Вы здесь

Алексей Савин: «Автогонщик должен быть терпеливым и сдержанным»


Драйв, скорость, крутые повороты, руль в руках и педаль газа — основные компоненты профессии автогонщика, о которой мечтал в детстве каждый второй мальчишка. Но как сделать, чтобы та детская мечта переросла в профессиональную деятельность и приносила не только удовольствие, но и развитие, рассказал нам один из лучших автогонщиков страны восемнадцатилетний Алексей Савин.


— Алексей, как вы стали автогонщиком, почему?

— Лет шесть-семь назад у брата был день рождения, и мы решили прокатиться на багги. У меня как — то сразу начало это получаться и вызвало интерес, поэтому уже на свой день рождения я решил повторить заезд, но, поскольку багги – зимний вид спорта, мой выбор остановился на картинге. Тренер, увидев, что у меня все получается, предложил пойти в этот вид спорта, а я согласился. Собственно тот момент и стал переломным в моей жизни и дал начало карьере автогонщика. Сейчас одновременно обучаюсь в университете физической культуры на специальности «Менеджмент в спорте».

— А как отнеслись родители к выбору? Все-таки это достаточно опасный вид спорта для подростка...

— Положительно, ведь до этого я практически ничем не увлекался. Хотя было желание начать играть на барабанах, даже думал о профессиональной стрельбе в тире, но те начинания не осуществились. И если в мою жизнь пришел автоспорт, то родители, видя, как мне все нравится, полностью меня поддержали. Конечно они понимают, что это опасный вид спорта, но что тут поделаешь. (Смеется.) Отец практически всегда ездит со мной на соревнования, он в этом плане моя абсолютная опора и поддержка. А мама до сих пор когда на гонки с нами и приезжает, то старается сами заезды не смотреть, стоит где-нибудь в стороне, ведь ей страшно за всем наблюдать, и только в конце уже узнает результаты.

— Помните свои первые гонки?

— Конечно! Это был чемпионат Беларуси по картингу в Гомеле, мне тогда было лет тринадцать. Помню, что тогда еще пошел дождь, а на мокрых трассах мне до того момента не приходилось ездить. Это был мой первый опыт вождения в плохую погоду и сразу на таких ответственных соревнованиях. Но результат меня очень порадовал: несмотря на обстоятельства, я занял второе место. Это было очень неожиданно для всех и, прежде всего, для меня. Именно в тот момент понял, что это уже не просто детское увлечение, что у меня все отлично получается, я хочу двигаться дальше и уделять автоспорту больше времени, сил и внимания.

— Картинг для вас был трудным направлением автоспорта?

— Не скажу, что у меня сразу все пошло гладко. Вообще, когда я только начал заниматься, в скором времени забросил тренировки на целый год. Вернулся назад, когда понял, что сильно соскучился по этому делу и набрался силы. Все тренеры говорили, что вместо меня пришел вроде бы новый человек, полный сил, стремления и желания. В последний год, когда занимался картингом, отметил для себя одну трудность — физическая сила. Многие думают, что в этом виде спорта нет ничего сложного, просто нажимай на педали и поворачивай руль, но нет, это так не работает. Если рассматривать картинг как автоспорт, а не разовое увлечение, то это очень большие физические нагрузки.

— Бывали ли неудачи?

— Каких-либо значительных неудач или провалов у меня не было. Были гонки, когда приезжали и понимали, что особых результатов достичь не удастся, в основном это европейские соревнования, ведь там совсем другой уровень подготовки пилотов (так называют автогонщиков), команд, машин, и даже трассы там другие. Был в моей карьере случай, когда я просто съехал с дистанции. Это было в 2019 году, я уже доезжал сезон картинга и был стопроцентным чемпионом, мог даже не доезжать, но все же решил это сделать. Однако в середине гонки у меня что-то произошло с мышцами шеи. Продолжать гонку в такой ситуации могло быть опасно для жизни.

— Вы же уже не занимаетесь картингом?

— Да, сейчас я участвую в кольцевых гонках. Переход в это направление произошел в промежутке между 2019-2020 годами. Я листал «Инстаграм» и увидел у одного знакомого афишу гонок в России на LADA Granta. Это называется кузовными гонками, на больших машинах, их немного переделывают и допускают к заездам на трассы, достигающие длины в пять километров. Меня это заинтересовало. В принципе сразу начало получаться, мне даже предложили принять участие в чемпионате России по кольцевым гонкам, и я согласился. Первый раз оказался средним по итогам, но вторая гонка принесла сразу второе место, это опять же многих привело в шок. Многие спортсмены с пятилетним опытом не могли добиться таких результатов, а у меня прошел совсем короткий период и сразу призовое место.

— На момент этих гонок вы же были еще несовершеннолетним...

— Автоспорт совершенно никак не связан с совершеннолетием или получением прав. Даже в «Формуле-1» Макс Ферстаппен выступал в одиннадцать лет. Основную базу управления мне дали занятия картингом. А для спортивных соревнований на больших машинах я научился ездить лет в двенадцать на трековых гонках. Мой тренер по картингу создал класс «Легенды СССР», там все ездят на «ладах», «пятерках», там же я набирался опыта и даже выступал.

— Не думали вернуться обратно в картинг?

— Сейчас я участвую только в кольцевых гонках. Стал первым в истории белорусского автоспорта, кто подписал контракт с командой Yuka ADV Pro Racіng Team. Это произошло довольно спонтанно. Мы искали каких-нибудь спонсоров, чтобы было больше возможностей для моего развития как автогонщика, но не получалось найти, и в один момент они сами мне позвонили. Поскольку я не до конца разбираюсь во всех юридических тонкостях, попросил поговорить с ними своего главного помощника — отца. После их разговора мы встретились с командой в Москве и все согласовали.

— Как проходят соревнования и как к ним готовитесь?

— Как правило они происходят в течение четырех дней. Четверг — официальная тренировка, пятница — тренировка и квалификация: дается пятнадцать минут, все машины одного класса ездят по трассе, кто быстрее приедет, тот «выше» стартует в гонке, что дает определенное преимущество во время заезда. Третий день — это первая гонка, часто даже без тренировок, а четвертый — вторая гонка, потому что классов (категорий автомобилей) много и в один день все не помещаются.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать автогонщиком?

— В первую очередь он должен быть терпеливым и сдержанным. Ведь после первой тренировки ты не станешь чемпионом, ко всему нужно идти медленно и постепенно, отдавая своей цели много времени, сил и других вложений. А сдержанность пригодится непосредственно на самих гонках. Любой спорт, тем более автоспорт, дело очень непредсказуемое, никогда не знаешь, что может произойти, но в любой ситуации нужно иметь холодную голову и быстро решать проблему. Ну и, естественно, должно быть желание заниматься автоспортом, нужно любить и жить этим делом.

— Многие называют вас лучшим автогонщиком Беларуси, согласны с этим высказыванием?

— Не очень красиво так о себе говорить, но в целом да, согласен. Я пилот универсальный: могу принимать участие в гонках на картинге, на других автомобилях и на мотоцикле, так как в шестнадцать лет получил права на его вождение, меня даже приглашали в мотоспорт. К тому же победные результаты из гонок говорят сами за себя. Лично я больше всего горжусь победой в картинге 2016 года в Латвии, там я занял первое место, также считаю важным достижением первое место в шестом этапе российских кольцевых гонок, проходивших в 2020 году в Нижнем Новгороде. И, думаю, это только начало.

Ангелина НОВИКОВА

Фото дано героем

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.