Вы здесь

Громкая премьера спектакля «Дети. Версты» по мотивам произведений Якуба Коласа


На Камерной сцене Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа состоялась премьера спектакля «Дети. Версты» по мотивам произведений «На дороге жизни» и «На перепутье» народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Постановка приурочена к 140-летию со дня рождения Песняра. В общем, сам Якуб Колас еще в юности очень увлекся театром, а во время учебы в Несвижской учительской семинарии был причастен к постановкам, которые там проводились.


Геннадий Гайдук — Станционный смотритель.

Коласовцы на протяжении всей своей истории не раз обращались к его творчеству. Первое подобное обращение произошло в 1937 году. Это была драма «Война войне». Последний — в 2018-м: «Сымон-музыка» по одноименной поэме.

Зал в первые премьерные вечера был полностью заполнен, что свидетельствует о большом интересе к новому спектаклю, да и вообще к тому литературному материалу, который выбрали коласовцы. Публика смогла увидеть два актерских состава, и при неизменности режиссерского рисунка, сценографического и пластического решения это были очень непохожие показы, обусловленные индивидуальностями исполнителей, их различным диапазоном, темпераментом, профессиональным опытом.

Но сначала о художественно-постановочной группе. Над спектаклем работала приглашенный режиссер Инес Амами. Живет она в Москве. Имеет актерское образование — училась в Российском институте сценических искусств в Санкт-Петербурге. Сейчас приобретает режиссерское образование в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина. Это ее первый опыт сотрудничества с государственным театром. До этого она осуществляла постановки только в частных проектах. Сценограф спектакля — режиссер-постановщик Коласовского театра Андрей Жигур. Над пластикой работал артист Белорусского театра «Лялька», он же хореограф Сергей Толкач. Он уже не раз и довольно успешно сотрудничал с коласовским театром.

Пьесу создал молодой российский драматург Артем Казюханов (Москва). Она написана на основе двух произведений, очень разных даже по жанру. Первый — «На дороге жизни» — драматический образ, второй — большое эпическое полотно, трилогия «На перепутье». Естественно, невозможно было втиснуть ее в один спектакль, поэтому из последнего произведения взяты только отдельные сюжетные линии и герои — учителя Лобанович и Саханюк, подловчий Баранкевич и его сын Чесь, дочери писаря Анна и Мария. Произведения непохожи не только жанрово, но и по стилю. Если «На дороге жизни» — произведение абсолютно символистическое, вроде купаловских драматических поэм раннего периода, то «На перепутье» написано в реалистическом направлении. Пожалуй, сложно было и драматургу, и особенно режиссеру органично соединить их в одно целое. Но авторам и создателям спектакля это удалось.

Антон Барановский — Василий, Ксения Каминская — Мария.

Постановка «Дети. Версты» рассказывает о судьбах станционного смотрителя и женщины, которые пересекаются на дороге жизни. Затянутые в круговорот, в вихре воспоминаний, главные герои объединены одним вопросом: как жить, куда двигаться? Семья, чувство долга, невозможность понять ближнего, любовь и самолюбие... Память открывает полузабытые страницы жизни одну за другой. Как малыши, несведущие дети, бродят герои по своим воспоминаниям, и кажется, что это продлится до конца времен. Смогут ли они наконец найти свой путь, преодолеть суеверия и предрассудки, обрести утраченное, пока не стало слишком поздно?

На первом показе центральную роль женщины исполняла актриса Коласовского театра, ведущий мастер сцены Светлана Жуковская. Образ получился очень объемный. Здесь присутствует и сильная внутренняя наполненность, психологизм, и ирония, сочный народный юмор (так свойственный Коласу), и — ближе к финалу — монументальность и трагическая возвышенность. Именно последние качества работы позволили актрисе уйти от излишнего бытовизма и придать спектаклю определенную философскую обобщенность. В общем, кажется, что исполнитель вместе с режиссером очень точно выстроила всю действующую партитуру роли и сыграл ее как по нотам.

Очень достойно выглядели и другие центральные персонажи — Станционный смотритель (Геннадий Гайдук) и Василий, сын женщины (Антон Барановский). Первый из них приобретает некие обобщенные, типизированные черты человека, который много знает о людях и понимает в жизни такое, что трудно даже выразить в словах, он — своеобразный доморощенный философ, наблюдатель. Очень темпераментно, наполнено, можно даже сказать, неистово ведет свою роль его молодой коллега Антон Барановский. Если что-то делает, то в полной мере. Полностью отдается своей любви. Здесь он способен вытерпеть издевательства, унижение, тумаки односельчан. Полностью отдается учебе либо рисованию. Обращаешь внимание на прекрасную энергетику артиста, который не жалеет себя на сцене.

Если каждый из этих исполнителей создает один образ, проходящий через весь спектакль, то другие играют по две, а то и по три роли (если учесть эпизоды или массовку), причем абсолютно непохожие. В первом составе это Тимур Жусупов, который выходит то в образе благородного, по-христиански милосердного священника, то выпивохи — учителя Саханюка, то петушка в массовке, а также Михаил Асанов (Круглый, Чесь), Максим Ратомский (Лобанович, Баранкевич), Ксения Каминская (Мария, Девушка), Татьяна Рогот (Анна, сестра Василия и Саша, младшая дочь писаря). Каждый сумел найти интересные краски для своих образов. У их персонажей есть интересные подробности, психологические детали, благодаря которым перед нами предстают живые, конкретные люди. Кроме того, и в этом заслуга как режиссера-постановщика, так и исполнителей — в спектакле создан сильный актерский ансамбль.

Во втором составе в роли женщины мы увидели актрису Раису Грибович. Ее образ более бытовой, жизненно познавательный. Это простая деревенская женщина, которая испытала много горя, прошла через множество испытаний, которые в чем-то закалили ее характер. Актриса старается не повторить игру второй исполнительницы роли, она более сдержана в проявлении своих чувств, эмоций, делает акцент на сильном волевом характере женщины, который, возможно, и стал причиной недопонимания и конфликтов с сыном. Исполнитель словно постепенно готовит свою героиню к тому эмоциональному взрыву, той великой эмоциональной драме, великому материнскому горю, которое накрывает Кабета во время встречи с сыном, который фактически отверг ее, назвал нищей, бросив ей в лицо несколько монет. Словно мир в ее глазах перевернулся, потерялся какой-то внутренний стержень, смысл жизни. Но после желания покончить жизнь самоубийством есть надежда найти пропавшую дочь. Начинается новая дорога, вернее, поиск ее.

Светлана Жуковская — Кабета.

Примерно в этом же направлении работает и заслуженный артист Республики Беларусь Георгий Лойко, который во втором составе исполняет роль смотрителя. К своему образу он идет быстрее через бытовую манеру исполнения. Его ухажер более земной, более реальный, чем в первом составе.

Василий в «прочтении» Дмитрия Филимоненкова — романтичный, возвышенный юноша, эмоционально более сдержанный, чем первый исполнитель, душевно тонкий, он скорее напоминает поэта или художника. Особенно хорошо удается артисту финальный монолог его героя.

Отлично умеют переключаться с одного образа на другой Дмитрий Коваленко (Священник, Саханюк, очень яркие его животные — собака Баранкевича, петушок), Евгений Береснев (Баранкевич и выходы в массовке), Роман Богатырь (Круглый, Чесь), Ульяна Атясова (Мария, Девушка), Светлана Суходолова (Саша, массовка).

Стоит отметить изобретательную сценографию Андрея Жигура, который использовал в спектакле мультимедийные средства: большие экраны словно увеличивают движения героев, укрупняют их на фоне белорусских пейзажей. Этот прием сильно выстреливает в финале, когда множество детей, разбросанных судьбой, жизнью по всему миру, отовсюду бегут в объятия Матери-Беларуси.

Юрий ИВАНОВСКИЙ 

Фото Алеся ЗАМКОВСКОГО

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.