Кажется, что это аксиома — любовь к своему ребенку заложена в каждой женщине самой природой. Однако в реальной жизни иногда встречаешь тех, кто своим поведением опровергает это утверждение, и история знает достаточно примеров «холодных матерей». Хорошо известно, что Надежда Осиповна Пушкина не испытывала тепла и нежности к своему гениальному сыну Александру. Прекрасная поэтесса Марина Цветаева любила старшую дочь Ариадну, сына Георгия и была совершенно равнодушна к дочери Ирины. Гала (Елена Дьяконова) — муза и жена Поля Элюара и Сальвадора Дали — отличалась полным отсутствием чувств к единственной дочери Сесиль Элюар, которую не пожелала увидеть даже накануне смерти. Актриса, известная защитница животных Брижит Бардо, признавалась, что никогда не испытывала желания быть матерью и после рождения сына Николя легко переложила все заботы о нем на родственников.
Чем объясняется такое отношение к своим потомкам? Выясняем это с психологом Татьяной Шарандой.
— Современная наука утверждает, что материнского инстинкта нет, а есть биологический фиксированный комплекс действий в ответ на предъявление ключевого стимула — ребенка. «Запуск» любви начинается с момента родов, когда плод проходит по материнским трубам и активизирует выработку гормонов окситоцина и пролактина, — говорит специалист. — Именно эти нейромедиаторы вызывают желание обнять, накормить и обласкать младенца. Интересно, что уход новорожденного активизирует у представительниц прекрасного пола мощный выброс гормонов удовольствия. Добавьте к этому еще волшебные щечки, большие глазки, «завязочки» на пухленьких ножках и ручках. Все это и пробуждает материнские чувства. Вместе с тем существует и обратный механизм. Если по какой-то причине происходит гормональный сбой и чувства у женщины «не зажигаются», то можно наблюдать синдром «мертвой матери».
— Но материнские чувства не исчерпываются физиологией?
— Нет. Хотя эти чувства генетически обусловлены, но формируются задолго до зачатия. Социальная среда, в которой растет и воспитывается девушка, может существенно повлиять на ее отношение к будущим потомкам. Были периоды, когда по отношению к детям доминировал подход: «Бог дал — Бог и забрал». Раньше рожали много детей и не скорбели по поводу их смерти. Иногда рождение ребенка воспринималось даже как наказание — лишний рот. Лично знала женщину, которая через всю жизнь пронесла боль от слов матери: «У других дети умирают, а у меня все живы». И в современном обществе достаточно примеров жестокого обращения с собственными сыновьями и дочерьми.
— Отказ женщинами детородного возраста иметь потомство — это сбой какого-то биологического механизма или своеобразный модный тренд?
— Движение чайлдфри возникло в середине XX века в западных странах, а сегодня добралось уже до востока. Рыночные отношения сформировали такую систему ценностей, что в ней почти не осталось места для ребенка. Карьерный рост, материальные интересы, путешествия — все это для многих современников выглядит гораздо более важным и нужным, чем малыши, требующие много времени, сил, внимания. И если под маркой того, что «часики тикают» заставить женщину рожать, это может печально закончиться как для нее самой, так и для потомства. Без психологической готовности любовь к ребенку может проснуться с опозданием или не проснуться вообще.
— Что отличает любящую мать от той, которая не знает этого чувства? Есть ли какие-то объективные признаки, маркеры?
— Материнская любовь — это безусловность и ответственность, теплота отношений, желание ухаживать, защищать своего ребенка. Синонимы материнской нелюбви — равнодушие и холодность. Определить «мертвую мать» исключительно по поведению сложно, потому что все ее отличительные признаки можно легко перепутать с обычной усталостью, выгоранием. Самый объективный маркер таких женщин — жизненный сценарий детей. Например, бытует мнение: именно «холодные» мамы приводят мальчиков и девочек в экстремальные виды спорта, а в подростковом возрасте дети таких женщин сами выбирают виды спорта с большой вероятностью травматизма. Иногда «мертвая» мать угадывается по явному стремлению ускорить развитие ребенка — быстрее отправить его на собственный хлеб. Иногда задумываешься над чувствами мамы, которая рассматривает сына или дочь преимущественно как «проект». Часто даже не учитывается физиологический потенциал потомка — мать решила, что надо идти в гимназию, значит, надо!
— Как объяснить причины материнской нелюбви? Может ли такое отсутствие чувств вызвать послеродовая депрессия?
— Да, такое случается. Разлука с отцом ребенка, измена мужчины, потеря близкого человека могут привести у беременной к стрессу. В результате женщина не испытывает никакой радости от рождения младенца и начинает считать себя плохой матерью. К счастью, сегодня послеродовая депрессия лечится.
— Могут ли матери не любить детей из-за того, что они не оправдывают ожиданий, которые возлагаются на них? Например, женщина видит своего сына в будущем бизнесменом, а тот не имеет никакой склонности к этому, растет творческой личностью.
— Это может вызвать неудовольствие прагматичной, амбициозной женщины, но о синдроме «мертвой» матери здесь речи нет. Обычно отсутствие материнских чувств проявляется с момента рождения ребенка. Если женщина изначально рада маленькому, то она, как правило, будет любить его потом всяким: и в переходном возрасте, и в несчастье, и если он окажется неблагодарным. Не исключены обиды, претензии, усталость, но не равнодушие, не настоящий холод.
— Всегда ли наркотическая и алкогольная зависимости ведут к потере материнских чувств?
— Нет. Среди женщин, страдающих от зависимости, достаточно тех, которые по-своему любят детей. Дело в другом — со временем такие серьезные болезни неизбежно сказываются на физическом, эмоциональном, социальном состоянии женщины, и это способно разрушить личность, привести в итоге к потере материнских чувств.
— Можно ли говорить о материнской нелюбви в тех случаях, когда женщина воспринимает ребенка как препятствие на пути обустройства личной жизни?
— Можно. «Прицепом» ребенка считают те матери, у которых нет эмоциональной связи с ним, а есть тотальный эгоизм и чрезмерная любовь к себе.
— Есть мнение: некоторые женщины не любят дочерей, потому что неосознанно завидуют им, ревнуют к мужу и другим мужчинам. Согласен с этим?
— Иногда мужчина, не получая тепла от жены, находит его у дочери, и у них складываются очень гармоничные доверительные отношения. Это может вызвать ревность, обиду, недовольство даже у любящей матери и в итоге испортить отношения. В чистом виде зависть и ревность к дочери может чувствовать только любимая в себя женщина.
— Если бы к вам на прием пришла клиентка, которая не хочет иметь детей, вы бы ее убеждали изменить свое мнение? Ведь, рожая ребенка, женщины нередко меняют свои взгляды и становятся хорошими матерями.
— Убеждать — значит брать на себя ответственность. В моей практике немало случаев, когда мужчины обращаются с просьбой уговорить их спутниц родить ребенка. Это сложно. Многое зависит от того, чем продиктовано нежелание иметь детей. Одно дело, когда это объясняется заболеваниями женщины, беспокойством за здоровье будущего потомка, сомнениями в способности его обеспечить, и совсем другое, когда причина — эгоизм, стремление жить исключительно в свое удовольствие. Материнство подразумевает жертвенность. Если в женщине ее нет, то убедить стать душевно щедрой, научиться отдавать, думаю, не по силам ни одному психологу. На мой взгляд, сегодня мало говорят о психологической готовности к материнству. Еще Иоанн Златоуст говорил: «Дайте мне поколение хороших матерей-христианок, и я изменю мир». Материнство — очень ответственная миссия. А мы, к сожалению, об этом часто забываем.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
«Одно невозможно без другого».
«Важный момент, что явные симптомы аутизма есть, но родители не хотят замечать их».
99 процентов детских ожогов можно предотвратить.
«Огненные деревни. Нельзя забыть».