Вы здесь

Купить модную одежду либо сшить сарафан


Казалось бы, «хромые» табуретки или кривобокие фартуки на школьных уроках труда безошибочно отбивают у большинства школьников охоту к этой самой ручной работе, и в современной жизни для рукоделия практически нет собственной ниши. Немало, конечно, людей, у которых «руки растут из нужного места», но очень многие, согласитесь, решив создать что-то своими руками, получают результат, подходящий только для рубрики «ожидание – реальность». Но ведь нет, приходит время, и вдруг нам начинает хотеться что-нибудь сшить, связать или выпилить лобзиком.


В наше время купить можно, в принципе, абсолютно любой «каприз». И вопрос, зачем создавать что-то своими руками при таком обилии выбора, кажется логичным. Вроде бы все, что нужно человечеству, с лихвой производится промышленностью. Так почему многие современные люди в качестве хобби выбирают то или иное рукоделие и иногда тратят на него больше, чем в итоге стоит его результат?

«Ручной интеллект»

В каждом из нас мирно сосуществуют разные формы интеллекта, говорят по этому поводу психологи. И в идеале, они должны находиться в каком-то балансе. Да, есть «ручной интеллект» — благодаря ему мы соображаем, что и как делать руками: мыть посуду, разбивать гряды или составлять букет. А кроме того, существует вид интеллекта, никак не связанный с тем, что мы делаем в материальном мире. Именно с его помощью человек изучает, скажем, алгебру. Или пишет компьютерную программу, статью или пьесу. Оба вида интеллекта (ручной и виртуальный, скажем так) должны быть в равновесии, оба — в достаточной степени развиты. Но на протяжении последнего века человечество постепенно уходит от поддержания навыков ручной работы.

Не случайно психологи все чаще говорят и пишут о том, что современные дети буквально с пеленок пользуются гаджетами, и, будучи еще маленькими, ориентируются в онлайн-пространстве намного лучше своих дедушек и бабушек, мам и пап. А вот с бытовыми навыками, привычными для старшего поколения с первых лет жизни, у современной детворы — беда. Первой пострадала мелкая моторика. Педагоги дошкольных учреждений и школьные учителя отмечают, что иногда до 8-9 лет дети не умеют завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Мода, кстати, тут же откликнулась на «вызовы времени» — спрос рождает предложение. Именно поэтому в наши дни такое количество детской обуви на «липучках», а место рубашек и блузок в гардеробе детей и подростков заняли худи, лонгсливы, толстовки, одевающиеся прямо через голову.

Приоритеты изменились, и навык ручной работы у современного человека остается спящим, говорят психологи. Но на подсознательном уровне умение работать руками по-прежнему является важной частью нашей самоидентичности.

Отметим, что если в 1980-е — 90-е годы увлечение рукоделием порой вызывало удивление и даже насмешку, сегодня никому и в голову не придет ставить под сомнение право человека на самовыражение через скрапбукинг или создание авторских кукол. В наши дни модно быть творческим, как сейчас говорят, креативным – слово, без сомнений, имеет только положительную окраску. И это, пожалуй, правильно. Если человек что-то сделал своими руками, с любовью, в конце концов, даже не очень важно, насколько хорошо у него получилось. Важнее другое: если вам дарят хенд-мейд, вам дарят кусочек своей души. Примите такой подарок с благодарностью. 

Кстати, если человек в 40 лет впервые решил попробовать всерьез развивать свой «ручной интеллект», наверное, не стоит ожидать, что он скоро станет мастером в выбранной сфере. Получается не идеально? Но навыки пока только приобретаются. Чтобы любой навык сформировался, и появилась компетенция, нужна та самая небезызвестная цифра — 10 тысяч часов повторений. Так что не стоит бояться начинать, если есть внутренняя потребность, говорят психологи. А близким следует поддержать «новорожденного творца». И удержаться от язвительных комментариев.

Возраст творца

Подмечено, что искать себя в творчестве человек начинает, как правило, перешагнув возрастной рубеж 40-45 лет. Именно на этом этапе и мужчины, и женщины (женщины чаще) выбирают в качестве хобби рукоделие. Ведь как раз на той возрастной границе человеку свойственно задумываться: что я оставлю после себя? Многие отвечают на этот вопрос — «дети», есть те, кто может ответить, например, «научные труды». Ну, а в данном случае подсознательный ответ – «творческий плод». Почему женщины чаще приходят в хэнд-мейд? Дело в том, что мужчинам ответить на выше обозначенный вопрос проще: их ответ давно регламентирован обществом. Это общеизвестное «посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Вопрос же о женской идентичности остается открытым.

В современном мире, где и в обществе, и в семье мужская и женская сферы давно перестали иметь четкие границы, женщина задается вопросом: «что дает мне возможность почувствовать себя женщиной», отмечают психологи. К пределу 40+ она уже многого достигла. Она профессионал в выбранной сфере деятельности, вырастила (или по крайней мере дорастила до сознательного возраста) детей, с ее помощью сложился или не сложился карьерный рост ее мужчины. На этом этапе у женщины может возникнуть желание иметь что-то, что принадлежало бы только ей. Например, умение создавать красоту своими руками. И это не только валяние шерсти или вязание, вышивка или плетение. Это еще и преемственность выявления женской идентичности, отмечают психологи. Например, ваша бабушка пекла невероятно вкусный, красивый, высокий и ароматный хлеб в печи. И к ней обращались все в поселке, чтобы, например, испечь каравай на свадьбу. В молодости человеку свойственно отрицать семейные ценности. Зачем печь хлеб, если его можно купить в любой булочной? Но прошли годы, женщина повзрослела, и вдруг ей стало не хватать запаха свежей выпечки и неповторимого вкуса бабушкиного хлеба — такой же не купишь ни в одной булочной! И вот методом проб и ошибок она начинает искать бабушкины рецепты, которые не пожелала когда-то записать. И кто знает, может быть, это хобби станет началом собственного дела – например, своей маленькой пекарни. Или другой пример – с возрастом все чаще вспоминается, как мама в годы дефицита шила на машинке по выкройкам из «зарубежных журналов» наряды себе и дочерям. Сегодня вы можете без проблем купить модную одежду, но почему-то вас тянет сесть за машинку и попробовать сшить блузку или сарафан. Посыл прост: «Я — ЖЕНЩИНА, а в нашем роде быть женщиной всегда означало уметь печь ... шить... вышивать и так далее». Если рассматривать с психологической точки зрения, почему человек выбирает то или иное творческое увлечение, часто оказывается, что это способ продемонстрировать принадлежность к своему роду. Словом, можно сказать, что выбор хэнд-мейда как хобби вообще и его направление в частности достается нам в наследство. Хотя это скорее не генетическая наследственность, а социальная.

Рукоделие подкупает еще и тем, что у человека появляется материальное подтверждение его таланта. Особенно этой составляющей – свидетельства собственной талантливости и значимости — иногда не хватает женщинам, отмечают психологи. Ведь женская жизнь, в отличие от мужской, подчинена жестокому биологическому ритму: от готовности стать творцом новой жизни до угасания этой функции. Женщина сознательно отдает часть своей жизни тому, что вынашивает и растит детей, отказываясь от карьеры и многих других возможностей, вынося за скобки свои желания. Но вот дети подрастают и уже не нуждаются в ней. И именно тогда в женщине пробуждается творец. Авторские украшения, флористические композиции, дизайнерская вышивка — все это позволяет женщине почувствовать, что она не просто «боевая единица»: квалифицированный специалист, мать и жена. Она – творец!                     

Диана РОНИНА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».