Вы здесь

Перезагрузка рабочих профессий: в системе образования нет тупиковых траекторий для молодежи


15 июня в учреждениях профессионально-технического образования стартовала приемная кампания. Она продлится до 20 августа. Поэтому подать документы в приемную комиссию, чтобы получить рабочую специальность, будет не поздно и после завершения приемной кампании в средних специальных и высших учебных заведениях.

В Министерстве образования утверждают, что в профтехучреждения идут получать образование самые разные категории выпускников школ, в том числе и достаточно успешные, имевшие в школе хорошие оценки, иногда даже медалисты.


В связке с заказчиками кадров

— Молодежь начинает понимать, что профессиональное образование — это престижно, интересно и перспективно. Ежегодно более трети выпускников школ продолжают свой путь в учреждениях профессионального образования. Их выбор — гарантия первого рабочего места, широкие возможности для профессионального самосовершенствования и личностного развития, для построения успешной профессиональной карьеры, - подчеркивает первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова.

В текущем году прием будут вести 122 учреждения профессионально-технического образования по более чем 250 профессиям. Кроме того, образовательные программы по подготовке рабочих реализуют 43 учреждения образования других уровней (колледжи, филиалы ВУЗов). Сеть профессионально-технических учреждений равномерно распределена по всей стране. Они есть в любой области в шаговой доступности и позволяют освоить актуальные для конкретного региона специальности.

В этом году на уровень профессионально-технического образования планируют принять более 26 тысяч человек. В структуре приема будут сохранены тенденции прошлых лет: специальности реального сектора экономики составят около 74 процентов. Все учреждения профтехобразования работают в очень плотной связке с организациями — заказчиками кадров и оперативно реагируют на потребности рынка труда. Поэтому прием по одним специальностям приостанавливается, а по другим, наоборот, открывается. Например, в этом году начнется подготовка по 141 новой для отдельных учебных заведений профессии и приостановится подготовка по 132 профессиям и специальностям. Но это не означает, что приема по этим специальностям не будет в другом регионе.

Например, Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Кедышко открывает на базе девяти классов набор на новую специальность — «Технология обработки металлов давлением». Зачисление будет проводиться на основании конкурса среднего балла документа об образовании. За три года учащиеся получат сразу три квалификации: «кузнец ручной ковки» (третьего разряда), «кузнец-штамповщик» (третьего разряда) и «электрогазосварщик» (третьего разряда). В настоящее время всего три учреждения образования в стране готовят кузнецов. А с этого года к ним присоединится еще и колледж декоративно-прикладного искусства имени Кедышко.

В Гродненском государственном профессионально-техническом колледже коммунального хозяйства в этом году впервые будет вестись подготовка учащихся по квалификации «слесарь по сборке металлоконструкций», в Лидском государственном профессиональном политехническом лицее — по квалификациям «оператор станков с программным управлением», «станочник широкого профиля». В Гродненском электротехническом колледже открывается набор на новую специальность «Социальная работа» с присвоением рабочей квалификации «социальный работник». Новогрудский сельскохозяйственный профессиональный лицей начинает подготовку по профессии машинист крана автомобильного в интеграции со специальностью «электрогазосварщик».

Социальный пакет — сильный аргумент

В Минской области в текущем году планируется принять на уровень профессионально-технического образования 3054 учащихся.

«Последние годы все выпускники наших учреждений профессионального образования были обеспечены первым рабочим местом, - подчеркивает начальник Главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Бошко. - Это очень важно, потому что гарантированное трудоустройство — определенная подушка безопасности для молодого человека. Минская область в инвестиционном плане очень привлекательна, а рабочие профессии для нее чрезвычайно важны. Ежегодно мы анализируем результаты вступительной кампании, изучаем потребности рынка труда, меняем подходы по открытию новых специальностей. Понимаем, что сравнивать количество ребят, поступивших на специальность «тракторист», сегодня и 20 лет назад, неправильно. Хотя бы потому, что техника и условия труда изменились, и такого количества трактористов, как раньше, уже не требуется».

Директор Минского государственного областного колледжа Вадим Дордаль уверен, что за рабочими профессиями — будущее, они будут всегда, без них — никак.

«В прошлом году в результате профориентации на 190 мест у нас было подано более 400 заявлений. Конкурс в колледж был довольно высокий. Мы видим, как развиваются технологии и технологическое оборудование. Сегодня рабочий человек — это совсем не тот рабочий, что был 10-20 лет назад. От него требуются совсем другие знания. Например, одна из рабочих профессий — оператор линии по производству пищевой продукции. Если раньше на линии стояло по 40-50 человек, то сейчас ее обслуживают 4-5. Здесь уже требуются компьютерные, технические, технологические знания совсем другого уровня», — говорит директор.

Вадим Дордаль считает, что учащимся и их родителям нужно объяснять, что рабочая профессия дает много преимуществ. Даже если ты потом по сокращенной программе поступишь в высшее учебное заведение и займешь руководящую должность, то будешь знать ситуацию изнутри. «К нам поступают дети с высокими баллами. Они не стесняются рабочей профессии. В этом году я выпускаю группу в 29 человек, 20 из которых заканчивают колледж с красными дипломами. При этом 16 из них поступали к нам медалистами. Мы гордимся, что дети идут в профессию сознательно. Немаловажный момент в закреплении на первом рабочем месте имеет и социальный пакет, который после окончания учебного заведения предлагают предприятия нашим выпускникам. Во-первых, это частичная оплата съемной квартиры или выделение жилья, большинство предприятий именно так и делают. Во-вторых, заработная плата, потом условия труда плюс доброжелательная атмосфера в трудовом коллективе... Если молодому человеку комфортно, он отработает на предприятии по распределению и останется работать там дальше», — говорит Вадим Дордаль.

Специалисты по «сухому строительству»

Минский государственный профессиональный лицей № 12 является базовой площадкой по подготовке национальной команды к WorldSkіlls по компетенции «Облицовка плиткой». Для этого здесь есть материально-техническая база, оборудованные площади, нужные материалы и, главное, кадры. Заместитель директора лицея по производственному обучению Игорь Вдовенко является международным экспертом по этой компетенции, не один год готовит участников и победителей конкурсов профессионального мастерства. С 2013 года в лицее функционирует ресурсный центр по квалификации «отделочные строительные работы».

— Три года назад мы вместе с компанией Knauf открыли новую специальность «монтажник каркасно-обшивочных конструкций сухого строительства». И если первый год у нас были проблемы с набором учащихся, так как не все разобрались, насколько перспективна эта специальность, то сейчас очень хорошо работает сарафанное радио, и проблем с комплектованием нет, — рассказывает Игорь Вдовенко. - За последние годы в строительстве неуклонно увеличиваются объемы применения «сухих» строительных материалов, позволяющих решать на профессиональном уровне самые разнообразные задачи: это планировка и организация внутреннего пространства зданий, дизайн, акустика, звуко- и теплоизоляция помещений, отделка и утепление фасадов, кровли и др. Монтажник каркасно-обшиваемых конструкций сухого строительства — специалист с соответствующей подготовкой и квалификацией в области «сухого» способа строительства. Кстати, на последнем республиканском конкурсе профессионального мастерства «WorldSkіlls Belarus 2020» учащийся лицея Евгений Боковец занял первое место по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы». Также мы — единственное профессионально-техническое учреждение образования в Минске, где готовят специалистов по укладке паркета. На базе лицея открыт первый и единственный в Беларуси центр обучения по квалификации «укладчик напольных покрытий».

В общем, у лицея сложилось очень плодотворное социальное партнерство с отечественными и зарубежными компаниями, производителями строительных материалов. Они выделяют средства на приобретение материалов, с которыми работают наши учащиеся в мастерских. Принимая участие в организации образовательного процесса, производители учат работать с новыми технологиями и продвигают свою продукцию на белорусском рынке, а учреждение образования совершенствует материально-техническую базу и готовит специалистов, имеющих навыки работы с инновационными материалами.

За последние три года общее количество заявок на подготовку специалистов, согласно заключенным договорам о взаимодействии лицея с организациями-заказчиками, возросло более чем вдвое. Ежегодно от базовых организаций в адрес учреждения образования приходят благодарственные письма по итогам прохождения обучающимися производственной практики. Многие из учащихся продолжают свой трудовой путь на предприятиях, где они проходили производственное обучение. Игорь Вдовенко замечает, что руками сегодня можно заработать даже больше, чем головой, профессионалы — нарасхват.

Кто он, современный рабочий?

— Рабочие специальности всегда будут востребованы во всех сферах. Даже при обучении в вузе современный студент технического профиля стремится получить параллельно еще и рабочую специальность. Ведь, чтобы стать хорошим инженером, нужно обладать навыками эксплуатации оборудования, понимать специфику и структуру промышленных процессов, — подчеркивает Ирина Старовойтова. - Специалисты, которые сначала обучались в профессионально-техническом учреждении, затем — в среднем специальном и высшем, сегодня самые востребованные и успешные. Именно им работодатели предпочитают при проведении конкурса на должность, им доверяют наиболее сложную, ответственную работу, с ними советуются. И все потому, что они хорошо знают весь процесс производства не только теоретически, но и практически.

— Современные тенденции свидетельствуют, что работа будет становиться все более высокотехнологичной, — говорит ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский. - Образовательная среда в наших учебных заведениях позволяет учащимся освоить компетенции, востребованные не только сегодня, но и наиболее перспективные, о которых передовые предприятия только задумываются. Они, кстати, быстро подхватывают таких выпускников. Современный рабочий — это эрудированный, высококвалифицированный специалист, который, помимо профессиональных знаний, должен обладать специфическими навыками в смежных отраслях, в том числе разбираться в информационных технологиях, робототехнике и т.д. Граница между рабочим и инженером все больше размывается.

Сегодня в системе образования нет тупиковых траекторий для молодежи. Если семья стоит перед выбором, стоит ли идти ребенку после девяти классов в систему профессионально-технического или среднего специального образования, то хочу заверить, что после завершения обучения перед выпускником открыты все дороги для приращивания своих компетенций. Выпускники 11-х классов всего после одного года обучения в ПТУ могут претендовать на сокращенное обучение на уровне среднего специального образования. А далее для них открыт широкий спектр соответствующих специальностей в вузах, где можно обучаться в очной и заочной форме. Молодым людям, стоящим перед профессиональным выбором, нужно прислушаться к себе и ответить на вопросы. Кто я: исследователь или хочу быть, например, специалистом по ремонту электромобилей? Подумайте, насколько интересно вам будет развиваться в выбранной сфере. Хочу подчеркнуть, что потребность в представителях рабочих профессий и специалистах среднего звена постоянно нарастает. А стереотип, что профессионально-техническое образование — только для неудачников, сегодня не актуален.                     

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции