Вы здесь

Рубль с копейки начинается. Почему батон один и тот же — а цена разная?


Недавно в столичном супермаркете познакомилась с женщиной. Обратила на нее внимание, так как Ольга покупала аж 20 пачек сахара. Как оказалось, не себе, а родственнице, которая живет в деревне на Витебщине. «Скоро же начнется сезон заготовок, а моя Галка фанат этого дела. На днях звонила, рассказывала, что сахар в их деревенском магазине стоит уже три рубля с копейками. Так я ей наказала, чтобы даже не думала терять деньги, я ей здесь, в Минске, куплю почти на рубль дешевле с каждого килограмма и с детьми передам. Если одну пачку покупаешь, то, может, и не принципиально. А как 20 — то разница ощутимая. Парадокс какой-то, у людей на селе зарплаты меньше, а цены там выше», — пожала плечами женщина и направилась к кассе.


С подобным вопросом в редакцию обратился и Виктор Шестюк из деревни Разъезд Фаличи Стародорожского района Минской области. Он пишет, что сначала купил батон «Нежный» в городе Старые Дороги, а потом, через несколько дней, — точно такой же у себя по месту жительства, в автолавке Любанского райпо. «Батон производится все тем же Любанским райпо. Соответственно, не должно быть накруток, ведь покупатель приобретает его напрямую у производителя, без посредников. Но почему-то в автолавке батон «Нежный» стоит на 6% дороже, чем в городском магазине?! Считаю, что это необоснованное установление неравенства жителей деревни и города».

Почему один и тот же батон в разных магазинах может стоить по-разному? Прокомментировать обращение читателя мы попросили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ).

Житель деревни Разъезд Фаличи 28 марта был в райцентре. Зашел там в магазин «Юлия» (принадлежит торговому унитарному предприятию «Торговая компания «Комплимилк Трейд») и приобрел батон «Нежный». Заплатил за него 1,19 руб. 7 апреля такой же батон в автолавке обошелся ему в 1,25 руб.

Отпускная цена производителя на батон «Нежный» как на 28 марта, так и на 7 апреля составляла 0,95 руб. Почему же тогда он в городском магазине стоил на 6 копеек дешевле? Как объяснили в МАРТ, разница в ценах обусловлена тем, что к одной и той же отпускной цене Любанское райпо применило торговую надбавку в размере 20 процентов, а компания «Комплимилк Трейд» — в размере 14 процентов.

По словам первого замминистра МАРТ Ивана Вежновца, согласно нашему законодательству, розничные цены на аналогичные товары, продаваемые в торговых объектах (в том числе в автолавках) Любанского райпо и торговых объектах других хозяйствующих субъектов (в том числе торговой компании «Комплимилк Трейд») могут отличаться размерами примененных торговых надбавок. До 9 апреля этого года государственное регулирование цен на «хлеб, изделия булочные (батон) из муки пшеничной» (за исключением хлебов с добавлением зерновых, фруктовых добавок, добавок из овощей, орехов, сухофруктов, специй, клейковины пшеничной сухой (глютен пшеничный), молочных и яичных продуктов, хлебов для тостов, хлебцов (хрустящих, зерновых, экструзионных и других), лаваша и другого национального хлеба, сдобных булочных изделий) осуществлялось в соответствии с постановлением МАРТ Республики Беларусь № 25 «О регулированию цен на социально значимые товары». Согласно ей, максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) на данную группу товаров была установлена в размере 20 процентов для всех субъектов хозяйствования. Поэтому очевидно, что розничные цены на батон «Нежный» как Любанский райпо, так и компанией «Комплимилк Трейд» сформирован правильно, надбавка не завышена, с точки зрения законодательства никто ничего не нарушил.

Тем не менее для Виктора Ивановича, как и для других покупателей, есть приятная новость. Месяц назад максимальная торговая надбавка на «хлеб, изделия булочные (батон) из муки пшеничной» уменьшилась. Соответственно, в связи с этим снизилась и цена батона «Нежный» в автолавке Любанского райпо.

— С 9 апреля этого года вступило в силу новое постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 214 «О регулировании цен», которым в очередной раз продлено ценовое регулирование на социально значимые товары, — сообщил Иван Вежновец. — Сейчас для субъектов торговли установлен предельный максимальный уровень торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) на «хлеб, изделия булочные (батон) из пшеничной муки» в размере 15 процентов. А это на 5 процентов ниже уровня торговой надбавки, действовавшей до этого.

У субъектов торговли нет законодательной обязанности устанавливать единый уровень торговой надбавки на товары. Каждый магазин по своему решению в связи со своим финансовым положением может применять любой ее размер. Главное, чтобы она не превысила максимально допустимый уровень, установленный Совмином. В частности, на сегодня Любанское райпо может сделать на батон «Нежный» надбавку 15 процентов и ниже. Превышать же 15-процентный порог никто не имеет права. За это предусмотрены штрафные санкции. Иногда в ходе мониторингов МАРТ устанавливает факты превышения цен на определенные группы товаров и, конечно, привлекает нарушителей к ответственности. Это раньше, в советские времена (как любит упоминать моя бабушка), хлеб повсюду стоил одинаково. Сейчас же во всех магазинах цены, хотя не намного, но отличаются. Ведь у государства нет цели их выровнять. Наоборот, создаются все условия для здоровой конкуренции субъектов хозяйствования. Максимальные же торговые надбавки созданы в первую очередь, чтобы сдерживать бесконтрольный рост цен.

При этом замминистра подчеркнул, что МАРТ как орган государственного управления (согласно статье 25 Закона Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 128-С «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь») не вправе принуждать субъекты торговли (субъекты общественного питания, поставщиков товаров) заключать в приоритетном порядке договоры, предусматривающие поставки товаров, с определенными контрагентами (если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь), а также ограничивать конкуренцию и причинять вред их правам, свободам и законным интересам.

— Но все-таки почему в деревенских магазинах и автолавках, как правило, применяются максимальные торговые надбавки на товары, а в городских супермаркетах все можно купить дешевле?

— Торговое обслуживание деревень сопряжено с достаточно высокими затратами на доставку товаров к покупателям, — объясняет Иван Вежновец. — Это, в свою очередь, сказывается на их конечной цене. Торговая надбавка дает субъектам торговли возможность покрывать расходы, которые связаны с продажей товара (в том числе транспортные), и вместе с тем получать прибыль. В городах товарооборот субъектов торговли выше, чем в сельских. Это позволяет им снижать свои постоянные затраты на единицу товара (например, расходы на аренду торговых помещений, зарплату работников) и, соответственно, устанавливать более низкие уровни торговых надбавок. Одновременно уровень переменных затрат на обслуживание покупателей в городе также ниже (в частности, затраты на доставку товаров к покупателям). Но еще раз хочу подчеркнуть: применение максимальной торговой надбавки субъектом хозяйствования согласно действующему законодательству не является ценовым злоупотреблением.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Общество

Почем сегодня продают лисички, чернику и лесную землянику?

Почем сегодня продают лисички, чернику и лесную землянику?

Корреспондент «Звязды» поторговалась на рынках.

Культура

Что покажет «Славянский базар в Витебске»? Хорошее настроение и незабываемые воспоминания гарантированы

Что покажет «Славянский базар в Витебске»? Хорошее настроение и незабываемые воспоминания гарантированы

Концертные программы, театральные постановки, мастер-классы, ярмарка и многое другое.