Вы здесь

Очереди на границе


Зоя ездит в зарубежные шоп-туры много лет, с этого и живет. Теперь вот после довольно длительного перерыва снова вернулась к делу. Так вышло, что с постоянной работой у нее не складывается. И на предприятиях работала, в коже индивидуального предпринимателя побыла, снова вернулась к своему «купи-продай».Она человек по натуре подвижный, общительный, ей нетрудно смотаться за границу хотя бы два раза в неделю, остальное время — свободная птица.


В последнее время ездят вместе с мужем машиной. Как вижу ее, то Зоя все охает, что трудно стало пересекать границу. Очереди невероятные, простаивать надо, случается, чуть ли не сутки. Но ведь наш человек кругом выход найдет. Некоторое время назад популярной стала услуга ожидателя, говорили, что сто рублей можно было заработать за сутки тому, кто просто держит очередь для кого-то. Потом появилась услуга платного бронирования времени заезда в пункт пропуска. Она, конечно, очень пристально следит за изменениями правил в этом направлении. И вот у Зои новый повод для отчаяния: отменили и то бронирование, и за электронную очередь нужно платить. «Что же это делается, если тут порядок какой будет!?»- картинно заламывает руки она, имитируя причитание. Знаю, что таким образом непоправимая оптимистка Зоя только напрашивается на разговор.

Советую ей относиться ко всему немного философски: так будет не всегда. Да и было так не всегда, в смысле бывало и похуже. Например, в начале 1990-х, когда наши люди только начали активно ездить за границу, неделями стояли. Она не верит, и неудивительно: ей же и сорока еще нет. Обещаю принести и показать свой репортаж в газете той поры и, на удивление, скоро его нахожу в кабинете среди старых бумаг. В мартовском номере газеты за 1992 год сама с интересом читаю вдребезги забытые строки: «В огромной колее автобусов, которые ждут своего часа на подъезде к Варшавскому мосту, свою жизнь. За шесть-семь суток много чего понадобится человеку. Предприимчивые брестчане не прошли этим воспользоваться и потихоньку зарабатывают на жизнь. Турист, как правило, человек не бедный либо не совсем бедный. Можно с него и взять.

Пиво, пепси, фанта продаются почти официально. Какой — то дряхлый мужчина выставил на немного поломанном ящике, словно на прилавке, образцы продукции: пиво — 20 рублей, напитки — по червонцу (цены 1992 года. — С. Я.). Рядом пьяноватая женщина из-под пола продает водку по 300 рублей. А что, выгодно. В коммерческом магазине она по 150 за бутылку, навар неплохой. Для «иностранных» клиентов — особый сервис. Украинским, российским туристам стараются продать еще дороже.

Подвижные бабушки-пенсионерки собирают тару возле автобусов. Те, кто совсем освоился, заходят прямо в автобус, как, например, Анастасия Ивановна. Она, кажется, не пропускает ни одного автобуса, открывает дверь и зовет: «Сынки, бутылки есть?» Водители с ней приветливы. «Нет, Ивановна, у нас уже забрали». Соберет бабушка за несколько часов две сумки тары — глядишь, уже рублей 30-40 имеет.

Здесь можно купить все. Можно купить и очередь, когда деньги есть, а тратить время в ожидании не хочется. Стоит это от 10 до 20 тысяч в зависимости от того, сколько осталось до заветной сети, то есть самой таможни.

Ничего удивительного. Если порядок не поддерживается извне, он устанавливается стихийно изнутри. Здесь свои законы, довольно жесткие, не ревнуя, как на зоне: бьют стекло машин, бьют лица, ссорятся по пустякам. Такое впечатление, что за неделю антисанитарных да и вообще античеловеческих условий люди начинают дичать. На этом участке дороги выпивается спиртного, видимо, больше, чем во всем остальном городе. Ближе к вечеру трезвыми остаются, как кажется, только автобусы. Туристы ходят буквально синие. Шатаются со стороны на сторону даже «свободные» торговцы. Говорят, ранее нетрезвых водителей милиция в вытрезвитель отправляла. Теперь на это рукой махнули. Если кто уж совсем выглядит «автопилотом», товарищ спереди либо сзади машину подгонит.

Это все вместе с грязью и мусором, атмосферой, покрытой трехэтажными матами, напоминает то ли свалку, или какую фантасмагорию из суперсовременного кино.

Можно, конечно, сказать, что никто никого не заставляет прозябать на той границе. Только советские люди добровольно жертвуют себя на подобные испытания, при этом за немалые деньги. И все-таки жалко этих людей. Те, кто у власти и очень богатые, не стоят на границе. Для них есть свой коридор. Для остального народа — только обещания когда-либо создать нормальные условия. Постоишь немытым и небритым шесть дней, то и купишь бутылку за 300 рублей....»

Зоя прочитала текст, из которого приведено около трети, полностью, помолчала и произнесла: «Все-таки порядка сейчас больше». Оно, конечно, да. Но во многие выходные этого года по дороге в деревню приходилось видеть огромные очереди грузовых фур, которые направлялись на переход Козловичи. Иногда, по данным из сети, очереди растягивались на десять и более километров. А ведь это не туристы, а водители, которые везут нужные с обеих сторон границы товары. И думаешь: почему люди постоянно совершенствуют дело отгораживания границами, стенами, обидами, недоразумением? Когда уже начнется обратный процесс?

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.