Вы здесь

Как попасть в топ белорусской книжной продажи?


Кто с детства знает, что лучший подарок — книга, тот может убедиться в этом и в течение взрослой жизни. А некоторые ценят книгу потому, что в ней спрятан клад мудрости разных поколений, они следят за новинками в книжных магазинах независимо от повода. А есть и те, кто только открывает для себя планету книг. Читатели сейчас разные, но держать с ними связь — основная задача тех, кто сегодня создает книги на разных уровнях. Для этого в Беларуси существует сеть книжных магазинов, которая стремится наладить более широкие отношения с аудиторией. В том числе с помощью современных технологий. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной перспективам развития государственной торговой сети «Белкнига» и вообще распространению белорусской книги.


Фото: ТГ-канал Мининформа.

— Сегодня мы достаточно активно развиваемся как розничная сеть, — засвидетельствовал Владимир Матусевич, генеральный директор торговой сети «Белкнига». У нас 86 магазинов, четыре общих торговых объекта. Есть даже литературное кафе, которое находится в книжном магазине «Светоч». Общая выручка за 2022 год превысила 51 миллион. По предварительным данным, вырос товарооборот по сравнению с прошлым годом. Поэтому есть перспективы развития предприятия. Главной задачей остается реализация книжной продукции. Она составляет более 60%. И, конечно, книга сегодня, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, остается фактором формирования информационно-культурного пространства, формирования общественного мнения, ментальности людей. Мы видим, что интерес к чтению есть и у молодых людей, которые также являются посетителями наших книжных магазинов, покупают книги, читают их. Поэтому книга — это не столько товар, сколько явление в культурной жизни страны.

Александр Карлюкевич, директор-главный редактор издательского дома «Звязда», председатель Союза писателей Беларуси обратил внимание на совместные с ОАО «Белкнига» усилия по пропаганде чтения:

— Действительно, сегодня издательства не могут существовать без адресной книжной торговли. Книга не станет известной, если ее не пропагандировать. Поэтому те авторы, которые являются членами Союза писателей Беларуси, книги которых выпускает Издательский дом «Звязда», очень активны в сотрудничестве с книжными магазинами «Белкниги», где проходят традиционные автограф-сессии и презентации. Но надо сказать, что в последние годы нетрадиционными стали подходы к организации презентаций и автограф-сессий. Мы очень благодарны ОАО «Белкнига» и Министерству информации Республики Беларусь за книжный магазин «Светоч» — это современная площадка, где можно организовать выступления, собирать широкую аудиторию. Если говорить о книгах, изданных в «Звязде», то недавно мы презентовали роман российского писателя Николая Черкашина «Брестские врата». Надо отметить, что читатели проявили большой интерес к книге, и это, безусловно, влияет на продажу книги. Очень часто на площадку «Светочи» и других книжных магазинов «Белкниги» приходят детские писатели. Сегодня мы наблюдаем всплеск детской литературы, и поэтому можно выбрать книгу на любой вкус. Внимание к книге зависит и от того, как книга выставлена на полках книжных магазинов. Очень приятно, что сотрудники ОАО «Белкнига» это учитывают, подбирают книги белорусских издательств и отмечают лучшие по оформлению книги, адресованные юным читателям. Потому что родители приходят в книжные магазины с детьми, а маленьких читателей книги привлекают иногда обложкой. Высокую активность проявляют такие писатели, как Екатерина Хадасевич-Лисовая, Ирина Карнаухова, Инна Фролова, Елена Стельмах, Сергей Трахименок.

Есть планы проехать более широко по регионам. Мы собираемся сделать наши встречи методичными — когда придут и книготорговцы, и организаторы книжной торговли, чтобы высказать свои замечания и представления о том, какие книги должны быть на полках в книжных магазинах. Очень ценно, что в нашей стране хранится централизованная сеть книжных магазинов, потому что в ряде стран на постсоветском пространстве еще в начале ХХ века эта сеть полностью перешла в частные руки либо вообще развалилась.

Как отметил Владимир Матусевич, в книжном обороте примерно 70% занимает белорусская книга, изданная отечественными издательствами. Естественно, что большую часть составляет учебная и учебно-методическая литература, которая используется в образовательном процессе (это более 45 % В общем объеме книжной продукции). Остальное приходится на другие сегменты: художественную литературу, детскую, справочную, деловую... Очень широко в нашей книготорговле представлена российская литература, потому что у нас общее информационное и языковое пространство. Но и белорусские книги продаются за рубежом. Есть партнеры с российской стороны и определенный экспорт в Российскую Федерацию. Кроме того, проходят профильные книжные выставки-ярмарки и мероприятия по линии Союза писателей, когда также осуществляется реализация белорусской книжной продукции. Наибольший интерес из того, что идет по линии ОАО «Белкнига», вызывает литература о нашей стране, ее традициях, историческая, в том числе посвященная Великой Отечественной войне, — то, что в настоящее время актуализировано в медийном поле. Например, книга «Геноцид белорусского народа» (издательство «Беларусь») среди всех необучаемых книг, проданных через предприятие «Белкнига», имела наибольшую реализацию.

— Книги в Беларуси приобретают не только отдельные читатели, но и библиотеки. По опыту «Издательского дома «Звязда», это происходит довольно систематизировано. В бюджете отмечается, на какую сумму должны быть запланированы средства на приобретение книг для школьных библиотек и публичных библиотек системы Министерства культуры Беларуси (а это библиотеки и в районных центрах, и в поселках городского типа, агрогородках) — это серьезные цифры, — отмечает Александр Карлюкевич. — Надо учитывать и тот факт, что книги сегодня недешевые. Библиотеки в меньшей степени имеют дело с книжными магазинами «Белкниги», а работают непосредственно с сетью государственных издательств.

— Спрос на белорусскую литературу на самом деле есть, если посмотреть на топ продаж ОАО «Белкнига», — объясняет Владимир Матусевич. — На первых местах, конечно, учебная литература, так как есть запрос со стороны учебного процесса. Но среди книг художественной литературы на первых позициях именно белорусские авторы. В абсолютном топе Короткевич: «Дикая Охота короля Стаха» (наибольшее количество по продаже за прошлый год), «Колосья под серпом твоим», другие его произведения. Далее следуют классики – Иван Шамякин, Иван Мележ (также можно проследить связь с образовательным процессом), «Полесские робинзоны» Янки Мавра.

Литературу для подростков издателям хотелось бы видеть больше на уровне предложений от авторов. Речь об уровне книг, подобных произведениям советских писателей Альберта Лиханова, Анатолия Алексина, Анатолия Рыбакова и белорусских классиков Янки Мавра, Михаила Лынькова, Владимира Дубовки, известных в свое время Ивана Серкова, Михаила Герчика, Эдуарда Скобелева. В издательском доме «Звязда» несколько лет работают над серией «Переходный возраст», которая направлена на подростков, постоянно идет поиск авторов для этой серии.

Современные технологии позволяют не терять связь с молодой и даже детской читательской аудиторией. Для этого создавался онлайн-проект «Чытанка», который реализуют совместно ОАО «Белкнига», Союз писателей Беларуси, Министерство информации Республики Беларусь. ОАО «Белкнига» — это прежде всего сеть книжных магазинов, ориентированная на реализацию бумажных изданий, но онлайн-торговля демонстрирует рост в два раза за прошлый год по сравнению с предыдущим годом. Эта работа будет совершенствоваться, в том числе и в части скорейшей доставки книг читателю через сотрудничество с предприятием «Белпочта». Вся деятельность книготорговцев и издателей так или иначе направлена на решение задачи по пропаганде чтения. А современный покупатель формирует свое мнение и свое представление о книге в очень широкой зависимости от информации о ней. Например, недавно вышел роман Анны Чиж-Литаш «Сто и одно свидание», тираж в более чем 1000 экземпляров разошелся за три месяца. Книга стала хитом продаж не в малой степени из-за того, что автор очень активно работает в социальных сетях. А если это дает плоды, то почему не пользоваться? Никто не отменяет и традиционные способы рекламы книги. Акции, презентации книг будут проводиться более системно по различным направлениям: работа с детьми, с молодежью и т.д. предусмотрена система скидок для определенных категорий граждан — от многодетных семей до пенсионеров. Есть у ОАО «Белкнига» сотрудничество с партнерами, например, организациями физической культуры и спорта: человек сделал покупку в книжном магазине — может получить скидку на посещение спортивного зала. Цель одна — забота о человеке.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции