Вы здесь

Алексей Черота: «Сегодня литпроцесс требует электрического завода...»


Не во всех постсоветских странах сохранилась линейка традиционных литературно-художественных периодических изданий. Беларусь, где в общем-то в области художественной литературы проходят те же процессы, что и в других краях-весях, основу литературной периодики сохранила. Правда, нет уже некогда популярного журнала «Крыніца». Немногим больше десяти лет просуществовала «Всемирная литература», которая появилась после развала Советского Союза и уже сплотила вокруг себя отряд интересных переводчиков. Зато продолжают выходить журналы «Полымя» и «Маладосць» на белорусском языке, журнал «Нёман» — на русском. И еженедельная газета «Літаратура і мастацтва». О том, как живет сегодня традиционный писательский еженедельник, рассказывает его главный редактор — публицист и переводчик Алексей ЧЕРОТА. Кстати, Алексей Иванович — еще и заместитель председателя Союза писателей Беларуси.


— Алексей Иванович, что же главное характеризует сегодня работу «Літаратуры і мастацтва»..?

— Мы позиционируем себя как газета творческой интеллигенции Республики Беларусь. Наряду с Издательским домом «Звязда», который выполняет все функции по выпуску еженедельника, нашими учредителями являются Министерство информации Республики Беларусь и Союз писателей Беларуси. Соответственно, наряду с раскрытием того, что происходит в литературной жизни, мы внимательны в целом к культуре страны, развитию театра, музыкального искусства, музейного дела, к вопросам кинематографии, изобразительного искусства...

— Палитра достаточно широкая. Все успеваете?

— Если говорить об информационном сопровождении, то в общем-то стараемся ничего не упустить. Другое дело, что не хватает авторов, способных с точки зрения художественной критики рассмотреть как явления искусства, так и их сопряжение с жизнью. Обидно, что не очень активно молодежь идет в художественную публицистику. Хотя у нас на факультете журналистики Белорусского государственного университета и специальность есть соответствующая: «Литературная работа. Творчество». Но вот почему-то молодые люди, как мне кажется, начитанные, образованные, умеющие думать, себя развитием в части профессиональных поисков не утруждают. Поэтому и опираемся, наряду с авторами штатными, редакционными, на ветеранов «ЛіМа», на тех, кто времена разные прошел, на тех, кому есть что сравнивать.

Правда, в последнее время какой-то крен получился в части внимания к живописи, скульптуре, графике. Кажется, что каждая выставка — в поле зрения наших авторов. Обо всех новых памятниках пишем будто летопись монументальной пропаганды ведем. А сколько книжных иллюстраторов проинтервьюировали — так и не счесть!..

— А запоминаются ли эти публикации..?

— И герои запоминаются, и авторы тоже... Мы не раз обращались в последнее время к творчеству художников-современников — Владимира Толстика, Александра Финского, Владимира Слободчикова, Валерия Слаука, Владимира Савича, Глеба Отчика, Камиля Камала, Фёдора Шурмелёва, Романа Сустова... Непререкаемые авторитеты в скульптуре, живописи, книжной графике!.. Владимир Слободчиков и Владимир Толстик — народные художники Республики Беларусь.

У нас как-то была традиция — выпускали страницу или разворот с Союзом музыкальных деятелей. Думаю, что надо вернуться к этому. Хотя и так стараемся писать как можно больше об отечественной музыке. Союз композиторов Беларуси и его председатель, талантливый композитор Елена Атрашкевич — всегда в поле нашего зрения.

— Сегодня уже не как вопрос звучит постановка темы, что, мол, нет литературной критики...

—  Она все же есть. Но она другая. Не хватает глубины в оценке современного литературного процесса. Были времена, когда статьи, рецензии служили своего рода электрическим заводом. Алесь Адамович, Ничипор Пашкевич, Виктор Коваленко, Адам Мальдзис, Павел Дюбайло, Серафим Андреюк, Михась Стрельцов, Михась Тычина, Олег Лойко и многие другие критики старались идти впереди литературы. Они напоминали о том, что художественное слово должно, обязано вгрызаться в гранит жизни. Писатели часто обижались, возможно, и высокой, достаточно критической казалась задаваемая, устанавливаемая литкритикой планка, но по большому счету все это было на пользу. Сегодня даже рецензии кажутся какими-то пресными, что уже говорить о статьях, в которых тематически преобладает юбилейный формат, когда «объективно» никак не покритикуешь.

— Выходит, что только и осталось — голову пеплом посыпать...

—  Да нет, у тех, кто желает что-то поменять, изменить в лучшую сторону, выход один — работать. И работать как можно больше и интереснее. Мы дружим со многими книжными издательствами, в разных газетных форматах стараемся проинформировать читателя о новинках книжного рынка, стараемся ничего не пропустить. Одно время — даже книговедческую, библиографическую вкладку попробовали делать.

—  Что-то вроде всем известного некогда «Книжного обозрения»..?

—  «Книжный мир» — так называлась вкладка... Стараемся следить и за теми книгами, которые выходят в регионах страны. Сегодня книжный рынок очень широкий. В прошлом году в стране вышло более 9 000 названий книг и брошюр. Из них — почти две тысячи относятся к категории художественной литературы...

— Но все же не отрецензируешь!.. И надо ли это делать?!.

— Есть разные жанры — статья, обзор, «круглый стол» литературно-критического характера... Надеюсь, что новая активность отечественных критиков и поможет нам расширить границы внимания, границы объективных оценок...

— Но писательская, литературная газета — это публикация в первую очередь художественных произведений...

— Поэзией — и от авторов зрелых, многоопытных, и от молодых литераторов — редакционный портфель заполнен, что называется, под завязку. Сложнее — с прозой, рассказом. Даже пошли на такую хитрость, как публикация отрывков из крупных прозаических произведений, которые готовятся к печати в «толстых» журналах — «Полымя», «Маладосць», «Нёман»... Или — просто отрывки из тех романов, повестей, которые авторы не отнесли еще в издательства. Вот недавно опубликовали отрывки из повествований Владимира Гавриловича из Гомеля, Анатолия Бензерука из Жабинки. В «Полымя» будет печататься повесть мемуарного характера Геннадия Пашкова. Надеемся, что тоже сначала представим ее в газете. Людмила Рублевская пообещала принести отрывок из исторического романа, которым завершает свою многотомную эпопею. Пообещали для газеты новые рассказы Владимир Мажиловский, Геннадий Авласенко, Елена Браво, другие интересные авторы... Думаю, что это будут на самом деле интересные произведения.

А если возвращаться к вопросам критики, литературоведения на страницах нашего еженедельника, то я хотел бы все-таки и некоторые положительные моменты отметить. Очень много даем публикаций, посвященных новым открытиям в изучении творчества классиков белорусской литературы. Историей литературоведы активно занимаются. Находят ранее не опубликованные произведения, рассказывают о том, как воспринималось в мире творчество того или иного белорусского прозаика или поэта. Рассказывают о находках эпистолярного жанра, о дневниках, которые хранились до этого в частных архивах или оказались забытыми, непрочитанными ранее в фондах государственных хранилищ. Особенно много таких публикаций, которые посвящены истории белорусской литературы, появилось в 2021 году, когда праздновали 130-летие со дня рождения Максима Богдановича. И сегодня даем достаточно много разных историко-литературных материалов в год 140-летия наших классиков — народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа. Мы даже думаем составить из некоторых подборок историко-литературные сборники. Благо, что Издательский дом «Звязда», являющийся одним из наших учредителей, занимается и книгоиздательской деятельностью. В прошлом году выпустили замечательную книгу воспоминаний русского литературного критика, литературоведа, социолога, публициста Льва Клейнборта, работающего в первой половине XX века, в которой на русском и в переводе на белорусский были опубликованы его воспоминания о жизни Янки Купалы, с которым исследователь был знаком в начале профессионального становления белорусского поэта. И газета, и издательство работали над этим проектом сообща. Кстати, мы тесно сотрудничаем с ведущими литературными музеями страны, откликаемся на многие их инициативы.

—  В этом году газете «Літаратура і мастацтва» исполнилось 90 лет. Остается пожелать еженедельнику творческой интеллигенции Беларуси новых свершений, интересных публикаций!

—  Мы будем стараться! И ждем новых читателей! Не только из Беларуси, но и из Российской Федерации, из разных ее уголков. Нас, наши публикации можно найти в сетевом издании zviazda.by Сразу отмечу, что мы очень внимательны к русской литературе, национальным литературам Российской Федерации. Наши авторы рассказывают в историко-краеведческих публикациях о связях писателей России с Беларусью, о тех, кто воевал с фашистскими захватчиками под Минском и Гомелем, под Могилевом и Брестом, Гродно и Витебском. Особенно много таких материалов появилось в газете в нынешнем году, когда у нас в Беларуси объявлен Год исторической памяти. 

Беседовал Павел ОЛЬСОВЫЙ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».