Вы здесь

Каким должен быть учитель? Педклассы – проект с доказанной эффективностью


Какие качества, характеризующие индивидуальность учителя, вы считаете наиболее значимыми: доброту, высокий интеллект, аккуратность, ответственность, общую культуру, нравственность, организованность, самостоятельность, энергичность или эмоциональность? А какие качества наиболее важны для общения с учащимися? Любовь к детям, отзывчивость, искренность, тактичность, терпеливость, внешняя привлекательность, наблюдательность, артистичность... И, наконец, какие качества позволяют педагогу в наибольшей степени влиять на других людей, изменять их сознание? Целеустремленность, авторитетность, гармоничность характера, профкомпетентность, добросовестность, проницательность, самобытность, стремление к творчеству... Поразмышлять над этими вопросами предложили участникам ток-шоу «Диалог поколений», организованного для учащихся педклассов одиннадцатиклассницами гимназии Белоозерска Ангелиной Зайцевой, Ольгой Кулак и заместителем директора гимназии по воспитательной работе Еленой Ковалевич.


Участники ток-шоу «Диалог поколений» рисовали на бумаге педагога, которого ждут школьники: абстрактного или реального.

Без случайных людей в профессии

Стало уже доброй традицией собираться каждый год в стенах Белорусского государственного педагогического университета, чтобы поделиться друг с другом своим опытом функционирования педклассов и обсудить перспективы этой формы профориентационной работы.

В этом году в международной конференции приняли очное участие более 300 человек: педагоги и учащиеся педагогических классов, специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки, ученые, ведущие специалисты и практики в области профильного и профессионального педагогического образования, в том числе из стран ближнего зарубежья: различных регионов России, Армении и Казахстана. Надо заметить, что белорусский опыт функционирования педагогических классов интересует и вдохновляет сегодня многих. Так, в Российской Федерации министрам просвещения было поручено открыть пять тысяч таких классов.

В Беларуси когда-то начинали со 100 педагогических классов, а сейчас у нас их по стране уже 556. В педагогическом профиле обучаются 5100 человек, и 30 процентов из них поступают после окончания школы на педагогические специальности. Заместитель министра образования Александр Кадлубай назвал создание профильных педагогических классов проектом с доказанной эффективностью. Именно введение педагогического профиля в старших классах существенно изменило ситуацию с контингентом поступающих на педагогические специальности в вузы: количество случайных людей значительно уменьшилось, а количество мотивированных студентов, наоборот, возросло.

В БГПУ имени Максима Танка получают сегодня образование 744 выпускника профильных классов – это каждый пятый студент дневной формы обучения. В прошлом году университет выпустил 110 молодых специалистов, обучавшихся в педклассах, а в этом году дипломы получат вдвое больше бывших педклассовцев – 220 человек.

Учителя и их будущие коллеги

Одиннадцатиклассница столичной гимназии № 20 Дарья Соколовская также два последних года обучалась в педклассе.

– Моя мать-учительница начальных классов, отец-преподаватель по классу духовых инструментов в музыкальной школе. Бабушка и прабабушка тоже были педагогами, а общий педагогический стаж моей семьи составляет уже более 100 лет, - рассказывает девушка. - Поэтому, когда я делала свой выбор, родные меня поддержали. Считаю, что моя педагогическая деятельность началась еще в седьмом классе, когда мне предложили стать вожатой у пятиклассников. Подготовка моих подопечных ко Дню гимназиста, совместные походы, экскурсии, репетиции позволили не только почувствовать себя помощником классного руководителя, но и познать себя.

Я стала более чувствительной, внимательной, уверенной, потому что приходилось решать проблемы — и чужие, и свои, — я почувствовала радость от принадлежности к ученическому сообществу. А первый урок, который проводила как настоящий учитель, - русский язык в шестом классе. Признаюсь, я очень волновалась, волновался и педагог, с которым готовилась к уроку, но знания, которые мы получаем в рамках факультативного курса «Введение в педагогическую профессию», мне очень помогли. Через пару минут волнение исчезло. Моим успехом радовалась семья, педагоги, а я все больше убеждалась в том, что совершила правильный профессиональный выбор.

Еще больше я укрепилась в этом мнении, когда в одиннадцатом классе стала участницей общегимназичного проекта «Учащийся профильного класса — студент профильного вуза — учитель профильного предмета». Сотрудничество со студентами БГПУ, совместная разработка с ними уроков и участие в них позволили убедиться, что моя подготовка в профильном пед-

классе иногда не уступает знаниям студентам в областях психологии, педагогики и методических аспектов преподавания предмета. А еще хотелось бы поблагодарить наших учителей профильных предметов, которые не только терпеливо помогают нам в написании плана-конспекта урока, но и общаются с нами как с будущими коллегами без превосходства, что позволяет выявлять проблемные моменты в организации урока без страха допустить ошибку. Конечно, все мы допускаем ошибки, но при этом уверены, что нам дадут возможность их исправить.

Синквейн, посвященный профессии педагога, от «молодых специалистов» Дарьи Карпович (слева) и Виктории Бельтюковой (справа).

По словам девушки, во время обучения в педклассе она поняла, что профессия учителя не позволяет стоять на месте, а требует творчества, самоотверженности, постоянного совершенствования профессиональных умений. И это здорово! «Я уверена, что пройдет совсем немного времени, и для меня откроет свои двери один из самых престижных белорусских вузов – Белорусский государственный педагогический университет, который будет способствовать профессиональному становлению, помогать мне и моим сверстникам стать настоящими мастерами в учительской профессии, — говорит Дарья Соколовская. - И когда я вижу, как работают педагоги моей гимназии, хочется подхватить и нести зажженный ими факел профессионализма дальше...»

«Научим! Поддержим! Вдохновим!»

– А для меня двери БГПУ распахнулись два года назад, - рассказывает студент второго курса факультета естествознания Андрей Роскач, председатель студенческого клуба выпускников профильных классов «ПРОФиль+». - Я тоже обучался в педагогическом классе средней школы № 3 в Любани. Обучение в педклассе дало мне первый профессиональный опыт и, главное, возможность принять сознательное решение о поступлении на педагогическую специальность. Теперь я точно понимаю, что именно в педклассе были заложены основы моей успешной учебы в университете. Поскольку мы изучали факультативный курс «Введение в педагогическую профессию», мне проще, чем другим, осваивать педагогику и психологию. Еще школьником я проходил первые педагогические пробы, поэтому сейчас мне легче выполнять задания по педпрактике. В школе у меня был опыт проектной и исследовательской работы, мы создавали свое портфолио «Я — педагог». В общем, считаю, что выпускники педклассов более инициативные, коммуникабельные и ответственные студенты. С другой стороны, во время обучения в педклассе у меня было много сомнений и вопросов, наверное, как и у всех, например, по заполнению портфолио, по выбору специальности, различных нюансов поступления в университет и учебы в нем. И вот тогда я задумался, как было бы здорово, если бы я мог задать свои вопросы ровеснику, который уже прошел путь от выпускника педкласса до студента.

Поступив в университет, понял, что так думаю не только я. Одним из тех, кто предложил идею создания клуба, была студентка второго курса филологического факультета Дарья Остапчук. Как уже говорили ранее, сегодня каждый пятый студент нашего университета – выпускник педкласса. Поэтому мы решили объединиться и создать студенческое сообщество, которое будет полезно нынешним учащимся и выпускникам педклассов. Так сформировался клуб «ПРОФиль+». Откуда такое название? «Профиль» имеет много значений: профильный, профессия, профессионал... Мы с вами являемся участниками уникального республиканского проекта по функционированию профильных педагогических классов. А «плюс» — это добавление новых возможностей и перспектив.

В номинации «Лучший маскот» победила работа ученицы 10 класса Ивацевичской средней школы № 1 Полины Радюк.

Нашему клубу уже два года. На первой встрече обсудили, чем можем быть полезны для педклассовцев, и определили четыре направления: можем консультировать, обучать вдохновлять и разрабатывать. Например, образовательная группа занимается разработкой и проведением самых разных образовательных активностей: презентаций, митапов, вебинаров, семинаров и так далее. Ребята из волонтерской группы организовывают для учащихся педклассов неформальные встречи и вдохновляют их своим примером, готовы рассказывать не только о радостях и сложностях студенческих будней и экзаменационных сессий, но и отвечать на серьезные вопросы о приемной кампании, поделиться своей историей поступления. Получается профориентационное событие «с двойным плюсом».

Группа продвижения занимается информационной и творческой поддержкой, нашим присутствием в социальных сетях и так далее.

В прошлом году мы решили поддержать выпускников педклассов, поступающих по собеседованию без экзаменов, и организовали для них «Зону «профильной» поддержки» — место, где абитуриенты могут пообщаться с нашими волонтерами, проконсультироваться насчет прохождения такого разговора и презентации своего портфолио. Надеемся, что это помогло им почувствовать себя увереннее. В период вступительной кампании текущего года члены клуба решили вновь обеспечить моральную и консультационную поддержку выпускникам педклассов, поступающим в наш университет.

Для нас, студентов БГПУ, участие в клубе – это новый, уже профессиональный опыт, возможность прокачать свои коммуникативные навыки, умения выстраивать отношения, сотрудничать, взаимодействовать, работать в команде.

У клуба «ПРОФиль+» есть свой мерч: календари, блокноты, ручки, футболки, кепки с логотипом клуба. В этом году совместно с Центром непрерывного педагогического образования был объявлен конкурс на маскот (талисман клуба) и слоган. Всего было прислано 113 разработок. Победительницей в номинации «Лучший слоган» стала Дарья Буйко, десятиклассница средней школы № 1 из городского поселка Шарковщина, со слоганом «ПРОФиль+»: Научим! Поддержим! Вдохновим!». А в номинации «Лучший маскот» победила ученица 10 класса Ивацевичской средней школы № 1 Полина Радюк.

Портрет идеального педагога

Для учащихся и студентов-выпускников педагогических классов в рамках конференции были организованы разнообразные креативные мероприятия профориентационной направленности. Многие из них провели сами учащиеся. Как, например, ток-шоу «Диалог поколений». Как заметила заместитель директора гимназии Белоозерска Елена Ковалевич, в школу часто приглашаются представители разных профессий. Они хотят быть интересными и полезными, но не знают, как это сделать, особенно если от участников встречи не поступает вопросов. Чтобы гостей раскрепостить, нужно серьезно готовиться. Такая форма работы, как ток-шоу, позволяет пройти на практике некоторые темы факультатива, изучаемого в педклассах.

Гостями ток-шоу стали «молодые учителя», роль которых досталась Дарье Карпович, ученице десятого класса минской гимназии № 174, и Виктории Бельтюковой, одиннадцатикласснице средней школы № 2 г. п. Смиловичи Червенского района. Новоиспеченным «молодым специалистам» предложили пройти по «звездной дорожке», поучаствовать в блиц-опросе, отвечая на ряд вопросов. Например, что вас огорчает в нынешних детях? Часто ли вы сами опаздывали на уроки, когда были школьниками? Если вам плохо, как вы справляетесь с этим состоянием? А как относитесь к шпаргалкам и ЦТ? Вспомните самый смешной случай из вашей школьной жизни...

Творчество учащихся педклассов: вот таким должен быть учитель!

Потом все вместе пытались описать типичный день педагога, используя только существительные, рисовали на бумаге педагога, которого ждут школьники: абстрактного или реального. Разрушали мифы вокруг учительской профессии. Составляли портрет идеального педагога. Вердикт аудитории: идеальный педагог – добрый, целеустремленный и любящий детей! Это человек, который всегда сможет помочь, решить любую проблему и станет для тебя другом! Вишенкой на торте стало задание для «молодых специалистов» составить синквейн по сути профессии учителя. Синквейн – это методический прием, представляющий собой сочинение стихотворения из пяти строк. У него есть свои законы. Первая строчка стихотворения – его тема. Она должна быть представлена всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему. Это должны быть прилагательные. Третий – три глагола, характеризующие действия по данной теме. Четвертая строчка – слова, при помощи которых выражается отношение к теме. И пятая строчка – всего одно слово, представляющее собой некий результат, резюме. У молодых педагогов получился следующий синквейн: «Педагог. Образованный и добрый. Любить, учить, отдавать. Ответственный, целеустремленный, терпеливый. Знание».

До старта приемной кампании остаются считанные дни. Виктория Бельтюкова мечтает стать учительницей начальных классов. Она просто обожает детей. И очень хочется, чтобы у нее все получилось, а клуб «ПРОФиль+» получил еще одного креативного и инициативного друга.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и БГПУ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.