Вы здесь

Определены требования к организации дистанционного образования


Министерство образования определило требования к организации дистанционного образования при реализации образовательных программ высшего, среднего специального и профессионально-технического образования (постановления Министерства образования № 430 и № 431).


В частности, по ряду специальностей обучение в дистанционной форме не допускается. Нельзя, например, готовить дистанционно педагогов, медиков, специалистов по ядерной и радиационной безопасности, специалистов в архитектуре и строительстве, горном деле и так далее.

Условиями организации образовательного процесса на базе учреждения высшего образования в дистанционном формате являются наличие электронных образовательных ресурсов по учебным дисциплинам, учебных планов специальностей, системы электронного обучения, включающей программные и технические средства, электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие освоение студентами образовательных программ или их частей, взаимодействие участников образовательного процесса, мониторинг и протоколирование субъектами образовательного процесса различных видов учебной деятельности, включая регистрацию цифрового следа обучающегося в, организацию и проведение аттестации, регистрацию цифрового следа преподавателя.

Электронная образовательная среда должна включать систему электронного обучения, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, личный кабинет студента, с помощью которого обеспечивается защищенный персонализированный доступ в электронную образовательную среду.

Современные технические средства должны идентифицировать личность студента, контролировать постоянное его присутствие в месте прохождения аттестации, не допустить подмены студента другим лицом, выявлять и регистрировать возможные попытки нарушения установленных правил проведения аттестации со стороны студента и прочее.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными стандартами специальностей и учебными планами специальностей учреждений высшего образования, согласно учебным программам.

При получении дистанционного образования аттестация студентов проводится в следующих форматах. Текущая — как в очном, так и дистанционном. Промежуточная аттестация — в очном формате по итогам всех семестров во время лабораторно-экзаменационных сессий или в комбинированном формате (по итогам каждого учебного года: за первый семестр учебного года — в дистанционном формате по мере готовности учащегося к аттестации, за второй семестр учебного года — в очном формате во время лабораторно-экзаменационной сессии в конце учебного года); итоговая — в очном формате.

Постановлением Министерства образования также урегулированы основные требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования в дистанционной форме получения образования.

В частности, говорится, что учащиеся до того, как начнут обучение в дистанционной форме, должны быть обеспечены необходимыми инструкциями по работе и процессу обучения в электронной образовательной среде. Для каждого учащегося формируется личный кабинет в электронной образовательной среде и предоставляются учетные данные для доступа в систему и к базе учебных материалов в соответствии с учебным планом.

Педработники проводят учебные занятия с использованием разнообразных форм, методов, приемов и средств, обеспечивают идеологическую и воспитательную составляющую учебных занятий, взаимодействуют с учащимися с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с утвержденными графиками образовательного процесса, расписаниями учебных занятий, графиками консультаций.

При разработке учебного плана в дистанционной форме получения образования количество учебных часов по учебным предметам, модулям профессионального компонента планируется не менее 40% от учебных часов, предусмотренных учебным планом по специальности (специальностям) в дневной форме. Остальные часы — для самостоятельного освоения содержания образовательной программы учащимся.

Проведение практики, производственного обучения в учреждении образования возможно с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебно-программной документацией учреждения образования. Однако это не касается производственной практики.

Также в постановлении прописаны вопросы текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Надежда НИКОЛАЕВА

Превью: pexels.com

Выбор редакции