Вы здесь

Анатолий Соболевский: от математики до театра


Журналистами становятся по-разному. Чаще, начиная писать еще учениками, после окончания средней школы подают заявление в вуз, где готовят таких специалистов. Другие, получив филологическое образование, меняют профессию. Есть и те, кто, став «технарем», понимают, что душа лежит не к тому, чем занимаешься. Но чтобы учащийся, считавшийся преподавателями одним из лучших знатоков математики (а что это действительно так, он неоднократно занимал призовые места на Олимпиадах), неожиданно подал документы на отделение журналистики Белорусского государственного университета... Да, было и такое в 50-е годы прошлого века. Неожиданно на журналистику переориентировался выпускник Минского педагогического училища Анатолий Соболевский. Тот самый, который... Но – обо всем по порядку.


Анатолий Соболевский. Фото Андрея Спринчана.

Когда измена оправдана

Родился он 27 мая 1932 года в деревне Андриевщина Дзержинского района. Место и сегодня красивое, а что уж говорить о тех временах. Жить бы и радоваться. Только началась Великая Отечественная война. В 1941 году его отца немцы расстреляли. Вскоре, не дожив до года, умер брат Леня. Остались втроем: он, сестра Галя и мать Фабиана Станиславовна.

Хлебнул Толя по полной, узнал, что такое сиротский хлеб. Да еще и в военную и послевоенную нужду. Но настойчивым оказался. И по хозяйству матери помогал, и учился усердно, хотя в семилетку добирался пешком за семь километров. Окончив ее, поступил в Минское педагогическое училище. Не только математику любил, но и литературу, даже стихи писал. По другим предметам тоже хорошие знания имел, поэтому семилетку закончил на «отлично». Собирался учителем стать. Если бы неожиданно в судьбу деревенского юноши не вмешался его величество Театр. Точнее – народная артистка БССР Ирина Жданович, хотя сама она об этом и не догадывалась.

Его, тогдашнего четверокурсника, она так захватила в роли Ани Крушины в спектакле «Константин Заслонов» по пьесе Аркадия Мовзона, что он захотел больше узнать об актрисе. Пойдя в библиотеку, стал интересоваться театральными публикациями. Как же удивился, что в статьях, рецензиях Ирина Флориановна если и упоминалось, то вскользь. Он же не сомневался, что она заслуживает... монографического исследования.

Кто знает, что из этого получилось бы, если бы сама фортуна не улыбнулась амбициозному юноше. Выпускные экзамены сдал настолько успешно, что попал в число пяти процентов тех, кто получил красный диплом. По существовавшим тогда правилам такие счастливчики могли поступать в высшие учебные заведения без вступительных испытаний. Что самое главное – без обязательной отработки по распределению. Анатолий Соболевский, не задумываясь, изменил математике и стал студентом отделения журналистики БГУ.

Москвой поддержан

О какой математике могла идти речь, когда работа над очерком про Ирину Жданович спорилась. Черновой вариант его завершил уже на первом курсе. На втором что-то доработал, что-то дополнил, а на третьем опубликовал в журнале «Полымя». Мог бы и раньше, но в редакции с материалами было перегружено, не то, что сейчас. Пришлось выждать очередь, хотя сложа руки не сидел. Регулярно публиковался в других изданиях, два последних года перешел на заочную учебу и работал в «ЛiМе». В 1958 году дипломную работу защитил на «отлично». Конечно же, посвященную творчеству Ирины Жданович. А дальше была аспирантура Института искусств Академии Наук СССР.

Едва ли не в каждой союзной республике хватало молодых театроведов, желающих поступить туда. Но для многих это являлось недосягаемой целью. По крайней мере, на 1958 год на кафедру театра народов СССР выделили на стационарное обучение на всех (кроме Российской Федерации) только одно место. Да если везет, то везет. В мае этого года в Минске как раз проходила театральная конференция, куда приехал известный театровед Георг Гайан (настоящая фамилия Терникосян). В 1945 году он и возглавил группу истории театра народов СССР, только что созданную при упомянутом институте. Георг Иосифович везде искал достойных кандидатов.

Театровед Владимир Нефед, заведовавший сектором театра и кино Института искусства, этнографии и фольклора Академии наук БССР, директор академик Петр Глебко познакомили его с Анатолием Соболевским. Пожаловал Анатолий Викентьевич не с пустыми руками, а со своими публикациями, которых набралось 26 учетно-издательских листов. Много времени отобрала у Георга Гайана их чтение, зато, возвращая, сказал: «Считайте, что вы уже аспирант». Как высоко оценил его учитель, ярко свидетельствует такой факт. Аспирант наряду со знаменитыми исследователями выступал на защите написанной по-украински докторской диссертации одного украинского ученого.

Неизвестными путями

Вернувшись в Беларусь, Анатолий Викентьевич, сначала кандидат, а после доктор наук, много где работал. Был и ректором Белорусской академии искусств. Но прежде всего главным для него оставалось творчество. Кстати, в Союз писателей Беларуси был принят за повесть «Жили-были ребята», рассказ «Письмо к матери», лирические миниатюры и книгу «Рампой освещенное». Однако она стоит последней, принимая во внимание основное направление творчества тех, кто входит в эту организацию. В действительности главным для него постоянно оставался театр и все, что с ним связано. Это видно и по его книгам: «От пьесы – до спектакля», «Театр открывает занавес», «Жизнь театра», «Современность и история», «Борис Платонов», «Кондрат Крапива», «Личность художника», «Глеб Глебов», «Мастера, события и обстоятельства» и другие.

Как- то признался: «театр для меня – это все...», чем и руководствовался постоянно в своем творчестве. Да и в жизни — тоже. Имею в виду не определенные заботы, устремления, а постоянное желание сделать что-то такое, что решало бы не только повседневные задачи, пусть и актуальные, важные, а, обгоняя свое время, работало бы на перспективу. Как профессионал чувствовал, что, если не сделаешь это сегодня, завтра может быть поздно.

Обложка книги А. Соболевского.

Часто шел теми путями, куда другие не ступали. Резонно по этому поводу сказала известная театровед, искусствовед, исследовательница проблем драматургии Тамара Горобченко:  «Многое из того, что сделал Анатолий Викентьевич, можно определить словом «впервые». Так, белорусскую драматургию исследовали и до него литературоведы. Но именно он нашел свой отличительный взгляд на эту проблему и проанализировал драматургическое творчество с точки зрения театроведа в контексте сценических культур других народов.

Тамара Евгеньевна – ученица Анатолия Соболевского, который много сделал для формирования науки о театре. Когда в 1962 году в тогдашнем театрально-художественном институте состоялся первый набор по специальности «театральная критика и театроведение», среди студентов была и она. По сей день Тамара Горобченко — наиболее опытный исследователь жизни и творчества Анатолия Соболевского. В написании статьи ее сведения много помогли и автору этих строк.

Три важных проекта

Человек скромный, он все же не мог не знать себе настоящую цену. Поэтому в отдельных случаях и действовал по принципу «если не я, то кто». Несомненно, что такой подход поспособствовал и появлению «Хрестоматии по истории белорусского театра и драматургии». Сначала в двух томах, а после в четырех. В окончательном варианте это издание дает полное представление о развитии упомянутого вида искусства от древности до начала ХХІ века.

Как и в каждой хрестоматии, прежде всего много говорят представленные в ней произведения. Однако их надо было прилежно подобрать, отдельные вернуть из небытия, ведь по разным причинам нашему современнику некоторые были неизвестны или просто забыты или запрещены. Да и авторы их не упоминались. После этого нужно было написать вступительные статьи, сделать комментарии. Благодаря такой напряженной, хотя, правильнее сказать, титанической работе многое (и многие) в научный, да и в читательский оборот было введено впервые.

Из этого ряда и двухтомная энциклопедия «Театральная Беларусь». Появилось первое в истории национальной культуры отраслевое научно-справочное издание, посвященное театральному искусству: драматическому, музыкальному, кукольному. Как и в «Хрестоматии...», процесс развития театра прослеживается на протяжении всей его истории. Более 2 тысяч статей, 1,4 тысячи черно-белых и цветных иллюстраций.

Фото с сайта dzerginsk.by.

О чем угодно прочитаешь, чтобы получить исчерпывающую и достоверную информацию. Важно также и то, что, хотя эта энциклопедия и посвящена белорусскому национальному сценическому искусству, им не ограничивается. Оно подается как часть мирового театрального процесса. При этом обязательно делается акцент на то, насколько эти связи и отношения важны.

Такой подход Анатолий Викентьевич как главный инициатор создания энциклопедии «Театральная Беларусь» предусмотрел заранее. Под его общей редакцией она и вышла. Он же позаботился и о подборе авторитетных авторов. Как и при издании журнала драматургии сценического искусства «Театральное творчество», выходившего в 1992-1998 годах один раз в два месяца (до 5 номера 1995 года назывался «Театральная Беларусь»). Для периодического издания не такой и большой промежуток времени, но след после себя оно оставило значительный. Систематически помещались новые многоактные и одноактные пьесы для взрослой и детской аудитории, кукольных коллективов. Были возвращены и произведения из наследия, которые ранее не печатались или стали библиографической редкостью. Для примера – Констанции Буйло, Матея Радзивилла, Леопольда Родевича, Михася Чарота, Василия Шашалевича. Не обходили вниманием проблемы развития драматургии и сценического искусства, истории театра. Публиковались производственные портреты, освещались театральные и вообще культурные мероприятия. Основал журнал и свой ежегодник «Белорусская драматургия».

Важен в театроведческой и педагогической деятельности Анатолия Соболевского такой аспект, как подготовка кадров и для других стран. Когда работал в Белорусском университете культуры и искусств, их готовили даже для некоторых африканских государств. Глубоко закономерно, что «за выдающийся вклад в развитие искусствоведческой науки, воспитание специалистов художественной культуры высокой квалификации и активное участие в пропаганде идей мира, дружбы и сотрудничества между народами» он стал лауреатом Международной премии «UNITY» («единство») с вручением золотой медали.

Свой вечный покой (умер 6 апреля 2012 года) Анатолий Викентьевич нашел на семейном кладбище в Андриевщине. Там, где похоронены его родители, жена, родные и родственники. Позаботился об установке одиннадцати мраморных крестов с надгробиями.

Язэп ЛИТВИНОВИЧ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.