Вы здесь

Депутат Людмила Нижевич — о приоритетах бюджетной политики в этом году


 Депутаты Палаты представителей во втором чтении рассмотрели законопроект «О республиканском бюджете на 2023 год». Основной финансовый документ страны на десятой сессии одобрили и члены Совета Республики. В целом расходы республиканского бюджета на будущий год запланированы в объеме 36,5 млрд рублей, доходы — в 33,4 млрд рублей. За этими цифрами — конкретные проекты, направленные на поддержку национальной экономики, повышение благосостояния граждан.


Фото: БелТА.

— Людмила Ивановна, республиканский бюджет на 2023 год сформирован и уже одобрен парламентариями. Расскажите, пожалуйста, какая работа предшествовала представлению основного финансового документа страны в нижней палате парламента?

— Законопроект «О республиканском бюджете на 2023 год», внесенный в Палату представителей Советом Министров Республики Беларусь 24 ноября, прошел три чтения: нулевое (с участием премьер-министра), первое и второе. Проект закона был принят парламентариями 20 декабря 2022 года. Этому предшествовали расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам при непосредственном участии министра финансов и его заместителей, заместителей министра по налогам и сборам, первого заместителя министра труда и социальной защиты населения, заседания с заинтересованными госорганами. Однако участие депутатов в подготовке проекта бюджета не ограничивается стенами парламента и такими сжатыми сроками. В течение всего календарного года депутаты, члены нашей комиссии, участвуют в работе Консультативного совета по корректировке Налогового кодекса, являются членами межведомственной рабочей группы по разработке прогноза социально-экономического развития и бюджета, рассматривают эти вопросы на заседаниях президиума Совета Министров. В течение года в адрес Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам депутатами направляются с учетом практики применения и вопросов, поднимаемых на местах, предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, ряд из которых нашел свое отражение в законах, принятых в прошлом году. Ежегодно нами проводятся выездные мероприятия с участием специалистов профильных министерств по изучению практики применения действующего законодательства, рассматриваются проблемные вопросы формирования и использования местных бюджетов. В 2022 году такой семинар был проведен на базе Узденского района Минской области.

— С чего будут формироваться доходы бюджета?

— В 2023 году доходы консолидированного бюджета в целом прогнозируются в сумме 57,2 млрд рублей (24,2% к ВВП). Доходы республиканского бюджета 2023 года планируются в размере 33,4 млрд рублей (14,1% к ВВП) и по сравнению с оценкой поступлений 2022 года увеличатся на 6,6 млрд рублей (24,6%). Доходы республиканского бюджета включают: налоговые доходы, из которых наибольший удельный вес — 60 % — занимает налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, неналоговые доходы, безвозмездные поступления. В состав доходов республиканского бюджета включены также доходы государственных целевых бюджетных фондов.

— На что в основном будут направлены расходы?

— Расходы консолидированного бюджета на 2023 год планируются в сумме 60,7 млрд рублей, или 114,2% к оценке текущего года, республиканского бюджета — в сумме 36,5 млрд рублей, или 109,9% к ожидаемому исполнению 2022 года. Расходы консолидированного бюджета на 2023 год на финансирование социальной сферы определены в размере 27,2 млрд рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2022 года на 17,7 %. Из них 10,4 млрд рублей планируется потратить на здравоохранение, 10,3 млрд рублей — на образование. В экономической структуре консолидированного бюджета расходы на оплату труда (с взносами) и пенсии военнослужащим составляют 38,6 %. Фонд оплаты труда работников бюджетных организаций (с взносами) в консолидированном бюджете запланирован в сумме 15,6 млрд рублей, с ростом на 2,3 млрд рублей. Законопроектом «О республиканском бюджете на 2023 год» предусмотрено передать трансферты бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на общую сумму 1,9 млрд рублей, местным бюджетам — в общей сумме 7,6 млрд рублей. На финансирование строительства жилья с государственной поддержкой планируется направить более 1,6 млрд рублей, на выплату «семейного капитала» — 429,4 млн рублей. Расходы на оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием) предусмотрены в размере 1,1 млрд рублей. На финансирование Государственной инвестиционной программы запланировано направить 806,3 млн рублей. Расходы республиканского дорожного фонда — осуществить в размере 1017,1 млн рублей.

— Получается, расходы бюджета-2023 превышают доходы. За счет чего будет покрываться дефицит?

— Дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит 3 173,8 млн рублей. Его планируется профинансировать за счет остатков средств республиканского бюджета, внешних государственных займов, привлечения заимствований на внутреннем рынке.

— Несмотря на санкционное давление, бюджет сохранил социальную направленность...

— В функциональной структуре расходы консолидированного бюджета представлены следующим образом: здравоохранение — 17 %, образование — 16,9 %, социальная политика — 7,9 %, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации — 2,9 %. Таким образом, расходы на социальную сферу составят около 45% средств консолидированного бюджета. Вместе с тем, будет продолжена реализация мероприятий по повышению заработной платы работникам бюджетных организаций, продолжится финансовая помощь государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, компенсация процентов по кредитам, выданным на строительство жилья нуждающимся гражданам и многодетным семьям, предусмотрены средства на развитие инженерно-транспортной, энергетической инфраструктуры. В рамках реализации мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС запланированы в республиканском бюджете средства на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан пострадавших территорий. Продолжится программа оказания помощи семьям, воспитывающим детей: в консолидированном бюджете на эти цели предусмотрено 430,8 млн рублей, из них на формирование семейного капитала — 429,4 млн рублей, что на 13% выше, чем в 2022 году. Предусмотрена централизованная закупка специального автотранспорта с последующей передачей областным и Минскому городскому исполнительным комитетам для учебных заведений, учреждений социального обслуживания населения, автомобилей скорой медицинской помощи.

С учетом нормативов потребности в образовании предусмотрены средства на выплату стипендий учащимся, содержание и развитие материально-технической базы, необходимой для обеспечения учебного процесса и безопасной эксплуатации зданий. Бюджетная политика в области здравоохранения будет направлена на формирование современного здравоохранения, совмещающего эффективную деятельность, реализацию государственных гарантий путем повышения доступности и качества медицинской помощи населению.

— Предусмотрено, что у работников бюджетных организаций повысится заработная плата. Благодаря чему это будет возможно?

— Рост оплаты труда будет обеспечен за счет увеличения базовой ставки на 10 %, повышения отдельным категориям работников бюджетной сферы стимулирующих выплат в соответствии с принятой программой деятельности правительства до 2025 года на 55 %. Кроме того, проектом закона предусмотрено создание дополнительного резервного фонда Президента в размере Br394 млн, средства которого при выполнении прогнозных показателей в первую очередь будут направляться на повышение оплаты труда. Аналогичные фонды рекомендуется создать в местных бюджетах. Эти меры позволят обеспечить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы в размере 1454 рублей, или 75% от заработной платы по стране.

— Одна из особенностей республиканского бюджета 2023 года — новые субвенции. Какие сферы смогут на них рассчитывать?

— С 2023 года в республиканском бюджете вводится новый вид субвенций, направленных на поддержку сельского хозяйства. Это средства на закупку минеральных удобрений, проведение культуртехнических мероприятий, приобретение мелиоративной и другой сельскохозяйственной техники неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям. Всего на эти цели предполагается направить 190 млн рублей средств республиканского бюджета. 50 млн рублей планируется передать в виде субвенций областям на текущий ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов. Кроме того, на финансирование гражданских инициатив предусмотрено направить 700 тысяч рублей: по 100 тысяч рублей каждой области и Минску.

Вероника КАНЮТА

 

 

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.