Вы здесь

Как по кускам гродненские архивисты собирают древние документы


В Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно хранится около 420 тысяч единиц за ХVІ — первую половину ХХ века. Это старейшее такого рода учреждение в стране, которое было создано ровно 220 лет назад, через год после образования Гродненской губернии. Архив неоднократно эвакуировался, размещался часто во влажных помещениях. Многие документы пришли в плохое состояние и требовали реставрации. Такая работа началась сразу после освобождения Гродно в 1944 году и продолжается до наших дней. Корреспонденту «Звязды» удалось не только увидеть весь процесс реставрации, но и познакомиться с уникальными документами из фондов архива.


Взгляд в прошлое

Вот уже восемь лет, как исторический архив находится в одном из корпусов бывшего завода. Это не в центре города, как было раньше, зато теперь условия для хранения документов соответствуют нормам.

С директором учреждения Татьяной Афанасьевой идем в хранилище. Оно занимает весь третий этаж архивного здания. Здесь в большинстве хранятся документы до 1917 года. Перед глазами встают длинные стеллажи с ячейками, в каждой из которых — отдельное «дело». Интересно, что эти толстые тома сами работники называют «бамбуками» или «баянами». Видимо, из-за их объема. Некоторые тома могут содержать до нескольких тысяч документов.

Каждый фонд хранится отдельно, имеет название и номер. Их более двух тысяч. Чтобы здесь ориентироваться, существует топографический указатель. Стеллаж, полка, коробка... Каждая папка формируется по отдельному принципу. В каждой комнате сохраняется соответствующий температурный и влажностный режим. Установлена система вентиляции. Татьяна Афанасьева вспоминает несовершенные условия предыдущего здания на площади Тизенгауза. Фонды почти 150 лет хранились в подвальных помещениях, где было очень сложно содержать нужные климатические параметры.

На стеллажах — множество коробок с надписью «Гродненская губернская контрольная палата». Что там хранится? Снимаем с полки одну из коробок с документами 1886 года. Привлекает внимание ровный каллиграфический почерк документов. Хотя встречаются и печатные листы.

В одной из отчетов дается анализ состояния государственных учреждений. Например, протоколы заседаний о выделении кредита на военные нужды, закупка больничного белья, ревизия финансов и многое другое. Через палату проходили все хозяйственные вопросы местной власти. Следующий большой раздел занимает «Гродненская казенная палата». Рядом со стеной находится большой шкаф для хранения карт. На одной из них — план панской усадьбы в Слонимском уезде.

— Сегодня в архиве хранятся документальные материалы губернских, уездных и волостных органов власти и управления Гродненской губернии, а также часть документов Виленской губернии Российской империи. Интерес представляют документы, освещающие события Отечественной войны 1812 года, также документы о розыске Кастуся Калиновского, распространение в губернии газеты «Мужицкая правда». Кстати, в архиве есть несколько номеров газеты, в том числе и самый первый номер, вышедший в 1862-м. Имеются документы 1895-1896 годов о создателе международного языка эсперанто Заменгофе, — рассказала директор архива. 

Многие документы на старобелорусском, польском, Старопольском и русском языках. Но встречаются и на латинице. В некоторых упоминаются известные личности, например, Богдан Хмельницкий, Тадеуш Костюшко, Михал Клеофас Огинский.

Сведения от знаменитых земляков

Самый старый документ, который здесь хранится, датирован 1528 годом. В нем дается разрешение Волковысскому костелу на пользование десятиной доходов. А вот на территории Беларуси самым раритетным является документ 1392 года и хранится в Минском историческом архиве. Кстати, в стране только два национальных исторических архива — в Минске и Гродно. В свое время значительная часть наиболее древних документов Гродненского архива была отправлена в столицу.

Во время войны многие документы немцы выбросили на площадь, а потом на территорию тюрьмы. В Первую мировую войну многие документы завезли в Россию. То, что вернулось, было в очень плохом состоянии.

Ценную информацию генеалогического плана хранят метрические книги религиозных учреждений. У них есть запись о рождении в 1876 году Алоизы Пашкевич (тети). В книге Радошковичского костела сохранилась запись о рождении в 1882 году Луцевича (Якуба Коласа) в деревне Вязынка Вилейского уезда. Записи о браке Петра Ожешко
и писательницы Элизы Павловской в 1858 году, руководителя восстания 1863-1864 годов Ромуальба Траугута и Антонины Костюшко в 1861 году. В метриках указаны даты смерти Теодора Нарбута в 1864 году, художника Наполеона Орды в 1883 году, Элизы Ожешко в 1910 году. Хранится и загранпаспорт писательницы..

Листаем документы, касающиеся именитых личностей. Вот письмо из Парижа уроженца Беларуси, ректора Чилийского университета, Национального героя Чили Игнатия Домейко, которое он написал 1 января 1834 года помещику Лясковичу Гродненской губернии. Поскольку он был под наблюдением, вся переписка проходила через цензуру, и каким-то образом письмо не дошло до адресата.

В архиве хранится еще один уникальный документ. Это завещание руководителя восстания 1794 года Тадеуша Костюшко, которое он написал в 1817 году в Швейцарии. Он распоряжается отменить погонное право для своих крестьян, а землю разделить между ними. Правда, позже его потомки долгое время оспаривали его волю. Душеприказчиком Костюшко в США был Джефферсон, президент и автор Декларации независимости.

Именно такие уникальные документы проходят реставрацию в первую очередь. Поэтому их состояние сейчас более-менее положительное. 

Там, где спасают прошлое

Архивист Анжелика Уорелл разворачивает толстый рукописный фолиант древних документов. По ее словам, они были в довольно плохом состоянии. Это метрические книги, которые раньше хранились в костеле, а потом в ЗАГСах, куда попали после войны. Страницы были разорваны и прогнили, часть текста не сохранилась. Бумага довольно хрупкая, поэтому от неблагоприятного хранения просто посыпалась, говорит архивист. Восстанавливались документы также старой бумагой из фондов. Некоторые страницы собирались буквально по кускам.

Заходим в комнату, где происходит реставрация. На столе толстенные дела, над которыми «гадают» специалисты. За столами — два реставратора. Их арсенал — клей, помазки, специальная тонкая конденсаторная бумага.

Вот, например, из архива на реставрацию попадает древний фолиант. Тот самый «бамбук-баян». Толстенный том расшивается на листе, и начинается их обработка. Каждый лист с обеих сторон избавляют от пыли и дезинфицируют. Потом настает очередь клея и конденсаторной бумаги. Клей, кстати, реставраторы делают на мучной основе, куда добавляются антисептик и глицерин.

Затем каждый лист с обеих сторон накрывается этой бумагой. Реставратор несколько раз проходит по нему помазкой, ведь бумага очень быстро впитывает клей. Этот процесс повторяется несколько раз. Там, где лист поврежден, подбирается похожая на документ бумага, и страница с помощью нее дорощится. Реставратор Елена Фильманович, например, занимается восстановлением протокола губернского правления 1825 года, в котором повреждена третья часть.

После этих процедур документы сушатся и идут под пресс, а потом — на гильотину. Так грозно называют устройство для обрезки лишнего. Станок также можно считать раритетным, он сделан в начале 60-х годов ХХ века, но работает исправно.

Потом листы передаются на переплет, собираются в стопку, в нем делают пять отверстий и подшивают натуральной льняной нитью. Готовится специальная обложка из льняной ткани. После этих манипуляций восстановленный «бамбук» возвращается в хранилище.

По словам директора архива, для переплета пользуются переплетным материалом из ткани с различными видами покрытия. Но в последнее время стали использовать грубую мешковину, имеющую сходство с историческим оформлением оригиналов.

Работа по реставрации довольно медленная, работа почти полностью ручная. Задействованы только женщины. В день каждый реставратор должен восстановить 90 листов. А только один такой «бамбук» может насчитывать до нескольких тысяч листов.

— Сейчас больше предпочтения отдают оцифровке документов, мы это тоже делаем, но иной раз нужно сначала провести реставрацию, — отметила директор архива. — Оцифрованные документы хранятся на дисках, ими также могут пользоваться в читальном зале. Они издаются вместо оригиналов.

Кстати, спрос на архивные материалы постоянно растет. Нет таких документов, которые не были бы востребованы. Все так или иначе используются в работе. Например, с исследовательскими целями ими пользуются экономисты, юристы. С документами, касающимися зданий и застроек, нередко работают архитекторы.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.