Вы здесь

Волшебный Минск и экслибрисы Анатолия Тычины


Экспонировать работы выставки «Анатолий Тычина. Волшебный Минск», которая открылась еще в первой половине сентября в главном корпусе Национального художественного музея, планировалась только месяц. Однако новость — экспозиция продолжает работать до 13 ноября.


«Библиотека имени В. И. Ленина», 1940.

Тычина многогранный

Выставка Анатолия Тычины в НММ — не первое обращение к наследию художника в этом году. 125-летие со дня его рождения не могла обойти вниманием, например, Национальная библиотека. Все лето демонстрировались издания о жизни и творчестве автора, каталоги выставок, в которых он участвовал, эстампы из фонда библиотеки, лучшие издания, обложки и иллюстрации к которым создал график... В общем, вариант для библиотеки беспроигрышный. Прежде всего украшение библиотеки произведениями знаменитого художника-графика ей только на пользу. К тому же редкого посетителя, да любителя изобразительного искусства вообще, не сможет не заинтересовать творчество Анатолия Тычины. Во-первых, это мастер зарисовок: еще во время учебы делал большие успехи в натурных этюдах и городских пейзажах. Во-вторых, он прекрасно знал творчество предшественников, понимал, как создавали лучшие русские и западноевропейские живописцы. Именно поэтому в юности ему удавалось делать копии из классических произведений. Между тем, а это в-третьих, как творец бурливого XX века он стремился выработать собственный почерк. Уже в первых произведениях Анатолия Тычины (например, «В Сибирском Займище», «На реке Иртыш», «Верблюды» (все 1920), «Автопортрет» (1921), «Странствующий Китайский театр» (1922)) явное стремление к особому стилю — сочетания модерна и конструктивизма. И это все к тому времени, когда он смог стать востребованным художникомиллюстратором Белорусского государственного издательства, коллекционером и пропагандистом экслибриса, художникомоформителем многих белорусских музейных и выставочных экспозиций Минска и Москвы 1920-1960-х годов, одним из первых минских дизайнеров... Как тут не заинтересоваться?

«Вечерний мотив», 1957.

Сегодня, благодаря вниманию искусствоведов и музейщиков к творчеству Анатолия Тычины, зритель имеет возможность открыть или переоткрыть для себя созданное знаменитым художником. Ведь, к сожалению, сведений о его жизни и творчестве в открытом доступе довольно мало. Важные факты, определенные детали и подробности нужно отыскивать. Много узнать помогают книги Виктора Шматова и Александра Брачского, однако они, разумеется, узкоскаправлены и, мягко говоря, не новы. Желающий разве только может найти небольшой альбом «Анатолий Николаевич Тычина (1897-1986). Мой Минск», изданный в 2008 году.

Поэтому выставочные проекты с графикой художника чрезвычайно ценны. Содержание экспозиции в Национальном художественном музее — более 80 произведений за полувековой период творчества Анатолия Тычины из коллекций НММ и БГАМЛИ. Известно, что в этих больших собраниях хранится более 750 произведений мастера, которые, возможно, ждут своего времени, чтобы быть собранными в один альбом.

«У башни-колокольни», 1926.

Прошлое далекое

Организаторы обещают: «На юбилейной выставке зритель увидит весь широкий диапазон и разнообразие творчества мастера, начиная с изысканных произведений 1920-х годов в стилистике «Мира искусства», а также чудом уцелевших рисунков и плакатов периода индустриализации 1930-х, графического оформления белорусских журналов 1920-1930 годов Белорусского государственного издательства, в том числе и уникального сбора эскизов стандартных «супрематических» обложек 1930-1931 годов (коллекция БГАМЛИ), до нескольких классических произведений из огромной коллекции экслибрисов, зарисовок с натуры сельхозкомун Полесья 1946 года, «Водный транспорт Беларуси» и дизайна оберток конфет минской фабрики «Коммунарка» (из сбора БГАМЛИ)».

«Над рекой Свислочь», 1954.

Среди наиболее интересных работ, ставших визиткой Анатолия Тычины, — экслибрисы директора Художественного музея Елены Аладовой (1972) и самого государственного художественного музея БССР (1960). Они очень хорошо демонстрируют творческие возможности этого графика и показывают, насколько экслибрис недооценено направление искусства. Нельзя не упомянуть и жемчужину этой выставки — обложку к книге Янки Купалы «Могила льва» (1926). Пусть о ней сказано много, но не лишне было бы заметить, что это наилучший пример сдержанности и лаконичности, замечательных свойств иллюстратора.

Минск волшебный

«Площадь Победы», 1956.

Анатолий Тычина заслуженно считается художественным летописцем столицы нашей страны. Сюда он приехал после окончания учебы в художественной школе в Омске. Остался случайно, из-за известных обстоятельств. Тогда, в 1922 году, Анатолий Тычина и начал изображать Минск и делал это на протяжении более полувека. Сегодня эти произведения считываются как посвящение довоенному городу и его послевоенному восстановлению. Помимо особенностей различных периодов жизни столицы (например, показа индустриального Минска или города в период окопации), художник сумел передать понятное каждому, родное и познавательное: утреннюю свежесть и теплые сумерки, спокойную немитусливую жизнь людей большого города... Почти каждой работе выставки присущ мотив свежести, молодости, надежды. Понятно, что многие работы созданы по государственному заказу, однако после выполнения задания график продолжал самостоятельную работу в этом направлении. Сказать ему было что.

«Советская улица», 1940.

Среди объектов, которые обнаружил в графике, — Сталинский проспект, Дворец профсоюзов, Дом офицеров и вокзал, отреставрированные после войны. Как правило, их сопровождают мягкие, теплые лучи солнца, под которые якобы не попадают полуразрушенные улицы, недостроенные дома... Идеальный город Минск — таким он остался в графике художника из прошлого, таким его хочется видеть и нам, современникам. Бывает, получается.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.