Вы здесь

Обращение в редакцию. Если к дому в деревне не подъехать — чья это забота?


Получить долгожданный участок земли после многолетнего стояния в очереди — это, согласитесь, большое счастье для каждой семьи. Кажется, построил дом, живи и радуйся. Но в реальности, к сожалению, не всегда все так радужно. В частности, молодым семьям, обратившимся в редакцию, в 2013 году райисполком выделил участки как нуждающимся в улучшении жилищных условий на окраине деревни Орешники Смолевичского района. Нарезали их в поле, рядом с лесом. На словах обещали, что в ближайшее время на новой улице Молодежной построят подъездную дорогу. Но прошло 9 лет, а она так и не появилась...


Так выглядит «молодежная дорога» весной. Фото сделано местными жителями.

«Если не дай бог что, до нас даже пожарная или «скорая» не доедет»

Точнее, дорога есть. Но образовалась она стихийно. Ее за столько лет наездили своими машинами сами жильцы.

— То, что вы видите сейчас, ни в какое сравнение не идет с тем, что было раньше, — говорит Вадим Лысковец, который устроил новоселье одним из первых. — Первое время просто по полю ездили, объезжая деревья и кусты. Собственными силами уже не раз за эти годы подсыпали свою полевую дорогу. Добираться же до дома как-то надо.

— Вот и совсем недавно скинулись и вон там внизу, где после дождей всегда огромная лужа образовывалась, выгрузили более 150 тонн вторичного бетона, — рассказывает Михаил Фокин, староста деревни, который также строит дом на Молодежной. — Летом еще кое-как. Но весной и осенью (показывает фотографии) мы становимся отрезанными от мира, ведь в дождь либо оттепель дорогу размывает так, что по ней совсем не проехать. Машины заносит, что опасно для здоровья водителей и пешеходов.

— После того как мы с мужем застряли в той бузе и до трех часов ночи откапывали машину, — говорит Анастасия, — начали оставлять машину на соседней улице Водицы. Брали с собой сапоги, переобувались и шли домой. Там такая грязь образуется, что становишься резиновым сапогом и – он там остается. Поэтому детям завязывали пакеты на ноги. Кроме формы, книг и письменных принадлежностей, они еще и сапоги с собой носили в школу. Мусоровоз тоже застревал у нас, несколько раз староста нашей деревни помогал ему выехать. Сейчас по весне коммунальщики от поворота пешки ходят забирать наши мешки с мусором. А однажды вообще не забрали, так я звонила по номеру 115, спрашивала, почему. На что мне сказали: мол, до вас же не добраться, у вас дороги нет. Если не дай бог что, до нас весной даже пожарная или «скорая» не доедет...

Вадим говорит, что, когда получал участок, видел генплан застройки улицы — там была схематично обозначена не только подъездная дорога, но и техническая объездная за домами, разворотное кольцо с местом для мусорных контейнеров. Но до сих пор ничего не сделано.

— Несправедливость какая-то получается. Если ехать в сторону Городища через Гончаровку, там есть поле, где тоже нарезаны участки, — рассказывает его жена, которая сейчас находится в декрете. — Так там домов еще нет и фундаментов даже, но стоят столбы, сделана дорога. Почему у нас нельзя было так сделать? Дома мы все построили за два года. Но еще столько же ждали электричество. Кстати, провели нам его не без помощи журналистов. Поэтому и сейчас, после того, как написали во все возможные инстанции, решили обратиться в «Звязду». Ведь уже просто не знаем, что делать, чтобы нас услышали.

По словам жителей улицы Молодежная, с прошлого года после того, как написали коллективное обращение, к ним по графику начал заезжать грейдер.

— Но нам этого недостаточно. В конце мая прошли дожди, — и у нас опять дороги нет, так я звонила, просила, чтобы нам выделили технику, — говорит Анастасия. — На что мне ответили, что дороги грейдируются только два раза в год, весной и осенью. Весной мы у вас уже были...

— Да и глобально проблему грейдер не решит, — говорит староста деревни. — В прошлом году людям выделили участки на нашей улице. Вот теперь начнут они строиться, поедет тяжелая техника — и усилит проблему. По-хорошему, нужно сделать нормальную дорогу, с правильным уклоном, чтобы вода стекала на обочину, а не в центр дороги, как сейчас.

— И еще неприятно, что местные власти нас обманывают, пишут за подписью заместителя председателя райисполкома, подсыпавшего улицу Молодежную, — добавляет Наталья. — Когда читаешь такое, то как будто пощечину получаешь. Может быть, работники и дали руководству отчет, что подсыпали, мы не знаем, но на самом деле никакой подсыпки не было. Да, грейдер прошел по весне, а дорогу мы подсыпали своими силами. Справедливо возникает вопрос: куда пошли деньги, выделенные на данные работы?..

— Мы же платим налог за дороги, это немаленькая сумма, а дороги вообще нет, — разводят руками молодые люди. — Плюс улица Водица, по которой мы добираемся домой, не в самом лучшем состоянии, местами яма на яме. Поэтому только и успеваем ремонтировать машины.

Участок дороги, который жители улицы Молодежной подсыпали недавно своими силами.

«Мы никого в беде не бросаем»

В своем обращении жители улицы Молодежной пишут, что не понимают, что происходит. «В последнем ответе Смолевичского райисполкома от 16 февраля этого года нам сообщили, что вопрос благоустройства улицы Молодежной включен в перечень финансирования на проектирование, строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов индивидуальной жилой застройки на 2022 год. Однако, когда мы обратились на прямую телефонную линию райисполкома, нам сказали, что в этом году никаких работ проводиться не будет. В графике очередности плановых работ на 2022 год, который размещен на сайте райисполкома, также данный вид работ отсутствует».

Когда я въехала в Заболоцкий сельсовет, его председатель Татьяна Карнеенко показала мне документ, согласно которому строительство дороги по улице Молодежной включено в инвестиционную программу на 2022 год. Мол, этот вопрос был рассмотрен на заседании районного Совета депутатов, все проголосовали «за». На данный момент планы еще не выполнены. Но ведь еще только начало лета...

Заместитель директора управления капитального строительства Смолевичского райисполкома Николай Олехнович подтвердил, что улица Молодежная и два маленьких участка дороги прилегающей к ней улицы Водица стоят в планах на проектирование и строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в районе. «Будем проектировать, со временем строить. Точных сроков назвать невозможно, так как объект только начинает разрабатываться. В частности, на этот год запланированы инженерные изыскания, разработка предпроектной документации, отвод земли. Возможно, будет выбран по госзакупке подрядчик на проектирование. В любом случае, никакого асфальта там не планируется. Минимальная инженерная инфраструктура, которую должен обеспечить государственный застройщик жилых домов, — это дороги в ПГСе (песчано-гравийная смесь).

По словам заместителя председателя Смолевичского райисполкома Николая Парамонова, который подписывал большинство ответов на обращения сельчан, в этом году дороги на Молодежной не будет. Когда она появится, зависит от наличия финансовых средств. «Какие и сколько их будет в следующем году, я вам сейчас не могу сказать, потому что бюджет следующего года пока не формировался. Люди сегодня очень активно хотят дорогу. Но мы не можем ее сейчас сделать, так как на все необходимы деньги. Проезд, для того чтобы они могли попасть к своим земельным участкам, мы пока им будем обеспечивать. Направляем туда грейдер, чтобы он профилировал дорогу. Мы никого в беде не бросаем».

— А как часто грейдер может приезжать на одну и ту же улицу?

— Вообще, согласно регламенту содержания и обслуживания улиц населенных пунктов, грейдирование должно проводиться не менее чем два раза в год. Но если дорогу размоет и проехать не получится, мы разумеется, дополнительно отправим технику и обеспечим проезд.

«Может бы, и сделали проект за свои деньги, но где какие гарантии»

Председатель Заболоцкого сельсовета рассказала, что если люди хотят, чтобы им построили дорогу быстрее, то они могут сделать ее проект за свои деньги. «В апреле прошлого года я вместе с представителями КУП «Смолевичское ЖКХ» и ГП «УКС Смолевичского района» встречалась с жителями улицы Молодежная. Им предложили поучаствовать в долевом финансировании работ по строительству дороги. Однако это предложение сельчане не поддержали».

«Они же не гарантируют, что, если мы сделаем проект, у нас в следующем году появится дорога, — комментирует Вадим Лысковец. — Сказали: если будет финансирование, тогда мы, возможно, вас включим в план. Если бы нам дали какие-то конкретные письменные гарантии, мы, может, и делали бы что-то. А выложить такие большие суммы на проект дороги, которая неизвестно когда будет сделано, вряд ли кто на это пойдет».

— Когда начинали писать, у всех была надежда, — говорит Наталья. — Мы же обращаемся к органам исполнительной власти. Ну кто, как не они, помогут? Мы же здесь и так их не беспокоили, за свои деньги провели себе водопровод и газ...

Во время разговора с заместителем председателя Смолевичского райисполкома я спросила о гарантиях касательно долевого строительства дорог. «Практика государственно — частного партнерства есть в районе, — ответил Николай Парамонов. — Некоторые сельчане формируют кооперативы и, для того, чтобы дорога появилась быстрее, делают ее проект за свои деньги». — «Жители улицы Молодежной переживают, что они вложат деньги в проект, а им все равно долго придется ждать...» — «Если граждане участвуют в софинансировании, то, разумеется, мы будем искать возможность, чтобы быстрее это сделать. Мы несем ответственность за свои предложения».

По словам начальника отдела содержания дорожной сети и безопасности дорожного движения КУП «Минскоблдорстрой» Валентина Волченко «дороги в так называемых районах индивидуальной застройки не находятся на балансе «Минскоблдорстроя», но очевидно, что если участок официально куплен на аукционе или выделен райисполкомом людям, нуждавшимся в улучшении жилищных условий, то местные власти должны обеспечить к нему какие-то подъездные пути. Это само собой разумеющееся. А как по-другому? Человек же не просто так зашел в лес и построил там себе дом».

Николай Парамонов, отвечая на мой вопрос, почему подъездную дорогу не построили перед тем, как выделять людям участки, сказал: «Я не могу ответить, как им их тогда (в 2013 году) выделяли. Сейчас мы формируем земельные участки, чтобы минимальная инженерная инфраструктура была сразу».

— Что вы подразумеваете под минимальной инфраструктурой? — уточняю.

— Дорога (гравийная или грунтовая), электроснабжение.

По дороге в сельсовет жители улицы Молодежной показали мне асфальтированную дорогу, которая в прошлом году появилась на месте гравийки. «Люди тоже по весне не могли до электрички добраться, так как в сезон ее сильно размывало, много лет писали обращения, и, как видите, нашлось финансирование. Они же добились, чтобы им сделали дорогу, может быть, и у нас что-нибудь получится...«Я тоже слышала от деревенских жителей немало историй, связанных с дорогами. В большинстве ситуаций после обращений не сразу, но вопросы постепенно решались. Да что далеко ходить! Когда мы переехали жить в деревню, два километра гравийной дороги были оскоминой на пути к дому. Местные жители также много лет писали обращения, обращались к местной власти с просьбой положить асфальт. Но чиновники медлили, а воз никак не трогался с места. Говорили, что в районе много дорог, требующих срочного ремонта. Что асфальт с нуля — это очень дорогое удовольствие. В конце концов в райисполкоме предложили сельчанам внести свой вклад в общее дело и разделить расходы с государством. Просчитали стоимость проекта строительства дороги, в итоге мы должны были сдать по 200 рублей из дома. При этом что только ни говорили местные власти: в частности, копите деньги, в течение трех лет положим асфальт. Какой был сюрприз, когда председатель облисполкома, узнав о проблеме, поручил КУП «Миноблдорстрой» заасфальтировать участок дороги за счет бюджетных средств. Деньги же, которые мы собирали на дорогу, нам вернули. И менее чем за полгода у нас появился асфальт.

Остается пожелать жителям улицы Молодежной, чтобы у них также как можно скорее появилась долгожданная дорога. А также, что немаловажно, взаимопонимание с местными властями. Ведь пока, слышала собственными ушами, плодотворная коммуникация не получается. А обиды и недоразумения растут. Кстати, во время командировок заметила такую тенденцию, что некоторые (слава богу, не все) представители местной власти ограничиваются официальными ответами на обращения и в лучшем случае одиночными выездами на место. А этого, как показывает жизнь, не всегда достаточно. С людьми важно разговаривать, выслушивать их, терпеливо объяснять, когда что — то не понятно, когда нужно – и по несколько раз. И напоследок еще один маленький штрих: во время подготовки этого материала два представителя местной власти задали мне один и тот же вопрос: мол, вы же были на улице Молодежной, и неужели вы считаете, что там сейчас нет возможности подъехать к домам? Когда же я упомянула весенние фотографии размытой дороги — одна реакция, честно признаться, удивила: мол, нужно оценивать ситуацию, которая есть на данный момент.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.