Вы здесь

Инструменты медиации для детей и взрослых: быстрое рисование, язык тела, искусство вопросов


Детская служба медиации как способ мирного разрешения конфликтов в учебных заведениях Беларуси начала создаваться еще в 2016-м. За это время она выросла из школьной формы и распространилась уже на всю сферу образования. А еще получила тематический фестиваль «Медиация будущего для школьников и студентов», который в этом году прошел уже в пятый раз. Как подрастает медиация вместе с подростками и какие инструменты явились на помощь юным и взрослым медиаторам, рассказала Ирина Орловская, заместитель директора центра «Медиация и право».


Когда не можешь сказать...

Ежегодно организаторы стараются наполнить фестиваль мероприятиями, необходимыми детям, занимающимся медиацией, педагогам, курирующим службы медиации в школах, медиаторам-профессионалам.

В этом году сложились три основных направления, которые специалисты стараются развивать: восстановительная медиация, медиация для бизнеса и выработка новых медиационных инструментов, которые бы помогали справляться с узкими вопросами.

— Еще на прошлом фестивале был заявлен такой инструмент, как арт в медиации. В течение года взрослые медиаторы опробовали его на практике, особенно в конфликтах с участием детей, — поделилась Ирина Орловская. — Основная идея его применения: не можешь сказать — нарисуй. Медиатором изображение ребенка помогает задавать вопросы, чтобы получить информацию и понять сложившуюся ситуацию. Однако это не арт-терапия, а инструмент, позволяющий узнать, что произошло.

Правда, не все умеют рисовать, поэтому юристы обратились в художественный колледж, где им помогли создать методику быстрого рисования. Это трафареты, с помощью которых можно нарисовать эмоции или действие, которое происходило. И уже на фестивале такую методику предложили детям-медиаторам (которых в стране уже 120 человек), чтобы они применяли быстрое рисование в решении школьных конфликтов. Такая методика, кстати, больше не применяется в медиации нигде в мире, подчеркнула специалист.

Новый взгляд на бизнес-споры

Во время фестиваля прошла научно-практическая конференция по вопросам медиации, на которую откликнулось много субъектов — в основном, университетов из России.

— Однако в рамках конференции поднимались вопросы, полезные именно для бизнеса. На конференции с помощью процедуры медиации разбирались кейсы с бизнес-проблемами, взятые из уже рассмотренных судебных споров. В основном конфликты касались договоров купли-продажи, поставок, исполнительного производства относительно возникших долгов.

Воспроизведение этих ситуаций позволило увидеть Возможности медиации, существование других (несудебных) решений и последствия для партнеров. А для непрактикующих медиаторов – стало шансом приобрести определенные навыки, — подытожила Ирина Орловская.

— Сейчас на базе материала, разобранного на конференции, планируем устроить тренинг, чтобы распространить практические навыки, способные помочь бизнесу в сложившихся условиях увидеть новые возможности взаимодействия с партнерами, в том числе зарубежными.

Тело также «разговаривает»

В прошлом году в уголовное законодательство Беларуси среди других изменений было внесено понятие медиации. Теперь специалисты надеются, что будет создана рабочая группа для реализации пилотного проекта, который поможет наработать определенные практики. Они, в свою очередь, лягут в основу методологии возможностей применения медиации уголовном процессе. Особенно важно развивать это в отношении несовершеннолетних, считает Ирина Орловская.

— Указанный фестиваль проводится как детско-студенческий, чтобы молодежь получала дополнительные навыки, которыми можно пользоваться, решая конфликты в школе. И мы заметили, что именно подростки ухватили суть восстановительной медиации, суть работы «по кругам» — то есть с групповым конфликтом. Их эмоции, рассуждения, предложения по работе с чувствами, по минимизации вреда, которая может быть нанесена, привели меня к мысли о необходимости создать некое мероприятие, где главными действующими лицами по восстановительной медиации станут дети. Именно они набрасывают тебе дополнительные инструменты, как проще, как лучше разговаривать, так что мы, взрослые, фактически учимся вместе с ними.

Во время фестиваля для детей устроили даже мастер-класс по актерскому мастерству, чтобы они поняли, как эмоции и чувства человека отражаются на его жестах, движениях, поведении, иначе говоря, познакомились с языком тела.

— После занятий дети подошли ко мне и рассказали о моих эмоциях, понаблюдав за моими движениями на фестивале. Они просто "считали" меня, настолько быстро они схватывают новые знания, — порадовалась специалист.

Гореть — так вместе!

В сфере образования, казалось бы, уже много сделано для развития института медиации, однако не хватает системности, не выработана цельная методология, считает специалист:

— Готовясь к фестивалю, я просила педагогов поделиться, чего не хватает службам школьной медиации. И педагоги-медиаторы откликнулись — запустили в интернете «Мировое кафе», в котором делились своим опытом. Результатом стала идея создать специальный педагогический чат для педагогов и профессиональных медиаторов, чтобы во время каникул они могли повышать свою квалификацию, говорить, чего бы им хотелось, устраивать какие-то мероприятия для детей, то есть запустить такое всеобщее обучение по медиации. Мы хотим согласовать все это с Министерством образования, чтобы распространять в школах определенные материалы для популяризации медиации и обмена опытом.

Именно педагоги-энтузиасты, занимающиеся медиацией в школах, предложили консолидировать усилия, чтобы распространить свои знания и умения по другим школам страны, а не только в столичных. За эти несколько лет работы детских служб медиации они приобрели опыт, и это очень хорошо, говорит медиатор:

— Было, что дети приезжали на фестиваль, загорались идеей медиации, однако ни администрация школы, ни педагоги не были готовы взять на себя такую нагрузку. Чтобы медиационные службы создавались в учебных заведениях, нужно, чтобы и дети, и учителя «горели» вместе. Сейчас идут новые запросы по поводу создания служб медиации в школах, и учителя говорят, что узнали о процедуре от детей.

Мастерство медиатора – в искусстве ставить вопросы, не раз повторяют специалисты. И детям на фестивале дали возможность попрактиковаться в этом умении, в течение часа задавая вопросы представителям разных профессий. В результате специалисты с 30-летним стажем признавались: дети настолько специально ставили им вопросы, что приходилось углубляться в себя, чтобы понять, что ответить.

— Это уже свидетельство высокого профессионализма детей-медиаторов в школах. И если в будущем они пойдут в свою профессию, то будут обладать навыками позитивной коммуникации, умением ставить вопросы, вести переговоры, что полезно в любой специальности, — считает медиатор.

А еще по итогам фестиваля дети сняли десять роликов для «тик-тока». Они, кажется, просты, но очень остроумно рассказывают, что такое медиация и, думается, поспособствуют ее распространению. А специалисты думают запустить еще и отдельные проекты по медиации в разных сферах жизни.

Как создать службу медиации в своей школе

Решать проблемы с помощью медиации могут все желающие. Можно обратиться в Центр «Медиация и право», где расскажут, что такое медиация, и посоветуют, к какому проекту можно присоединиться, чтобы школьники определенного учреждения могли научиться быть медиаторами. Помогут и педагоги-энтузиасты, которые как раз сейчас, в свободное летнее время, готовы поделиться знаниями и подсказать, что делать прежде всего.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.