Вы здесь

Выставка Ивана Козела «Манят родные просторы» работает последние дни


В экспозиции представлены живописные роботы художника 1996-2022 годов, посвященные архитектуре и природе Беларуси, — это 30 произведений, написанных по наработкам во время пленэров. Удалось ли художнику передать узнаваемый образ и колорит белорусского ландшафта? Постиг ли он философскую сущность окружающего мира?


«Земля родителей», 2019 г.

Так или иначе, точно одно — художник живет в мире, который видит своими глазами и чувствует своим сердцем. Нельзя сказать, что он копирует натуру (по крайней мере, некоторые зрители во время открытия выставки восклицали: «Это в Беларуси? Может ли такое быть?»), отражая различные состояния природы, как и нельзя отметить, что мир Ивана Козела совсем не похож на реальный и так близок каждому белорусу (хотя и в этом случае никто не собирается оспаривать наличие фантазии у художника). Как всегда, правда посередине: творец показывает, кажется, исключительно свою Беларусь. С одной стороны — кто из нас не видел, например, знаменитый монастырь над озером в Жировичах («Жировичская святыня», 1999)? Кто не знает о церкви в Сынковичах — один из самых старых готических православных храмов Беларуси («Церковь в Сынковичах», 2009)? Кто не слышал о Ракутевщине («На Ракутевщине лето», 2011)? Кого не манил стародавний и одновременно молодой Логойск («Логойский пейзаж», 1997)? Кого не очаровывали пейзажи Новогрудчины («Холмы Новогрудчины», 2022)? И с другой — пейзажи в чем-то неузнаваемые, может, где-то «додуманные», ярким примером чему служит работа «Золотые поля» (2016). Неожиданным и чуточку сложным для восприятия кажется «Август» (2009), полотно, на котором изображено что-то вроде хутора, окруженного со всех сторон ржаным полем. Возможно, к такой оценке направляет не в последнюю очередь «месторасположение» художника, своеобразный пункт наблюдения, расположенный на возвышенности, что влияет на масштаб картины. Стоит лишь немного его сдвинуть, спуститься с этого холма, и картина потеряет присущее ей обаяние, ее настроение кардинально изменится не в лучшую сторону. Видимо, поэтому этот прием – любимый у Ивана Козела, о чем свидетельствуют «Земля отцов» (2019), «Дятлово. Выпал снег», «Край Адама Мицкевича» (обе — 1999), «Идет весна» (2014) и особенно — «Цветут ильны на Дятловщине» (2021).

«Пришла зима», 2017 г.

Нельзя не заметить, что Иван Козел предпочитает диалогу с предшественниками и современниками. Разумеется, искусствоведы могут поспорить о первоисточнике, но глазу зрителя заметны параллели с мотивами полотен Леонида Щемелева. Речь прежде всего о картине «Пришла зима» (2017): повсюду снег, у реки еще видно трава, на втором плане — довольно большая деревня. Однако совсем другие составляющие обращают на себя внимание в данном контексте: мужчины, которые начинают потихоньку разбирать скирды, и лошадь, подпитываемая сеном. Именно последний становится центральным образом картины. К тому же присутствуют здесь приглушенные золотые оттенки, с которыми любил работать народный художник.

В произведениях можно проследить влияние еще одного знаменитого живописца — Бориса Аракчеева: в любви к природе в состоянии покоя, во внимании к ее незаметным нюансам, в принятии, кажется, не совсем привлекательных проявлений действительности. В этом русле вспоминаются работы «Лошица на стыке веков» (2016), «Земля в Орошанах. Кыргызстан» (1998) (работа стоит отдельно не только из-за обозначения локации), «Пейзаж с коровами» (1999), разные стилистически, однако такие близкие по настроению с пейзажами многих белорусских художников.

«Лошица на стыке веков», 2016 г.

Некоторые полотна просто просятся на сравнение. Далеко ходить не надо: «Деревенский мотив» (2010) Ивана Козела даже композиционно очень похож на произведение Владимира Трушина «Вечер» (1974), которое сейчас экспонируется на выставке «Степени мастерства» в Национальном художественном музее. Многие пейзажи по звучанию совпадают с лучшими живописными работами Виталия Цвирко. А уже упомянутая «Земля родителей» сообщает коды стольких произведений, что и перечислить невозможно. Любители могут представить. Кажется, Ивана Козела такие сравнения ни в коем случае не обидят и не огорчат. По всему видно, что художник-традиционалист и поклонник подобных творцов, классиков и современников. Из всего этого богатства нам остается только оценивать, сравнивать, выбирать. Позволяет это делать, кстати, еще одна выставка во Дворце искусства — к юбилею со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Там представлены пейзажи и авторство Ивана Козела родных мест классиков.

Так или иначе, верное еще одно обстоятельство: художник скромно и хладнокровно создает отдельный идеальный мир, в котором не найти потоков людской толпы. В представленных на выставке «Манят родные просторы» работах не виден город, а присутствующая деревня полнится немногочисленными живыми существами. И они всегда издалека. То ли стараются не мешать художнику, то ли автор сам не стремится приблизиться к ним, а только всматривается и хранит в памяти.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.