Вы здесь

Можно ли конкурировать с Іnstagram и ТікТок? Какие информационные приоритеты у молодежи


Всего несколько десятков лет назад поток медиаинформации был ограничен тремя-четырьмя телеканалами, центральными газетами и несколькими журналами. А сегодня все мы находимся в плену медиа почти круглые сутки: интернет, социальные сети, реклама, коммерческие объявления, теленовости, кинофильмы, музыка, множество радиостанций... Медиа интегрированы в нашу жизнь настолько, что большинство сообщений мы получаем в фоновом режиме, не обращая на них внимания. Молодежь — именно та социальная группа, которая по максимуму потребляет информацию самого разного содержания. И она абсолютно свободна в выборе тех или иных медиа... Что сегодня интересует молодых людей? Кто более авторитетен для них: блогеры или журналисты? Понимают ли они разницу между блогерством и журналистикой? Способна ли наша молодежь критически оценивать информацию? Эти и многие другие вопросы поднимались во время круглого стола «информационные приоритеты молодежи». К дискуссии мы пригласили главного советника Управления внутренней политики белорусского Института стратегических исследований, кандидата психологических наук Ольгу БОГОМАЗ, депутата Палаты представителей Национального собрания, члена Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике Игоря ЗАВАЛЕЯ, заместителя декана факультета журналистики БГУ, кандидата филологических наук Елизавету ХМЕЛЬ, первого секретаря Минского городского комитета БРСМ Романа Бондарука, блогера, телеведущую СТВ и корреспондента «Минской правды» Стюшу ТАЙМ и педагога дополнительного образования, руководителя кружка «Азы журналистики» минского Центра дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» Ангелину УЛИЧ.


Информационная беспринципность

«ЧЗ»: предлагаю оглянуться лет на десять-двадцать назад. Что изменилось за это время в молодежных приоритетах? Чем нынешнее поколение отличается от предыдущих? Каким источникам информации предпочитает?

Ольга БОГОМАЗ: — Как показали результаты исследования «Поколение Z: установки и ценности современной белорусской молодежи», наша молодежь сегодня — мобильная, социально активная, нацеленная на успех и развитие. В представлениях молодых людей тройка критериев их жизненного успеха выглядит следующим образом: уважение людей, крепкое здоровье и хорошая семья.

Ольга Богомаз.

Очень важными для современной молодежи являются ценности коммуникации и самовыражения, чему в большой степени способствует интернет-пространство, которое для юношей и девушек абсолютно естественная среда, ведь они уже родились в цифровом мире.

Социальные сети выступают для них важным институтом социализации, давая им ощущение реального времени и площадку для общения. Это новый уровень и новое измерение социальных коммуникаций. Вместе с тем, высокая вовлеченность молодежи в интерактивные формы коммуникации создает предпосылки для формирования такого нового качества как «информационная беспринципность», когда в погоне за лайками, хайпом, просмотрами и рекламными деньгами формируется готовность размещать контент, который часто противоречит и здравому смыслу, и традиционным нормам морали. Виртуальный мир хайпа свободен и от долга, и от моральных обязательств... Более того, он может программировать политические вкусы и предпочтения. Последние полтора года мы наблюдаем, как популярны в молодежной среде блогеры, специализировавшиеся раньше, скажем так, на безобидном контенте, в зависимости от политической конъюнктуры быстро переключаются на совсем другую повестку дня ради расширения своей аудитории...

Результаты исследования «Поколение Z...» свидетельствуют, что 97 процентов респондентов (опрашивались подростки в возрасте от 14 до 17 лет) пользуются интернетом ежедневно. 85 процентов заходят в социальные сети, 68 процентов — на развлекательные сайты. Лидируют среди социальных сетей у молодежи ТікТок и Іnstagram, причем 64 процента респондентов заходят в них по три-четыре раза ежедневно.

Молодежь очень быстро адаптируется к новым мессенджерам, это поколение, родившееся во времена, когда доступна абсолютно любая информация. Поэтому основная задача для них — быстро найти нужную, воспользоваться ею и забыть. Это поколение визуалов, которое текстовую информацию уже не воспринимает. Именно этим можно объяснить особую популярность в молодежной среде Іnstagram и ТікТок.

К тому же поколению Z присущее клиповое мышление. Причем клиповое мышление присуще уже и нам, взрослым. Как мы реагируем на большое количество информации? Правильно, у нас вырабатывается защитная реакция: что-то мы игнорируем, за что-то наше внимание цепляется, что-то мы просматриваем только поверхностно, читаем по диагонали. Избыток информации не позволяет нам глубоко погрузиться во что-то одно.

А кто лидеры мыслей?

«ЧЗ»: Интернет-пространство создает своеобразную кашу, где можно найти все что угодно: и блоги, и развлекательные ресурсы, и серьезные научные работы. А фактически информационный фаст-фуд приводит к усталости мозга. В такой ситуации он начинает брать только самое легкое и яркое, а все, что требует размышлений, игнорирует...

Игорь ЗАВАЛЕЙ: — Молодежь изменилась, потому что мир изменился. Хорошо это или плохо? Хорошо, что мы в мировом тренде, что любая информация нам доступна. Я считаю, что интернет — это большое удобство для человечества. В мои студенческие годы, когда мне нужно было что-то узнать, я шел в библиотеку, заказывал книгу, что-то выписывал, а сегодня просто достаточно задать вопрос «гуглу» — и тебе тут же предлагают сотни ссылок, фактов (подтвержденных и неподтвержденных) и мнений (не всегда обоснованных). Любой видеоролик объяснит учебный материал моему сыну лучше, чем учебник. Нужно понимать, что интернет и социальные сети никуда не исчезнут, а то, что нельзя победить, нужно возглавить.

Игорь Завалей.

Если мы выстраиваем свою информационную политику, должны иметь в виду, что основной источник информации для молодежи — интернет и социальные сети, и если нас там нет, если там нет людей с правильными патриотическими и идеологическими взглядами и установками, то нас для молодежи вообще не существует. Лидерами мыслей у молодых сегодня являются блогеры, которые разговаривают с ними на понятном им языке. А много ли профессиональных журналистов-блогеров появляются в молодежной среде лидерами мыслей? Я лично не могу таких припомнить... Мы живем во времена, когда и музыканты, и блогеры, не имея профессионального музыкального и журналистского образования, могут реализовать себя на интернет-площадке. У них есть харизма, они знают, как работают алгоритмы в Тикток и Іnstagram, знают, что требуются короткие тексты, яркие заголовки, красивые картинки, эмоции, знают пять-шесть ключевых моментов продвижения своего контента. Все это позволяет им быть успешными и собирать многотысячную аудиторию подписчиков и миллионные просмотры.

Елизавета ХМЕЛЬ: — Как человек, работающий с абитуриентами и студентами ежедневно, должна констатировать, что даже будущие журналисты предпочитают электронные средства массовой информации, а не печатные. Теоретически можно изменить печатную платформу на электронную, но поможет ли это зацепить внимание молодых? Все государственные СМИ имеют свои телеграмм-каналы, вот только у молодежи они не пользуются популярностью. Поэтому доносить нужные мысли, нашу государственную политику нужно через социальные сети, через блогеров, популярных ведущих, имеющих влияние на молодежь. Нужно ориентироваться на конкретные персоналии. Да, в газетах представлены серьезная аналитика, разные мнения, но молодежь эту форму подачи информации не воспринимает. Это на самом деле большая проблема — поддержание читательской культуры.

Елизавета Хмель.

Спрос на истории успеха

«ЧЗ»: а что сегодня интересует молодежь?

Ангелина УЛИЧ: — Я хотела бы заступиться за молодежь. В моем кружке «Азы журналистики» 50 воспитанников, это преимущественно ученики 9-11-х классов. Они говорят, что в детстве родители давали им журналы и газеты, и им было интересно их читать. Но вот для подросткового возраста интересных СМИ сегодня нет. Они читали бы печатные СМИ, если бы там писали доступным языком о том, что им на самом деле интересно.

Ангелина Улич.

Например, я заметила, что моих воспитанников очень интересует психология, они разбираются в ней, читают книги по соответствующей тематике. А когда заходит речь о том, у кого взять интервью, то каждый второй подросток хочет пообщаться именно с психологом. Их интересует тема молодых профессионалов, какую профессию им выбрать, интересно читать про простых людей, которые чего-то добились в жизни, истории успеха. Почему среди подростков популярны блоггеры? Потому что это яркий пример успеха. Они видят, как обычные парни и девушки буквально с нуля зарабатывают себе популярность. И, самое главное, — разговаривают с ними как равные. Морализаторство подростки не воспринимают и фальшь они очень тонко чувствуют. Еще одна актуальная для подростков тема — волонтерство...

Ольга БОГОМАЗ: — Во время исследования мы интересовались, какие лица привлекают молодежь. На первом месте с большим отрывом идет Илон Маск. Подтверждаю, что на истории успеха в молодежной среде есть большой спрос. Причем им нужен быстрый успех, который ассоциируется с открытием собственного бизнеса, самореализацией, и, на мой взгляд, эти их устремления можно было бы направлять в конструктивное русло, ведь кто сегодня формирует ценности и приоритеты, создает картину мира? Российский блогер, казахский, украинский, белорусский — неважно какой.

Молодые — очень эмпатичны и готовы втягиваться в волонтерскую деятельность. Также мы заметили, что молодежь очень чувствительна к неискренности, бутафории, показушности, и если у наших государственных блогеров есть какие-то перегибы, то они очень быстро на это реагируют и отписываются от их аккаунтов.

Социальные сети или живые отношения?

«ЧЗ»: Стюша, вы позиционируете себя как белорусскую блогершу и патриотку страны. В своих роликах в ТікТок активно поддерживаете действующую власть. Скажите, это работает? Может, вы знаете секрет, как зацепить внимание молодежи?

Стюша ТАЙМ: — У меня медицинское образование, но еще до событий 2020 года я зарегистрировалась в мобильном приложении Lіkee, начала вести каналы на YouTube, завела аккаунт в ТікТок. Считаю, что закрывать комментарии и блокировать хейтеров нельзя. Пусть люди пишут, что думают. Каждый имеет право на свое мнение. У меня тоже есть своя точка зрения на события в стране, которую и транслирую. Лично я — за конструктивную беседу.

Стюша Тайм.

Меня заметили и предложили вести рубрику на телевидении. Сейчас работаю корреспондентом на СТВ и в информационном агентстве «Минская правда». Тут уже говорили про клиповое мышление, желание получить информацию быстро, про хайп, лайки и так далее. Как мы можем это использовать? Например, можно привлекать внимание к газетам и телевидению через ТікТок. Конечно, какие-то глобальные идеологические вещи через эту социальную сеть не продвинешь, но привлечь внимание к государственным СМИ можно. Когда снимаешь хайповый ролик, связанный с газетами и телевидением, и тебе удается зацепить зрителя темой, статьей, сюжетом, тот обязательно перейдет по предложенным ссылкам. На YouTube можно сказать больше. Недавно мы разместили на портале «Минской правды» сюжет о павильонах «Белсоюзпечати» и провели с коллегой свой мини-опрос, чтобы узнать, читают ли минчане газеты. К сожалению, таких нашлось немного, и это были немолодые люди. Подавляющее число опрошенных говорили, что ищут новости в интернете. Но когда попадаешь в «Белсоюзпечать», руки сами тянутся к газете. Запах типографской краски лично у меня вызывает ностальгию, воспоминания из детства. А все ли знают, что в павильоне «Белсоюзпечати» сегодня можно приобрести горячие напитки, мороженое, зарядить телефон, оформить подписку? Там есть бесплатный интернет и, самое главное, — свежая пресса... Нужно возвращать моду на печатные СМИ. В общем, мы живем в интересное время, когда блогеры делаются немного журналистами, а журналисты — блогерами, хотя, разумеется, не все и не всегда видят между ними разницу.

Роман БОНДАРУК: — Через интернет мы пытаемся донести интересную информацию о союзе молодежи. Понятно, что виртуальное пространство активно использоваться очень разными структурами и организациями, там постоянно появляются новые тенденции, прослеживается мода на какие-то вещи. И для БРСМ важно постоянно быть в тренде, включая интернет.

Роман Бондарук.

Нам удается довольно успешно продвигать свой контент в Telegram, Іnstagram, «Вконтакте», а вот в ТікТоК доносить нужную информацию более проблематично. Нужно формировать отдельный молодежный коллектив, который бы со знанием законов этой социальной сети мог бы работать на интересы молодежной организации. Но все равно считаю, что социальные сети не могут заменить живого общения. Совсем другое дело — диалоговые площадки, оранизуемые БРСМ: этот формат дает возможность молодежи поднимать самые острые проблемы и задавать волнующие вопросы лично представителям органов власти, политикам, предпринимателям, общественным деятелям.

Я как руководитель самой крупной территориальной структуры БРСМ — Минской городской организации — никогда не закрываю комментарии под своими постами в социальных сетях, так как обратная связь должна быть. Но мне кажется, что вступать в дискуссии в социальных сетях бессмысленно, ты все равно через смартфон свою позицию не донесешь. Согласен с тем, что молодежь очень тонко чувствует формализм, поэтому лучше сделать меньше, но качественнее. Ведь один раз на твою акцию или мероприятие придут из интереса, может быть, еще второй раз придут, но третьего уж точно не будет. А волонтерство сегодня на самом деле в тренде у молодежи... Волонтерские акции всегда вызывают искренний интерес со стороны членов нашей организации.

Учитывая, что именно интернет сегодня формирует для молодежи картину мира, их сознание, ценностные установки и устремления, хотелось бы наполнить социальные сети позитивной информацией.
Рассказать нам есть о чем, в Союзе, кстати, каждый молодой человек по-своему талантлив и креативен. И со своей стороны мы будем делать все для того, чтобы интернет был позитивный.

Ольга БОГОМАЗ: — Полагаю, что с учетом мобильности молодежи можно было бы популяризировать путешествия по Беларуси. Любовь к Родине можно воспитывать и таким ненавязчивым способом.

Информационная гигиена

«ЧЗ»: Социальные сети дают возможность манипулировать людьми и внедрять в их головы далеко не безвредные идеи. На их платформах очень легко формировать различные группы в чьих-то интересах. А способна ли наша молодежь критически оценивать информацию? Как научить отфильтровывать нужное, не допускать манипулирования, отличать факты от мнений, правду от допущений? И вообще, кто этим должен заниматься?

Ольга БОГОМАЗ: — Пластичность современных информационных площадок, которые адаптируются под нужды детей и молодежи, просто колоссальная, а скорость вовлечения молодых людей в их информационную повестку — очень опасна. ТікТок максимально прост с точки зрения размещения на его платформе контента. Там очень легко создать информационный повод, а люди сами к ней подключатся. Молодежь на самом деле не видит разницы между блогерством и журналистикой. Профессиональный журналист руководствуется этическим кодексом, принципом «не навреди»; информацию, которую распространяет, он проверяет, а у блогеров никаких моральных и профессиональных ограничений нет. Главное — скорость, хайп и количество лайков.

Конечно, человек с развитым критическим мышлением любую информацию воспринимает с разумной долей скептицизма, сопоставляет с противоположными точками зрения и рассматривает ее возможные последствия. Поэтому главным внутренним фильтром и основой информационной гигиены должно стать развитие у подрастающего поколения критического мышления ну и, конечно, формирование ценностей, ведь человеком с ценностной базой трудно манипулировать.

В прошлом году в издательском центре Национального института образования вышло в свет пособие «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности». Этот уникальный проект стал результатом плодотворного межведомственного сотрудничества. Среди его авторов — ученые-практики в сфере национальной безопасности, юриспруденции, информационного права и педагогики. Безусловно, работа по обеспечению информационной безопасности должна вестись с учетом возрастных особенностей школьников, например в старшей школе важно объяснить подросткам технологии манипулирования в информационном пространстве, рассказать об информационно-психологическом воздействии современных медиа, распространяющих деструктивный контент, об ответственности за нарушения законодательства в данной сфере. В младшей школе — больше внимания отдать рискам, присутствующим в интернете, и правилам безопасного поведения. С уверенностью могу сказать, что тема информационной гигиены актуальна абсолютно для любого возраста, потому что отличить правду от фейков не могут и родители сегодняшних школьников. И школа уже активно работает в указанном направлении, но должна быть преемственность на всех уровнях образования.

Игорь ЗАВАЛЕЙ: — Данная тема сверхактуальна сегодня, потому что алгоритмы и формы донесения информации постоянно меняются. Деструктивное воздействие на сознание, особенно молодежи, в последнее время особенно ощущается, поэтому если мы пустим все на самотек, то завтра будем жить уже не своим умом, а по чьей-либо указке.

«ЧЗ»: И все-таки, осталось ли в современном мире место для молодежного издания: электронного или печатного?

Елизавета ХМЕЛЬ: — При том разнообразии контента, которое обеспечивают социальные сети, сложно сделать так, чтобы одно издание заинтересовало всю подростковую или молодежную аудиторию. Поэтому должна, наверное, быть дифференциация, например, это могут быть издания, посвященные компьютерным играм и миру ИТ, путешествиям и так далее. Также нужно больше внимания отдавать формам подачи информации. Для старшего поколения это одна форма подачи, а для молодежи она должна быть другой, чтобы оставаться с ними на одной волне.

Ангелина УЛИЧ: — Считаю, что и подростковые, и молодежные СМИ себя не изжили. Если говорить о подростковых изданиях, то я выступаю за то, чтобы привлекать к их созданию самих подростков, ведь они лучше знают, что интересно их сверстникам. Для них важны визуализация, живые примеры, истории людей. Из собственного опыта могу сказать, что школьников интересуют конкурсы, которые проводят СМИ. Если тема их задела, то это будет стопроцентное попадание: дети будут участвовать, отслеживать, начнется цепная реакция, и они придут и на сайт, и к бумажному варианту газеты.

Роман БОНДАРУК: — «Чырвоная Змена» имеет более чем столетнюю историю, она создавала летопись комсомольского движения. А БРСМ является преемником комсомола и выполняет те же задачи. Мы охватываем не только школьников, студентов, но и трудовую молодежь. И наша задача — доносить до молодых людей свою актуальную информацию, транслировать им свою повестку дня.

Игорь ЗАВАЛЕЙ: — Печатные СМИ, безусловно, должны остаться. Для Союза молодежи иметь свой орган печати — это еще и важный репутационный момент. Культура написания больших статей не должна исчезнуть, как и профессионалы, умеющие это делать. Но надо все-таки работать с учетом современных реалий, идти в социальные сети. Когда-то мои родители читали газету от первой до последней полосы. У них было на это время, а газета была главным источником информации. Для нового поколения важно, чтобы весь текст помещался на экране смартфона и его не нужно было листать дальше. А если строки не сопровождают видео, фотографии, инфографика, то никто и не станет это делать. В общем, кто знает, что мы будем обсуждать еще через десять лет? Останутся ли Іnstagram и ТікТок? Может быть, читать газеты снова станет модным? Здоровый образ жизни стал среди молодежи популярным. Может, и чтение газет станет трендом?

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Почем сегодня продают лисички, чернику и лесную землянику?

Почем сегодня продают лисички, чернику и лесную землянику?

Корреспондент «Звязды» поторговалась на рынках.

Культура

Что покажет «Славянский базар в Витебске»? Хорошее настроение и незабываемые воспоминания гарантированы

Что покажет «Славянский базар в Витебске»? Хорошее настроение и незабываемые воспоминания гарантированы

Концертные программы, театральные постановки, мастер-классы, ярмарка и многое другое.