Вы здесь

Облики Анастасии Слуцкой


Княгиня-амазонка... Меч в руках красавицы, оборонительная стена средневекового города... Одна из узнаваемых и самых привлекательных фигур белорусской истории, которая, говорят, стала прототипом былинной Анастасии Микуличны. Ее облик и подвиг увековечен в самых разных жанрах искусства... В этом году легендарной Анастасии Слуцкой 550 лет. Давайте по этому поводу попробуем разобраться, что мы знаем о ней, что не знаем и о чем догадываемся.


Почему Анастасия вышла замуж за двоюродного брата?

Анастасия осиротела, когда ей не было и десяти — отец, князь Иван Мстиславский, заместитель Минский и Витебский, умер в 1483-м. Богатый был род... Поэтому для двух дочерей-наследниц нашлись самые родовитые женихи. Старшая, Ульяна, вышла за князя Михаила Заславского, для Анастасии избрали князя Симона Олельковича-Слуцкого.

Непростой была судьба жениха, который, кстати, потерял отца приблизительно в таком же возрасте, что и Анастасия. Да не обычным образом потерял...

Тот отец, Михал Олелькович, участвовал в беспорядке против великого князя литовского Казимира Ягеллона. Великого князя должны были завлечь на свадьбу Анны Кобринской и Феодора Бельского и убить. Когда мятеж раскрыли, сбежать удалось только Федору Бельскому, а Михалу Олельковичу отрубили голову на плахе.

К счастью, вдове Михаила, Анне Мстиславской, удалось добиться, чтобы ее сын не лишился всего — ему оставили часть родительских владений, Слуцк и Копыль. Но когда настало время искать невесту, непросто было найти прославленный род, который захочет породниться со «преступниками» и стать подозрительными в глазах короля. И Анна Мстиславская решила, что в невестки лучше подойдет кто-то из племянниц, дочерей ее брата Ивана Мстиславского, или Ульяна, или Анастасия.

Так Анастасия стала женой двоюродного брата Симона.

Могла ли Анастасия стать великой княгиней?

Молодой князь, который вел происхождение от Ольгерда, был достаточно амбициозен и воинственен. Когда вскоре после свадьбы умер Казимир Ягеллон, Симон выставил свою кандидатуру на трон. Его поддержала православная шляхта. И хотя великим князем стал брат Казимира Александр Ягеллон, Симон остался самым влиятельным в Великом княжестве магнатом, а его Слуцкое княжество обрело автономию. Имело фактически и собственную армию, которой пришлось оттачивать мастерство в постоянных драках.

Полистаем Ипатьевскую летопись. В лето 7011 (1503). Битикерей, сын Миндикерея царя Перекопских татар, прийде с Татары под Слуцко... и положившеся Татаре кошем под Слуцком, распустиша загоны по своему обычаю, и поплениша около Клецка и Несвижа, и замок в Клецку сожгоша, и токмо в шести милех от Клецка возвратишася; паки, в то же лето, прийдоша отай под Слуцко Татаре и плениша даже до Новгородка, и в то время собрася на них Симеон князь Слуцкий со прочими паны, и гониша за Татары даже до Припети. Идеже погромиша и полон отъяша".

Таких записей в тогдашних хрониках хватает. Князь Симон Олелькович был полководцем храбрым и умелым, защищал свои владения, а также православную веру. Такой вполне мог быть достойным великим князем, чтобы обстоятельства сложились иначе.

Правда ли Анастасия Слуцкая билась, как воин?

Мы знаем из написанного об этой героине, что она после смерти мужа вынуждена была возглавить оборону Слуцка. Но на самом деле за военное дело Анастасии пришлось взяться еще раньше. Когда была беременной второй раз, дочерью Александрой, Симон Олелькович был в походе, а к городу в очередной раз подошли татары, аж трехтысячный отряд... И кольчугу княгиня себе заранее заказала, и меч у нее был. Верхом на коне, в доспехах, с мечом в руках княгиня вывела свое войско против татар в поле — и откинула их. А князь Симон уже шел на помощь, татар тех догнал, «идеже погромиша их и полон отъяша».

А когда князь Симон Олелькович умер от холеры, занесенной теми же татарами, Анастасии пришлось все оборонительные дела взять на себя. Давайте снова обратимся к летописи: «В лето 7013 (1505) идеже старейший сын Махметкерей пойде и положися кошем под Менском, и взят его и всю страну попленил, поведе в плен самых людей кроме товара около ста тысячей, и инаго безчисленнаго добра во свою землю повезе; а брат его Битикерей иде под Слуцко, на самое Успение, идеже запреся княгиня Симеонова Анастасия, вдова, со младым сыном Юрием, и хотяху Татаре взяти Слуцк, и не могоша, биша бо их из града крепко».

Хронист XVI века. Матей Стрыйковский так описывает в стихах одну из военных операций Анастасии:

«Настасся, княгіня Слуцкая, сваіх баяр

Паслала перахапіць палахлівых татар.

Шмат іх пад Капылём было забіта

І горлам ля Пятровіч заплаціла мыта».

Судя по всему, Анастасия Слуцкая действительно была белорусской амазонкой, женщиной-рыцарем.

Принуждал ли князь Михаил Глинский Анастасию к браку?

Яркий и отрицательный персонаж легенды об Анастасии Слуцкой — князь Михаил Глинский. Победа войск Анастасии над татарами под Копылем, которую описывал Матей Стрыйковский, произошла незадолго до знаменитой битвы под Клецком, в которой десятитысячное войско под руководством Михаила Глинского разбило тридцатитысячное войско Бити-Гирея.

Михал Глинский и Анастасия Олелькович были знакомы с детства — отец Михаила какое-то время служил в Мстиславле у ее отца. Какие отношения тогда связывали детей, можно только додумывать...

У Глинского была бурлящая молодость. Его отец Лев, как и отец Симона Олельковича, участвовал в беспорядке против Казимира Ягеллона. Поэтому и послал сына подальше, путешествовать по Европе. Михаил Глинский был высокого роста, сильный, не зря имел прозвище Дородный. За двенадцать лет путешествий изучил все европейские языки. Дружил с монархами, воевал то за одного, то за другого, получил орден Золотого руна, прославился и в рыцарских, и в куртуазных забавах. Окончил медицинский факультет Болонского университета, в Риме брал уроки живописи, однажды соблазнил племянницу Папы Римского, в корчемной драке искалечил сына декана и убежал в качестве матроса на корабле...

Короче, князь Михаил Глинский был из тех, кто не прочь и на королевский трон замахнуться. Матей Стрыйковский в своих хрониках записал, что Глинский сватался к овдовевшей Анастасии, но получил отказ и тогда попытался захватить Слуцк силой.

Некоторые ставят под сомнение эти сведения — Стрыйковский был хронистом заангажированным, работал на врагов Глинского, который на то время стал перебежчиком. Романтическая история о любви к немолодой уже женщине, от которой потерял рассудок тридцативосьмилетний Глинский, кажется маловероятной. Разумеется, брак был бы выгоден для князя, и не отказался бы он добавить к своим владениям Слуцк и Копыль. Но все-таки осаждал Слуцк не он сам, а его двоюродный брат Андрей Дрождж. В Ипатьевской летописи читаем: «1514: В сие лето Глинский некто в Литве много зла починил...и Слуцко хотел взяти под Анастасиею княгинею Симеоновою, но не може, тылко волость ея якоже Татаре поплени».

Упомянутый Дрождж, кстати, очень мутная личность. Говорят, именно из-за него Глинский перессорился со многими магнатами. Глинский познакомил Дрожджа с великим князем Александром, тот смог понравиться государю и получил от него Лидское наместничество — вкусный кусочек, отнятый у магната Юрия Ильинича.

Лидская шляхта нового наместника не признала, а король обвинил в бунте Ильинича и приказал посадить в темницу. Когда Александр Ягеллон умер, Ильинич освободился и тут же начал интриговать против Глинского... Такой вот белорусский Яго времен ВКЛ, этот Андрей Дрождж... Не удивлюсь, если выяснится, что он, чтобы выслужиться перед благодетелем — двоюродным братом, проявил инициативу и взялся особенно жесткими средствами добывать тому невесту. Хотя надо признать, что и Михаил Глинский не проявлял сентиментальности на путях к цели. Совершить набег, отрубить голову врагу и возить ее насаженном колу — запросто.

Кстати, в борьбе с войском Дрожджа проявился подросший княжич Юрий, сын Симона и Анастасии: пробрался с войском в тыл врагам и заставил их отступить.

Как она выглядела?

Прижизненного портрета княгини Анастасии Слуцкой не сохранилось. А изображение имелось на фреске Тупичевского монастыря в Мстиславле. К сожалению, фреска исчезла вместе со разрушенным монастырем. В церкви Слуцкого Православного Свято-Троицкого монастыря хранились портреты Симеона и Анастасии Слуцких, но выполненные в иконописной манере, то есть условные. Закрепилось воображение: княгиня обязательно была красивой и, разумеется, крепкой и отважной. Эти черты проявились в памятнике, который открылся в Слуцке перед Дворцом бракосочетаний.

Скульптор Сергей Оганов изучил много портретов той эпохи, в том числе типажи Олельковичей, вот и получился собирательный образ.

В фильме по сценарию драматурга Анатолия Делендика Анастасия Слуцкая — личность довольно романтичная. Балет «Анастасия», музыку к которому написал Вячеслав Кузнецов, показывает героиню в разных ипостасях — от влюбленной девушки до владычицы. Художники любят рисовать княгиню в доспехах, с мечом.

Интересно, что по крайней мере два наследника Анастасии Слуцкой причислены к лику Белорусских святых. Это ее внук Константин (Василий) Острожский, сын великого полководца Константина Острожского и дочери Анастасии Александры. А внучке Анастасии, святой Софии Олелькович, дочери Юрия Олельковича, в Слуцке тоже стоит памятник.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.