи человек, в 2012-м — 41 тысяча, в 2013-м — 39 тысяч. Причем эмигрируют люди трудоспособного возраста. По данным Центра миграционной информации Литвы, 70 процентов эмигрантов — граждане от 15 до 44 лет. Это экономически активное население отправляется поднимать экономику, но не балтийской республики, а других стран Евросоюза.

В плане покупательной способности евро в Литве и близко не стоит с тем уровнем, который был, когда в балтийском государстве была введена единая валюта ЕС. В 2015 году в третьем по величине городе Литвы — Клайпеде — билет на автобус стоил 60 центов, сейчас же — 1 евро. Нынешняя инфляция шокировала многих жителей. «Цены космические, зверские, безумные. Ты заходишь в продуктовый магазин, смотришь вокруг и понимаешь, что чувствуешь просто боль и тяжесть в груди», — поделилась с порталом BNN 80-летняя пенсионерка из Клайпеды Вера Олеюниене.

Вильнюсская ассоциация промышленности и бизнеса объединяет свыше 350 предприятий столичного округа. Председатель Ассоциации Сигтас Бесагирскас в беседе с BNN отметил, что в рекордно высокой инфляции в Литве виноваты не только геополитика и «энергетические войны». По его мнению, разорванные связи Литвы с Китаем стерли заметную часть ВВП, повысив и цены. Литовский эксперт в сфере предпринимательства Эдикас Ягелавичюс подчеркнул в эфире телеканала СТВ: есть прогнозы, что может начаться голод. «Может быть нехватка продуктов и все такое. Вижу, что среди предпринимателей полная стагнация. Строительные фирмы сворачивают все проекты, думают, как закончить старые, не начинают новых», — отметил он.

Не удивительно, что жители соседней страны стремятся попасть в Беларусь, чтобы своими глазами увидеть совсем другую систему координат, которая развернута в сторону человека. Так, делегация из Литвы приехала в День Победы в Минск. Среди гостей — блогеры и представители СМИ. Вместе с белорусами они приняли участие в шествии поколений. Делегация посетила несколько исторических мест, включая Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Замглавы «форума добрососедства» Казимирас Юрайтис выразил удовлетворение тем, что большое количество белорусов заинтересовано в сохранении своей исторической памяти. «Есть надежда, что, когда пройдет безумие, которое сейчас происходит в Европе, у нас будет откуда черпать эту память. Пока Беларусь будет жить, история никуда не денется», — заметил Казимирас Юрайтис.

Пётр ДУНЬКО

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.