Это постановление принято в развитие директивы № 10 в целях защиты интересов граждан. «Суть документа — остановить рост цен, иначе говоря, выстроена система регулирования цен по всей цепочке — от производителя до прилавка», — сказал Алексей Богданов. По его словам, документ разработан и принят на основании тех данных, которые были предложены рабочей группой, созданной по поручению главы государства.
«Регулирование согласно этому документу распространяется на 370 товарных групп. Практически на всю потребительскую корзину, охватывающую более 90 % товаров, приобретаемых населением нашей страны. За исключением лекарств, топлива, алкоголя и табака. Эти товары регулируются другими нормативно — правовыми актами, и сюда их включать не было никакого смысла», — добавил министр.
Алексей Богданов отметил, что государство действительно вводит контроль над ценообразованием, но и раньше эта практика существовала в стране. В различных элементах она сдерживала рост цен. «Сегодня мы просто распространили эту систему контроля на более широкий перечень товаров. В тоже время, в случае необходимости оставили возможным рост цен у кого-то из производителей. Для этого производителям товаров необходимо обратиться в соответствующий орган с нормальным экономическим обоснованием». Министр заверил, что никто не будет сдерживать экономический рост того или иного предприятия.
«У нас нет задачи остановить экономическую активность страны. Наоборот, ее необходимо развивать и усиливать. Естественно, такую активность нужно стимулировать, но стоит задуматься над вопросом снижения затрат». Алексей Богданов считает, что это серьезный вопрос, который сама жизнь ставит перед нами. Ведь ситуация в мире очень запутанная, во многих странах большие уровни инфляции.
Слова о снижении расходов не просто лозунг, считает министр. Министерство уже сегодня получает информацию от торговых организаций о том, что многие производители (мясное и молочное направление, предприятия хлебобулочных изделий) снизили цены на свои товары.
Отдельно остановился Алексей Богданов на двух разделах новой системы регулирования цен: отечественные производители и товары импортного изготовления.
Что мы имеем по товарам местного изготовления? «С сегодняшнего дня любое повышение отпускных цен производителей подлежит согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом (в зависимости от места регистрации юридического лица) либо с республиканским органом государственного управления, если организация, выпускающая продукцию, входит в его состав или находится в ведении, либо с Белкоопсоюзом, если организация входит в систему потребительской кооперации», — сказал Алексей Богданов.
В отдельных случаях, по его словам, согласование не требуется. Например, истечение сроков проведения мероприятий по продвижению товара — акции, скидки, распродажи, по которым были заключены соответствующие договоры с розничными торговыми операторами. Также при заключении договоров поставки с новыми контрагентами или при изменении условий поставки с действующими контрагентами, но не выше отпускных цен, установленных в прейскурантах поставщиков или в Положениях о скидках на дату вступления в силу настоящего постановления на дату 20 октября.
«Сами производители могут изменять цену без согласования с соответствующими органами в случае повышения цен или тарифов, регулируемых государством. Например, топливо, энергетика и другие. Кроме того, в случае повышения налогов или обязательных платежей, входящих в себестоимость производимой продукции, пропорционально их росту и удельному весу в себестоимости», — отметил министр.
Согласование с госорганами о повышении цены выполняется в срок не более 10 рабочих дней с даты поступления документов, а в случае, если товар быстро портится (его срок годности — не более 30 дней), — не более 5 рабочих дней.
Министр отметил, что, согласно постановлению № 713, также вводится регулирование цен на импортируемые потребительские товары путем установления дифференцированных предельных максимальных надбавок для импортеров. «Если раньше этих надбавок у импортеров не было и можно было 200-300% накрутить, сегодня эта ситуация будет исключена», — обратил внимание Алексей Богданов.
«При разработке этих подходов долго обсуждали тему с импортерами и выработали совместные действия. В частности, вводится обязанность импортера иметь обоснование контрактной входной цены. В принципе, эта процедура уже многими из них проводилась, — сообщил он. — Когда импортер ввозил, например, из Российской Федерации подсолнечное масло, он проводил исследования: брал 5-6 производителей из России, выбирал наиболее выгодный вариант и у себя хранил эти сведения. Это была необязательная процедура, а теперь с целью подтверждения обоснованности импортной цены ее должны будут выполнять все компании, занимающиеся ввозом товаров, определенных в постановлении».
Кроме того, Государственный таможенный комитет выстроит систему мониторинга таких цен и совместно с МАРТ будет осуществлять контроль, чтобы не допустить злоупотребления завышения цены импортного товара.
Первый замминистра Иван Вежновец уточнил, что обоснование контрактной цены должно храниться у импортеров на бумажных носителях или в электронной форме.
«Это является обязательной частью экономического обоснования отпускной цены. Таким образом, у импортера должно быть обоснование ко всей цепочке поставки продукции: контрактная цена, таможенные платежи, расходы по доставке товара, обязательное страхование, если требуется, прочие расходы и надбавка импортера», — сказал он.
И. Вежновец добавил, что сейчас разрабатываются регламенты административных процедур. И один из документов, который будет содержаться в требованиях, — это маркетинговое исследование, сравнение цены на аналогичные товары, выпускаемые самим предприятием или другими субъектами на рынке Беларуси. А также сравнение цен с экспортной альтернативой.
«На остатки товаров цены должны быть приведены субъектами хозяйствования в соответствие с требованиями постановления в течение пяти рабочих дней. И этой работой необходимо будет заняться уже сейчас», — сказал Алексей Богданов.
«МАРТ как координатору необходимо будет разработать около пяти регламентов осуществления административных процедур и порядок действий по выполнению настоящего постановления. Эту работу со вчерашнего дня мы начали. Поэтому все регламенты будут выпущены в установленный срок», — сообщил министр.
По его словам, с 1 января в стране отменяются бартерные операции. Кроме случаев внешнеторговых операций, операций между участниками холдингов, а также, если такая сделка будет согласована с соответствующим государственным органом.
Также вводится запрет на выплату вознаграждений за продвижение продукции в розничной торговле, так называемых бонусов для поставщиков отечественной продукции.
Что касается оптовых организаций и торговли, вводится регулирование в сфере оптово-розничных операций путем установления дифференцированных предельных максимальных надбавок по перечню потребительских товаров. «Такой вид надбавки носит совмещенный характер, объединяет оптовую и розничную надбавку вне зависимости от количества оптовых звеньев. Таким образом, предполагается, что необоснованное посредничество будет исключено», — сказал Алексей Богданов.
Еще министр отметил, что услуги не попали в новую систему регулирования цен. «Их в постановление правительства № 713 не включали по причине того, что в нашей стране более 60% услуг уже регулируется действующим законодательством. Например, это услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования, ритуальные услуги и ряд других».
Алексей Богданов сообщил, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли установит предельные максимальные цены на ряд товаров, используемых в переработке. Это такие товары, как молочко, свинина, крупный рогатый скот, некоторые виды зерновых, свекла, мука, масло, сахар и яйца.
Сергей КУРКАЧ
Идентичность через наследство.
Василевские такие: на Земле и в космосе лихие!
Беларусь — в тройке лидеров по заболеваемости.